Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право на защиту семьи






Согласно Конституции Российской Федерации семья находится под защитой государства и пользуется его поддержкой. При этом Семейный кодекс Российской Федерации не содержит определения понятия " семья", что позволяет государству с достаточной гибкостью реагировать на самые разные жизненные ситуации, в которых семейные отношения возникают не только между супругами или родителями и детьми, но также и между другими родственниками и иными лицами.

Принципиально важно также, что право граждан на защиту семьи предполагает прежде всего невмешательство государства в семейные отношения. Эта незыблемая норма закреплена в действующем российском законодательстве, а также в соответствующих международных документах, участницей которых является Российская Федерация.

Вместе с тем в особых оговоренных в законе случаях вмешательство государства в дела семьи не только возможно, но и необходимо. В случаях, когда члены семьи перестают исполнять свои обязанности друг перед другом, например родители не заботятся о своих детях (или наоборот), без вмешательства государства не обойтись. Задачей государства будет при этом как защита прав отдельных членов семьи, так и семьи в целом.

Действующее российское законодательство четко устанавливает ответственность родителей за неисполнение своих обязанностей перед детьми. Ненадлежащее исполнение ими этих обязанностей может повлечь за собой ограничение родительских прав или даже уголовное наказание. Вопрос, однако, в том, что установить факт неисполнения родительских обязанностей без учета конкретной жизненной ситуации, психологии самого ребенка и многих других привходящих обстоятельств порой непросто. Иными словами, каждая конкретная ситуация требует индивидуального подхода и просто по определению не имеет стандартных решений.

Именно поэтому Уполномоченного крайне беспокоят случаи, когда местные органы власти, не изучив досконально все объективные обстоятельства, решают вопрос об ответственности родителей по некоему шаблону.

В отчетном году к Уполномоченному обратилась гражданка Е. из г. Юбилейного Московской области. Местные органы власти отобрали у заявителя дочь, девочку-инвалида, обвинив при этом мать в нарушении права ребенка на образование. Девочка была очень привязана к матери и тяжело перенесла разлуку с ней. Установить столь важный, хотя и " нематериальный" факт было, наверное, несложно. А установив его, можно было бы подумать о том, как помочь матери и ее ребенку. Ничего этого сделано не было.

В итоге Уполномоченному удалось защитить права этой семьи, но, что характерно, отнюдь не в силу отмеченных индивидуальных обстоятельств, а по причине неисполнения местными органами власти всех требуемых процедур. Проверка с выездом на место установила, что дочь отобрали у матери без участия представителей органов опеки и попечительства, без оформления предусмотренных документов. Тем самым законные основания для действий местных органов власти отсутствовали. Девочка была возвращена в семью.

В целом опыт рассмотрения подобных обращений приводит к выводу о том, что в действующем законодательстве необходимо предусмотреть более четкие и понятные критерии и механизмы, позволяющие разлучить ребенка с семьей лишь в самом крайнем случае, когда по-другому уже нельзя. Во всех прочих случаях следует подумать об альтернативных мерах - об оказании родителям помощи, о временном ограничении родительских прав и т.п. Важно также предусмотреть и процедуру возврата ребенка в семью. И, конечно, во всех без исключения случаях, когда права и интересы ребенка, с одной стороны, и родителей - с другой, вступают в противоречие, ребенку должен быть назначен законный представитель.

Совершенно недопустимо, по мнению Уполномоченного, отбирать детей у родителей только потому, что последние находятся в тяжелом материальном положении. Если родители действительно не могут обеспечить своего ребенка всем необходимым в силу объективных причин, а не потому, например, что злоупотребляют алкоголем и ведут асоциальный образ жизни, усилия государства в лице органов опеки должны быть направлены на изыскание средств и способов оказания таким родителям помощи и поддержки.

В отчетном году к Уполномоченному поступило обращение в защиту прав гражданки К., матери четырех несовершеннолетних детей из г. Санкт-Петербурга. В декабре 2009 года органы опеки и попечительства отобрали у К. детей, а прокуратура обратилась в суд иском о лишении ее родительских прав.

Считая такие действия необоснованными, Уполномоченный обратился к прокурору города с просьбой взять ситуацию под личный контроль, имея в виду принятие мер для восстановления прав К. и ее детей. И пришел от прокурора ответ, повествовавший о " нехорошем человеке" К., не желающей заботиться о своих детях, нигде не работающей, соседями по коммунальной квартире характеризующейся отрицательно и к тому же имеющей долг по квартплате в размере 145 тыс. рублей. Подробно рассказал прокурор и о помощи, которую оказывали К. местные органы власти. К сожалению, насколько можно было понять, об устройстве двух малолетних детей К. в детские дошкольные учреждения они все же не позаботились. Между тем без этого К. было, видимо, трудно выйти на работу. Кроме того, местные органы власти, похоже, даже не задумались о том, почему ежемесячные коммунальные платежи К. за комнату в коммуналке составляли 3600 рублей.

В мае отчетного года Колпинский районный суд г. Санкт-Петербурга принял по иску прокуратуры решение о временном ограничении родительских прав К. на шесть месяцев. На момент подписания настоящего доклада окончательное решение вопроса о лишении К. родительских прав не было принято, судебное заседание перенесено на 1 марта 2011 года. Грустная и типичная история.

По данным Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), до 60% многодетных семей в России находятся за чертой бедности. При таком отношении к ним со стороны государства многим, видимо, не избежать судьбы К. (См. приложение 2.15.1.)

В своем послании Федеральному Собранию 30 ноября отчетного года Президент России уделил особое внимание вопросам поддержки семьи, предоставления детям возможности для самореализации. Со своей стороны, Уполномоченный, разделяя озабоченность главы государства этими вопросами, хотел бы обратить внимание на следующее. Забота государства о многодетных семьях - дело чрезвычайно важное. Никакие новаторские предложения, например, о том, чтобы при рождении третьего ребенка бесплатно предоставлять семье земельный участок для строительства дома, не будут здесь лишними. Важно, однако, помнить, что семьи с тремя и более детьми по статистике составляют меньше 10% от общего количества семей с детьми, и почти каждая из них остро нуждается в поддержке государства.

В отчетном году в поле зрения Уполномоченного продолжала оставаться проблема минимального возраста вступления в брак. Проблема эта давно существует во всем цивилизованном мире, но однозначного решения пока не имеет. Смысл установления минимального брачного возраста понятен - уберечь несовершеннолетних детей от узаконенного сексуального насилия. Еще в ноябре 1965 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Рекомендацию о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков, в которой предложила государствам - членам ООН издать законодательные акты, устанавливающие минимальный брачный возраст не менее чем 15 лет, кроме тех случаев, когда компетентный орган власти в интересах сторон, вступающих в брак, разрешает сделать при наличии серьезных причин исключение из этого правила.

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации граждане нашей страны могут вступать в брак с 18 лет, то есть с момента возникновения у них в полном объеме гражданской дееспособности. Немаловажно и то, что именно к этому возрасту человеческий организм достигает достаточного для вступления в брак и рождения детей физического развития. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешить вступить в брак гражданам, достигшим возраста 16 лет. Кроме того, порядок и условия, при которых вступление в брак в виде исключения и с учетом особых обстоятельств разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации. Подобные законы приняты в Республике Адыгея, Мурманской и Орловской областях и в ряде других субъектов Российской Федерации. Общим в них является разрешение на вступление в брак лицам, достигшим 14 лет, с учетом таких особых обстоятельств, как беременность на поздних сроках.

В целом, таким образом, действующее семейное законодательство подходит к определению минимального брачного возраста гибко и гуманно. И в результате невольно вступает в противоречие с положениями ст. 134 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за половые отношения с лицом, не достигшим 16 лет.

Рациональным разрешением описанной правовой коллизии, возможно, могла бы стать декриминализация половых отношений с лицом, не достигшим 16 лет, но возраст которого превышает 14 лет, в случае если это лицо вступило в брак со своим партнером.

Еще в 2008 году Уполномоченный обратился в Правительство Российской Федерации как к субъекту права законодательной инициативы с предложением о подготовке соответствующего законопроекта в целях устранения противоречий между положениями ч. 2 ст. 13 Семейного кодекса Российской Федерации и ст. 134 УК РФ. В том же году был получен ответ Минздравсоцразвития России, в котором признавался факт отмеченного противоречия и сообщалось о намерении совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос о его устранении путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации. Федеральным законом от 27.07.2009 г. ст. 134 УК РФ была дополнена примечанием, согласно которому лицо, впервые вступившее в половое сношение с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, освобождается судом от наказания, если преступление перестало быть общественно опасным в связи с заключением брака между ними. (См. приложение 2.15.2.)

В общем контексте анализа соблюдения права на защиту семьи нельзя не упомянуть и о проблеме международных браков, заключаемых между гражданами разных государств. Руководствуясь принципом единства семьи и признавая право обоих родителей на воспитание своих детей, Федеральный закон от 25.07.2002 г. N115-ФЗ " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства могут получить сначала разрешение на временное проживание, а затем вид на жительство в нашей стране, если они вступили в брак с гражданином Российской Федерации либо имеют ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации. При этом разрешение на временное проживание может быть предоставлено им без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 02.03.2006 г. N 55-О указал, что отказ в выдаче разрешения на временное проживание или аннулирование ранее выданного разрешения в отношении иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданином Российской Федерации и имеющего ребенка, представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение которой гарантируется ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Фактически, таким образом, Конституционный Суд исходит из того, что в описанных обстоятельствах отказ в выдаче разрешения на временное проживание или его аннулирование допустимы только в исключительных случаях. Между тем в почте Уполномоченного по-прежнему встречаются обращения граждан Российской Федерации, супругам которых было отказано в выдаче разрешения на временное проживание в России без должных на то оснований, то есть в рутинном порядке.

В отчетном году внимание Уполномоченного привлек и в некотором роде " смежный" вопрос о том, может ли наличие семьи на территории России являться основанием для предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища в нашей стране. По своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 г. " О беженцах", является мерой, препятствующей депортации лиц, вынужденных находиться на территории Российской Федерации без иных законных на то оснований. Пункт 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. N 274, устанавливает, что это может быть сделано при наличии гуманных причин, требующих временного пребывания конкретного лица на территории Российской Федерации, до устранения таких причин или изменения его правового положения.

Само по себе наличие членов семьи (супруга и детей), проживающих в Российской Федерации (в том числе являющихся гражданами Российской Федерации), не относится к обстоятельствам временного характера. При этом законодательством предусмотрены иные правовые механизмы легализации нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации в целях обеспечения совместного проживания членов семьи. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 30.09.2010 г. N 1317-О-П пояснил, что Федеральный закон " О беженцах", предусматривающий право иностранных граждан и лиц без гражданства на временное убежище, не исключает возможность оценки в совокупности с иными обстоятельствами в качестве достаточного основания для предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища факта проживания на территории Российской Федерации членов его семьи, состоящих в гражданстве Российской Федерации. Одновременно Конституционный Суд указал, что решение о предоставлении временного убежища отнюдь не лишает уполномоченный орган исполнительной власти права по истечении срока временного убежища поставить вопрос о выдворении (депортации) получателя убежища из России. Предполагается, что, покинув Россию в связи с истечением срока временного убежища, иностранный гражданин или лицо без гражданства может затем оформить разрешение на временное проживание в России в рамках законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

По мнению Уполномоченного, такой подход излишне сложен и внутренне противоречив, что на практике не позволяет в полной мере устранить описанную правовую коллизию. Признание факта наличия семьи на территории России, пусть и в совокупности с другими обстоятельствами, в качестве основания для предоставления временного убежища должно, видимо, позволять его получателю жить в России до тех пор, пока он состоит в указанных семейных отношениях. Ведь право на защиту семьи в данном случае, безусловно, первично, в то время как непреднамеренно ущемляющие его нестыковки в действующем законодательстве - скорее вторичны.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал