Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Записываем эти качества в таблицу.
2. Ну, а теперь ситуация вторая: подросток отпрашивается у мамы пойти погулять, но не говорит с кем, куда идет, и чем будет заниматься. Задача родителя попытаться “выудить” эту информацию. Задача ребенка - как можно корректнее отпроситься, у родителя, чтобы у него не возникало никаких сомнений, но не говорить правду. В конце мы вместе разберем данную проблему и решим, как же лучше на самом деле поступить обеим сторонам, чтобы не возникло конфликтной ситуации. Выбираем участников.
Уч. Мама, я пойду погуляю? М: С кем? Уч. С ребятами. М: Ну, а с кем? Уч. Как обычно, со своими друзьями М: У тебя их много! Уч: Какая разница, с кем? М: Большая разница. Уч: Мамуль, я иду гулять с моими самыми лучшими друзьями, ты, ведь, прекрасно знаешь, с кем! М: А куда? Уч: Просто гулять! М: Сегодня такая погода ужасная, что по улицам будете гулять? Уч: Мама, мы еще не решили точно куда пойдем, сейчас встретимся, обсудим и я тебе перезвоню, не волнуйся!
Вед: я, думаю, наши участники хорошо справились с этим заданием. Скажите, что могло привести к конфликту и что его предотвратило? Дети: Двоякая ситуация: мама может сказать: не все твое общение мне нравиться, и это вызовет гнев, а значит конфликт. А она сказала, что волнуется за меня, ей небезразлично мое общение – так что зачем скрывать и делать ей больно? Вед: Конфликт тем самым предотвращен. А что скажут родители? Родители: Здесь от ребенка тоже зависела ситуация. Он мог сказать, что ему недоверяют, проверяют, ответить грубостью и это то, что привело бы к развитию конфликта, а ответ показал уважение к нашим заботам - таким ответом удалось избежать конфликт.
Вед: Какой вариант поведения используют в ситуации родитель и ребенок? Дети: Здесь мы явно видим уход от конфликта. Вед: А помогают в этом какие качества? Родители: «ВЗАИМОПОНИМАНИЕ» Дети: «УВАЖЕНИЕ» «Согласие» Вписываем в таблицу.
3. А сейчас я хочу обратиться к родителям: Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком и старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома?
Родители: 1. " Ты должен хорошо учиться! " 2. " Ты должен думать о будущем! ", 3. " Ты должен уважать старших! " 4. " Ты должен слушаться учителей и родителей! ".
Вед к детям: Все эти выражения обусловлены родительской заботой. Вы принимаете их для себя?
Дети: 1. Не всегда. Конечно, родители заботятся о нас, но в этих выражениях почти нет обращений, построенных в модальности возможного: " Ты можешь: ", " Ты имеешь право...", " Тебе интересно..." 2. В них слышится не только забота, но и приказной тон, демонстрация полной власти. 3. А еще взрослые могут сказать следующее: " Я могу тебя наказать...", " У меня есть полное право...", " Я старше и умнее..." 4. Мы понимаем, что мы " не можем ничего" для нас - одни запреты, а взрослые - " могут все", у них - полная свобода действий, а – это очевидная несправедливость.
Вед: Действительно, несправедливость обостряет взаимодействия детей со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Слова " должен", " обязан" вызывают тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не " вытянуть" возложенной на нас ноши долга. Поэтому такие заявления необходимо свести к минимуму.
Давайте потренируемся! Как правильно высказать мысль, не обидев друг друга, и, не уронив, достоинства друг друга. Пример: Вместо слов: " Ты должен учиться! " можно сказать: " Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться". Попробуем: Детям: " Ты должен думать о будущем! " Ответ: " Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать? " Родителям: " Ты должен уважать старших! " Ответ: " Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека" Детям: " Ты должен слушаться учителей и родителей! " Ответ: " Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться" Родителям: " Лжец", " Ты опять врешь! " Ответ: " Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду", " Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать" Вед: Вот видите, всегда можно найти более мягкие и позитивные формулировки, при сохранении общего смысла высказывания. При этом они будут безобидны для обеих сторон, что поможет избежать напряженности в отношениях, а, значит, и конфликта. Какое качество мы запишем в нашу таблицу так называемых «положительных качеств»? Ответы: Дети: Нужно уметь убеждать, при этом без унижений, оскорблений, высокомерия, грубости. Родители: 1. Коммуникабельность 2.Умение влиять на другого Дети: 1.Красноречие 2.Умение аргументировать свою позицию 3.Умение убеждать
Я вам предлагаю самостоятельно поупражняться дома и взять для примера следующие высказывания: . " Мы в твои годы жили гораздо хуже! "
" Ты должен ценить заботу старших".
" Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой! "
" Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать! "
" Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду! "
" Давай дневник, проверим, что у тебя там! Ты должен всегда показывать мне дневник! "
(Родителям выдать бумажный вариант.)
5. Давайте разыграем проблемную ситуацию «На приеме у психолога» На прием к врачу пришла мама с дочерью – десятиклассницей Таней. Наедине с психологом мама высказала наболевшее. Я заранее дала вам задание «Подготовить взаимную претензию друг к другу. Начнем с родителей. Все высказывания психологам (их роль играют – 1 родитель и 1 учащийся) Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, громкая музыка! Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти косметику! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды. Вед: Изложив ситуацию, мама вышла за дверь. В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала. Таня: Родители конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы поболтать с друзьями: «Мой посуду!» А главное - постоянно хотят командовать мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если не подчиняешься, сразу называют неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.
Вед: Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?
Примерные ответы детей: 1. Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба. 2. Получить паспорт, участвовать в выборах президента. 3. Делать, что тебе захочется. 4. Делать не то, что хочешь, а то, что должен. 5. Иметь много обязанностей. 6. Жить по правилам, выполнять все законы.
Вед: Обратимся к психологам. Как вы объясните им их поведение? Какие дадите советы? Примерные ответы детей: Родители: Мама выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе Дети: Таня тоже выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку. Родители: Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к своим детям. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Дети: Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.
Вед: Итак, мы рассмотрели еще два варианта поведения в конфликтной ситуации: приспособление и компромисс. Какие качества лягут в основу этих вариантов?
Дети: 1.УМ, 2.ПОРЯДОЧНОСТЬ Родители: 1.ТРУДОЛЮБИЕ 2.УСТУПЧИВОСТЬ 3.Терпение Посмотрим на нашу таблицу она получилась довольно большой, хотя продолжать ее можно еще долго Для каждого из вас эти качества и умения различны по значимости. Давайте посмотрим, в каком порядке вы их разложили в таблице. Вписываем. Вывод: Есть совпадения во взглядах, есть и расхождения, но вывод один: В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него достойно выйти. И эти качества и умения вам в этом помогут
|