Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛАВА 3. Разработка цикла этических бесед по окружающему миру, направленных на развитие экологического сознания у учащихся 9-10 лет
3.1 Цель и методика формирующего эксперимента
Формирующий эксперимент проводился в ГБОУ СОШ № 331 Невского района г. Санкт-Петербург в феврале 2015 года в 3 «А» классе, экспериментальной группы из 10 человек.
Цель данного эксперимента – развитие экологического сознания у учащихся 3 «А» класса ГБОУ СОШ № 331, через использование этических бесед.
Задачи формирующего эксперимента: - повысить уровень экологического сознания у учащихся экспериментальной группы; - установить повысился ли интерес к окружающему миру у учащихся экспериментальной группы; - выявить уровень знаний окружающего мира у учащихся экспериментальной группы.
Для реализации поставленных задач были проведены серии этических бесед: - «Забота о птицах»; - «Забота о кошках и собаках»; - «»; - «»; - «Нелюбимые животные жабы и летучие мыши»; - «Гадюка».
Более подробно хочется остановиться на анализе некоторых бесед. Первая беседа «Забота о птицах». Поставленные цели и задачи были успешно реализованы. В ходе беседы учащимся давались знания, которые помогали формировать ответственное отношение к птицам, доносили до сознания учащихся значение заботы о птицах, вызывали уважительное отношение к пернатым и желание заботится о них. Для развития экологического сознания учащимся давались глубокие знания о птицах, и подчеркивалась их значимость в природе, а также их значение в жизни человека.
Вторая беседа была посвящена домашним питомцам, а именно кошкам и собакам. В первой части беседы мы рассматривали вопрос о заботе о собаках. В целях формирования экологического сознания, мы также обращали внимание на практическую деятельность школьников по данному вопросу. Затем мы с учащимися обсуждали, как правильно заботится о кошках. Во второй части беседы учащимся предлагалось объяснить способы заботы, которые им больше запомнились и понравились
В ходе беседы «в гостях у жабы и летучей мыши» с учащимися обсуждались данные животные, их способы существования и польза для окружающей природы. На дом было задано найти интересные факты про нелюбимых животных (животные, которые не очень нравятся и чем-то пугают На следующее занятие учащиеся принесли различные интересные работы и прокомментировали их.
Выводы формирующего эксперимента: Поставленные цели и задачи успешно реализованы в ходе проведенных внеклассных мероприятий. Учащиеся активно отвечают на вопросы и с удовольствием работают как творчески, так самостоятельно и коллективно. Такого рода работы способствовали большему пониманию и закреплению изученной темы в ходе каждой беседы. На каждом мероприятии учащиеся находили связь новой темы беседы с предыдущей и сами называли её «экологической связью». В констатирующем эксперименте им встречался вопрос «Нужно ли человеку знать об окружающем мире?». И вот, на одном из мероприятий, я спросила у них «Зачем же нам о нём знать?», на что учащиеся ответили: «Если мы не будем о нем знать, то, получается, мы не будем знать, где мы живем. А чтобы жить хорошо, надо ещё и знать, как заботиться о месте, где мы живем. Дети понимают, что их цель знать об окружающем мире, и учиться его защищать и улучшать и это немаловажный компонент развития экологического сознания.
В ходе эксперимента нами был установлен тип экологического сознания у детей экспериментальной группы. Из четырех типов «Экологист», «Пассивный пессимист», «Пассивный оптимист» и «Необеспокоенный» дети этой группы подходят под описание третьего типа «Пассивный оптимист», так как независимо от финансов, они обеспокоены экологической ситуацией, но уверены в её улучшении за счет правильного поведения людей по отношению к природе. В заключение можно сделать вывод: 1. Уровень экологического сознания у учащихся экспериментальной группы значительно повышен. 2. Повышен интерес учащихся к окружающему миру. 3. Уровень знаний об окружающем мире у учащихся экспериментальной группы высокий.
На основе установленных выводов, можно также предположить, что в контрольном эксперименте учащиеся покажут высокий уровень экологического сознания и интереса к окружающему миру выше предыдущего.
3.2 Контрольный эксперимент
Для проверки эффективности проведенных мероприятий было проведено повторное контрольное анкетирование. При этом использовалась та же анкета, что и в констатирующем эксперименте. Контрольный эксперимент проводился в ГБОУ СОШ № 331 Невского района г. Санкт-Петербург в феврале 2015 года в 3 «А» классе, экспериментальной группы из 10 человек.
Цель данного эксперимента – оценка уровня сформированности экологического сознания учащихся 3 «а» класса ГБОУ СОШ №331.
Задачи контрольного эксперимента: - установить изменился ли уровень экологического сознания у учащихся экспериментальной группы; - сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов на выявление уровня экологического сознания у учащихся экспериментальной группы; - оценить приобретенные знания об окружающем мире у учащихся экспериментальной группы.
Вопрос 1 «Должен ли человек знать об окружающем мире?» Варианты ответа: а) да; б) нет. Ожидаемый ответ – а) да
Учащиеся класса: а) ответили 10 чел. (100%) а) ответили – 10 чел (100%) б) ответили 0 чел. (0%) б) ответили – 0 чел. (0%) до после
Сравнивая результаты констатирующий и контрольного экспериментов, можно сделать вывод, что понимание значения знаний об окружающем мире осталось на том же уровне, что и было.
Вопрос 2 «Что такое экология?» Варианты ответа: а) наука о доме; б) название игры. Ожидаемый ответ – а) наука о доме.
Учащиеся класса: а) ответили 10 чел. (100%) а) ответили 10 чел. (100%) б) ответили 0 чел. (0%) б) ответили 0 чел. (0%) до после
Судя по результатам, констатирующего и контрольного эксперимента у учащихся экспериментальной группы результаты оказались высокими без изменений.
Вопрос 3 «Какой поступок вы считаете аморальным (плохим)?» Варианты ответа: а) забота о бездомных животных; б) вырубка лесов. Ожидаемый ответ – б) вырубка лесов.
Учащиеся класса: а) ответили 5 чел. (50%) а) ответили 0 чел (0%) б) ответили 5 чел. (50%) б) ответили 10 чел. (100%) до после
В контрольном эксперименте учащиеся экспериментальной группы показали высокий уровень по данному вопросу. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у учащихся экспериментальной группы повысился выбор такого варианта как вырубка лесов. Это объясняется тем, что по данной теме проводились этические беседы, посвященные данному вопросу. Вопрос 4 «Гуляя по лесу вы видите тлеющие угли. Как вы поступите?» Варианты ответа: а) пройдете мимо; б) потушите их. Ожидаемый ответ: б) потушите их.
Учащиеся класса: а) ответили 8 чел. (80%) а) ответили 10 чел.(100%) б) ответили 2 чел. (20%) б) ответили 0чел.(0%) до после
Здесь учащиеся экспериментальной группы дали намного больше правильных ответов на вопрос, который ранее вызывал у них трудности и теперь дети знают, что делать, если обнаружили тлеющие угли в лесу. Вопрос 5 «Следует ли истреблять таких насекомых как комары и мухи?» Варианты ответа: а) да; б) нет. Ожидаемый ответ: б) нет.
Учащиеся класса: а) ответили 7 чел. (70%) а) ответили 0чел. (0%) б) ответили 3 чел. (30%) б) ответили 10 чел.(100%) до после
Учащиеся экспериментального класса показали результаты значительно выше по данному вопросу, поскольку изучали тему «Насекомые» на уроках окружающего мира.
Вопрос 6 «Надо ли заботиться об экологии?» Варианты ответа: а) надо; б) надо изредка; в) надо постоянно. Ожидаемый ответ в) надо постоянно.
Учащиеся класса: а) надо – ответили 6 чел. (60%) б) надо изредка – ответили 2 чел. (20%) в) надо постоянно – ответили 2 чел. (20%) ДО После а) надо – ответили 3 чел. (30%) б) надо изредка – ответили 0 чел. (0%) в) надо постоянно – ответили 7 чел. (70%)
У учащихся экспериментального класса по сравнению с констатирующем экспериментом уровень представлений о пользе насекомых и их значении в экосистеме повысился. Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод, что у учащихся экспериментального класса в контрольном эксперименте показали высокий уровень.
Вопрос 7 «Как вы поступите, если найдете гнездо с птенцами?» Варианты ответа: а) заберу с собой; б) оставлю на месте. Ожидаемый ответ: б) оставлю на месте.
Учащиеся класса: а) ответили 1 чел. (10%) а) ответили 1чел. (10%) б) ответили 9 чел. (90%) б) ответили 9 чел. (90%)
до после
В констатирующем эксперименте учащиеся обоих классов знали, как правильно поступить, если найдут гнездо с птенцами. Контрольный же эксперимент показал, что уровень данных знаний остался без изменений и дети поступят правильно в данной ситуации. И это говорит о высоком уровне экологического сознания Вопрос 8 «Вы увидели на дороге гусеницу. Что вы сделаете?» Варианты ответа: а) наступлю; б) обойду. Ожидаемый ответ: б) обойду.
Учащиеся класса: а) ответили 1 чел. (10%) а) ответили 0 чел. (0%) б) ответили 9 чел. (90%) б) ответили 10 чел. (100%) до после
Судя по диаграмме, учащиеся экспериментального класса усвоили новые знания и теперь знают, что делать, если найдут на дороге гусеницу, и усовершенствовали свои знания поведения в природе, что объясняется системой работы над развитием экологического сознания.
Вопрос 9 «Как вы относитесь к истреблению животных?» Варианты ответа: а) все равно; б) положительно; в) отрицательно. Ожидаемый ответ: в) отрицательно.
Учащиеся класса: а) ответили 0 чел. (0%) а) ответили 0 чел. (0%) б) ответили 7 чел. (70%) б) ответили 9 чел. (90%) в) ответили 3чел. (30%) в) ответили 1 чел. (10 %) до после
По результатам учащихся, можно сделать вывод, что дети знают, что такое браконьерство и понимают, как к этому относиться, что свидетельствует о высоком уровне экологического сознания.
Вопрос 10 «Можно ли срывать первоцветы?» Варианты ответа: а) нельзя; б) не знаю; в) почему бы и нет? Ожидаемый ответ: а) нельзя.
Учащиеся класса: а) ответили 0чел. (0%) а) ответили 0 чел. (0%) б) ответили 1чел. (10%) б) ответили 0 чел. (0%) в) ответили 9 чел. (90%) в) ответили 10 чел. (100%) до после
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального и контрольного классов высокий уровень экологического сознания.
Выводы по контрольному эксперименту: Контрольный эксперимент был проведен с целью проверки эффективности бесед формирующего эксперимента.
В результате контрольного эксперимента нами было установлено, что учащиеся экспериментальной группы обладают высоким уровнем экологического сознания
По результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод: - уровень экологического сознания у учащихся экспериментальной группы повысился; - оценены результаты констатирующего и контрольного экспериментов на выявление интереса к окружающему миру у учащихся экспериментальной группы; - у учащихся экспериментальной группы развито экологическое сознание, поскольку они осознают ценности всего живого.
У учащихся экспериментальной группы верные знания о роли человека в природе. Ребята понимают значение природы для человека. Тип экологического сознания у ребят в ходе эксперимента изменился. Дети считают человека высшей ценностью природы. Большая часть учащихся обладает экоцентричным типом сознания, которое характеризуется гармоничным развитием человека и природы. По результатам контрольного эксперимента можно заметить, что процент ребят с антропоцентрическим типом мышления значительно снизился, что свидетельствует об успешной работе в ходе формирующего эксперимента.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что она может использоваться на внеклассных мероприятиях или на уроках окружающего мира, потому что очень важно прививать бережное отношение человека ко всему живому.
Заключение Целью моей работы было теоретически обосновать и разработать серию внеклассных мероприятий, направленных на развитие экологического сознания с использованием этических бесед для учащихся младшего школьного возраста.
Анализ теоретического исследования показал, что формирование экологического сознания предполагает такую перестройку взглядов и представлений человека, когда усвоенные им экологические нормы становятся одновременно нормами его поведения по отношению к природе.
С целью подтверждения гипотезы исследования, мною был проведён констатирующий эксперимент, направленный на развитие экологического сознания у учащихся 3 «б» класса ГБОУ Гимназия №498 Невского района г. Санкт-Петербург. Задачи констатирующего эксперимента: - выявить уровень экологического сознания у детей младшего школьного возраста; - выявить наличие интереса к окружающему миру у учащихся экспериментального и контрольного классов; - выявить уровень знаний об окружающем мире у учащихся контрольного и экспериментального классов.
Для реализации поставленных задач нами были разработаны две анкеты: - на выявление уровня экологического сознания; - на выявление наличия интереса к окружающему миру у детей младшего школьного возраста. У учащихся экспериментального и контрольного классов не сформировано экологическое сознание, поскольку они не осознают ценности всего живого. Ученики обоих классов не осознают важность всех мер по охране природы.
На основе теоретических выводов нами был разработан проект, который был направлен на развитие экологического сознания младших школьников. Был проведён формирующий эксперимент, задачами которого было: - повысить уровень экологического сознания у учащихся экспериментального класса; - установить повысился ли интерес к окружающему миру у учащихся экспериментального класса; - выявить уровень знаний окружающего мира у учащихся экспериментального класса.
Для реализации поставленных задач были проведены серии этических бесед: - «Природа и наша безопасность»; - «Поможем природе»; - «Труд людей»; - «Человек и экономика»; - «Экологическая безопасность».
Для повышения уровня развития экологического сознания мною были проведены внеклассные мероприятия. В ходе бесед учащиеся отвечали на заданные вопросы, узнавали новое и активно выполняли задания на предложенные ситуации, делали выводы по каждой беседе. Каждая новая беседа начиналась с повторения ранее изученных тем. Это способствовало развитию экологического сознания младших школьников. 1. Уровень экологического сознания у учащихся экспериментального класса значительно повышен. 2. Повышен интерес учащихся к окружающему миру. 3. Уровень знаний об окружающем мире у учащихся экспериментального класса высокий.
По итогам бесед, можно сделать вывод, что учащиеся экспериментального класса показали достаточно высокий уровень экологического сознания.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что она может использоваться на внеклассных мероприятиях или на уроках окружающего мира, потому что очень важно прививать бережное отношение человека ко всему живому.
Список используемой литературы 1. Бобылёв С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. М.: Инфра-М, 2008 2. Симонова Л.П. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии: Учебно-методическое пособие для начальной школы. 1998 3. М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Олова. Возрастная и педагогическая психология. Педагогическое общество России. Москва 2003 4. Е.Ф. Козина, Е. Н. Степанян. Методика преподавания естествознания. Москва. 2004 5. Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Москва. 2001. 6. А.В. Миронов. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. Москва. 2002 7. И.П. Подласый. Педагогика начальной школы. Москва. 2008. 8. С.Л. Рубинштейн. Проблемы общей психологии. Москва «Педагогика». 1976.
|