Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право на свободу экономической деятельности
Конституция нашей страны провозглашает свободу экономической деятельности, то есть право каждого использовать свои способности и имущество любым не запрещенным законом способом. Обязательным для реализации указанного права является соблюдение принципа равных возможностей. На деле, однако, этот важнейший принцип не всегда находит должное отражение в действующем законодательстве. В частности, в России, как и во многих других странах, существует институт специального права, обусловливающего владение какой-либо вещью или занятие какой-либо деятельностью особым дозволением со стороны государства. Например, для приобретения огнестрельного оружия в собственность необходимо получить разрешение в органах внутренних дел. Многими видами экономической деятельности нельзя заниматься без получения соответствующей лицензии. Подобные ограничения допустимы и оправданны и в силу этого не могут рассматриваться как нарушающие свободу экономической деятельности. Проблемы, однако, возникают, когда специальное право оказывается как бы на стыке повседневной (частной) и экономической деятельности. Взять хотя бы право на управление транспортным средством. Этого права можно лишить за административное правонарушение, что в принципе, конечно, справедливо. Ведь нарушение правил дорожного движения зачастую несет особую опасность для общества и для отдельных граждан, а следовательно, должно быть наказуемо. Но эффективность наказания может достигаться разными мерами, такими как назначение штрафа, административного ареста и др. Наказание же в виде ограничения специального права, видимо, должно быть дифференцированным. Иначе есть риск правовой коллизии, возникающей, например, когда специального права на управление автомобилем лишается человек, чья профессиональная деятельность с этим же правом и связана. В описанной ситуации он будет лишен возможности работать по специальности, то есть ограничен в праве на свободу экономической деятельности и выбор трудовой деятельности. В почте Уполномоченного за отчетный год имеется пример на этот счет. Водитель карьерного самосвала был лишен права на управление транспортным средством сроком на полтора года. Это административное наказание он понес в связи нарушением, допущенным при управлении личным автомобилем в выходной день. Иными словами, никак не в связи со своей трудовой деятельностью. При этом, по словам заявителя, карьер, на котором он работал, был в его городе единственным предприятием, где за неимением иных мест для трудоустройства было занято практически все трудоспособное население. Эти обстоятельства в расчет приняты не были и в результате заявителя лишили возможности не только управлять своим личным автомобилем, но и зарабатывать средства к существованию. В похожей ситуации оказался фермер, лишившийся на год права управлять автомобилем, а заодно и возможности использовать свой трактор - единственный источник тягловой силы в хозяйстве - и оказавшийся потому на грани банкротства. Изучив обращения обоих заявителей, Уполномоченный оказался вынужден констатировать, что помочь им не может, ибо они были наказаны в соответствии с действующим законодательством. В том и состоит проблема, что в подобных случаях действующее законодательство фактически допускает " удвоение ответственности", то есть ситуацию, в которой граждане могут быть лишены права управления своим личным автомобилем, а " попутно" и права на трудовую деятельность. Иными словами, за аналогичные нарушения наказания для " автолюбителей" и водителей-профессионалов могут оказаться неодинаковыми, что, видимо, содержит признаки нарушения принципа их равенства перед законом. Между тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает лишения специального права на охоту для граждан, занимающихся ею как основным видом трудовой деятельности. Уполномоченный отнюдь не призывает давать профессиональным водителям некую " индульгенцию" на нарушение правил дорожного движения. Речь лишь о необходимости различать нарушение, совершенное при управлении личным автомобилем, и такое же нарушение, совершенное в рабочее время при управлении служебным автотранспортом. В первом случае без ущерба для закона и справедливости водителю-профессионалу может быть назначено наказание, альтернативное лишению его специального права на управление автомобилем. Еще одной формой ограничения свободы экономической деятельности является установление государством квот или запрета на конкретные виды продукции или виды предпринимательства. К сожалению, далеко не все ограничения такого рода являются оправданными. К примеру, принцип единства экономического пространства России предполагает равенство возможностей осуществления предпринимательской деятельности на всей ее территории. Вполне очевидно, что при наличии на то достаточных оснований законодатель вправе установить в этой области ряд ограничений. Плохо, однако, когда основания устранены, а ограничения остаются. В течение трех с лишним лет на контроле у Уполномоченного находился необычный вопрос о таможенном регулировании внутри России, конкретно на территории Чеченской Республики. Впервые в поле зрения Уполномоченного он попал в связи с поступлением ряда жалоб на запрет ввоза в Чеченскую Республику товаров иностранного происхождения. Указанный запрет был установлен Правительством Российской Федерации в Постановлении от 05.11.1999 г. N 1223 в связи с проведением на территории этой республики контртеррористической операции. Конституционность указанного Постановления была проверена Конституционным Судом, который Определением от 16.01.2007 г. N 22-О отказал в принятии к рассмотрению соответствующего запроса Народного Собрания Чеченской Республики. Конституционный Суд счел, что, вводя запрет на ввоз иностранных товаров, Правительство России преследовало законные цели и действовало в пределах своей компетенции, а сам запрет как форма ограничения свободы экономической деятельности был соразмерен обстановке, существовавшей на момент его введения. Вопрос же о том, насколько актуальными оставались мотивы и цели введения запрета, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, не входил в его компетенцию. Не вполне удовлетворившись таким исходом, Уполномоченный обратился к Председателю Правительства России с просьбой поручить рассмотреть вопрос о возможности отмены упомянутого запрета. При этом Уполномоченный особо подчеркнул, что контртеррористическая операция практически завершена, положение в Чеченской Республике стабилизируется, в связи с чем права граждан на возвращение к месту прежнего проживания и на свободное занятие экономической и иной, не запрещенной законом деятельностью, не должны ограничиваться. Свое обращение федеральный Уполномоченный проиллюстрировал примером из почты Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике. Речь в этом примере шла о злоключениях предпринимателя А., намеревавшегося ввезти из Республики Казахстан в Чеченскую Республику шестьдесят тонн сухих кормовых дрожжей и получившего на то все необходимые разрешения ветеринарного и фитосанитарного надзора. Проверка правильности таможенного оформления груза, проведенная на Астраханском таможенном посту, нарушений также не выявила. Однако груз был все равно конфискован в пользу государства на основании Постановления Правительства России N 1223. Обращение Уполномоченного к Председателю Правительства было передано на рассмотрение в Федеральную таможенную службу. Которая предложение Уполномоченного об отмене запрета на ввоз иностранных товаров в Чеченскую Республику поддержала, но помочь в этом никак не смогла, сославшись на то, что отмена постановления Правительства Российской Федерации находится целиком в компетенции Правительства. Получив такой ответ, Уполномоченный повторно обратился к Председателю Правительства Российской Федерации с тем же предложением. В начале отчетного года запрет на ввоз товаров иностранного производства на территорию Чеченской Республики был наконец отменен. Эта несколько припозднившаяся мера будет способствовать обеспечению свободы экономической деятельности на территории республики. В отчетном году в законодательство, регулирующее экономическую деятельность, были внесены и другие изменения, как будто призванные укрепить и конкретизировать гарантии ее свободы. Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с 1 января 2011 года плановые проверки, не включенные в ежегодный план проведения плановых проверок (что бы это ни означало), будут являться грубым нарушением закона. Возможность проведения " внеплановых проверок" закон между тем допускает. Стоит добавить, что отмеченная терминологическая путаница накладывается, к сожалению, на присущую российскому законодательству правовую неопределенность многих процедурных норм. В силу этого в данном случае предприниматель, ставший объектом проверки, не может знать, законна она или нет, и не может быть уверен в том, что воспрепятствование незаконной, по его мнению, проверке сойдет ему с рук. Предпринимателю остается лишь надеяться на то, что по его заявлению в органы государственного или муниципального контроля проверка будет признана незаконной, а ее результаты - отменены. Позволит ли новый закон исключить или хотя бы минимизировать практику внезапных или чрезмерно частых проверок, на которые предприниматели регулярно жалуются Уполномоченному, пока не вполне понятно. В случае необоснованного решения налоговой инспекции о блокировке расчетного счета " пострадавшим" от этого предпринимателям будет отныне выплачиваться компенсация, предусмотренная Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ " О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования". Хотелось бы надеяться, что новая норма позволит ограничить злоупотребления в работе налоговых инспекций. С 1 января 2011 года также вступили в силу положения Федерального закона от 27.12.2009 г. N 368-ФЗ " О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон " О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона " О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". В результате изменения порядка обложения налогом доходов в виде дивидендов, получаемых российскими организациями, больше компаний сможет воспользоваться льготной ставкой налога на прибыль.
|