Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. С 1 января отчетного года в нашей стране действует Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств






С 1 января отчетного года в нашей стране действует Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 2135-р. С 1 сентября отчетного года - об этом говорилось выше - вступил в силу Федеральный закон от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ " Об обращении лекарственных средств", которым установлена система государственной регистрации цен на лекарственные препараты. Полномочиями по контролю за ценами в аптечных учреждениях наделен Росздравнадзор, а за региональными надбавками - Федеральная служба по тарифам. Уже первые проверки, проведенные по их линии, выявили массовые нарушения указанных нормативных актов. В апреле-мае отчетного года Росздравнадзор проверил 606 аптечных организаций. В 50 из них жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства реализовывались без зарегистрированной цены, а в 111 - цены на такие лекарственные средства оказались выше предельно допустимых.

Жалобы на нарушения в области лекарственного обеспечения в отчетном году поступили к Уполномоченному из республик Дагестан и Карелия, а также из Амурской, Курской, Московской, Мурманской, Нижегородской областей, из городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Заявители часто сетовали на то, что медицинские учреждения формируют заявки на лекарства без учета реальной потребности в них и при этом отказывают больным в выписке льготных рецептов; на то, что даже при наличии льготного рецепта раздобыть по нему лекарства в аптеках зачастую невозможно. По-прежнему имеют место факты реализации подделок, а доступные большинству граждан недорогие лекарства повсеместно " вымываются" из ассортимента. В отчетном году к таким " традиционным" бедам добавилась еще одна - удаленность аптек, выдающих лекарства по льготным рецептам, от места жительства граждан. (См. приложение 2.18.1.)

Со своей стороны, Уполномоченный считает, что подобные " типовые" нарушения права на охрану здоровья и медицинскую помощь оказываются возможны в том числе в силу отсутствия четких нормативных методик определения цен на лекарственные препараты. Понятно, что производители склонны к завышению регистрационных цен, но без упомянутых методик установить такие факты непросто. В целом же, конечно, Федеральной антимонопольной службе следовало бы усилить контроль за соблюдением как производителями лекарственных препаратов, в том числе входящих в список жизненно необходимых и важнейших, так и предприятиями, их реализующими, требований антимонопольного законодательства.

В общем контексте защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь самым обсуждаемым вопросом отчетного года стали изменения условий оплаты " больничных листов". В октябре 2010 года Минздравсоцразвития России внесло в Государственную Думу законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ " Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что предлагаемые изменения необходимы в целях оптимизации расходов и обеспечения сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Первоначально предлагалось внести следующие изменения: увеличить стаж работы, на основе которого исчисляются размеры пособий по временной нетрудоспособности в процентах от среднего заработка; увеличить до двух календарных лет, предшествующих году наступления страхового случая, базу для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; увеличить до трех количество больничных дней, оплачиваемых за счет работодателя.

Изучив законопроект, Уполномоченный направил в Государственную Думу свои замечания, указав на то, что его принятие в предложенной редакции ущемило бы права социально уязвимых слоев населения: молодых работников, беременных женщин и матерей с малолетними детьми. Следствием принятия законопроекта стало бы, очевидно, и увеличение общего числа случаев выхода на работу не до конца выздоровевших работников.

Все это, по мнению Уполномоченного, нарушило бы положения ч. 2 ст. 55 Конституции нашей страны о недопустимости издания в Российской Федерации - как социальном государстве - законов, умаляющих права и свободы человека. (См. приложение 2.18.2.)

8 декабря 2010 года Федеральный закон N 343-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон " Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" был принят. Предложения об увеличении стажа работы применительно к исчислению размера пособий по временной нетрудоспособности были исключены. В то же время, депутаты одобрили поправки, установившие обязанность работодателя осуществлять выплаты по " больничному листу" в течение первых трех дней болезни. Расчет среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком решено было производить за два календарных года, а не за один год, как раньше. И уже 25 февраля 2011 года Федеральным законом N 21-ФЗ " О внесении изменений в статью 14 Федерального закона " Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона " О внесении изменений в Федеральный закон " Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в ст. 14 вышеупомянутого Закона были внесены изменения, уточняющие порядок перехода к новым расчетам пособий по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В течение двух лет - с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года - обратившееся лицо должно самостоятельно выбрать порядок назначения, исчисления и выплаты этих пособий: по нормам закона, действовавшего до 1 января 2011 года, исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 месяцев, либо по новому - из расчета среднего заработка за последние два календарных года.

Следует также отметить, что к Уполномоченному регулярно поступают жалобы на неисполнение либо ненадлежащее исполнение страхователями обязанности по выплате пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, закрепленной в ч. 1 ст. 13 Федерального закона " Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Анализ этих обращений, а также информации, поступающей по тем же вопросам от уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что работодатели в сфере малого и среднего бизнеса допускают немало нарушений социальных прав работников, не выплачивая им или выплачивая не в полном объеме или несвоевременно указанные пособия. С учетом изложенных обстоятельств Уполномоченный предложил дополнить законопроект " О внесении изменений в Федеральный закон " Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", возложив обязанность по выплате пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком на страховщика - Фонд социального страхования Российской Федерации.

В целом, оценивая обеспечение населения нашей страны медицинской помощью, Уполномоченный не может не констатировать, что проблема дискриминации проявляется и здесь. Суть проблемы в отсутствии должных механизмов, компенсирующих объективное неравенство, в котором в вопросах охраны здоровья находятся наименее социально защищенные граждане: дети, пенсионеры, лица, лишенные свободы.

Следует в этой связи обратить особое внимание на вопрос оказания медицинской помощи детям, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями, такими, в частности, как мукополисахаридоз. Это тяжелейшее, прогрессирующее, наследственное заболевание сопровождается поражением нервной системы, внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Без надлежащего дорогостоящего лечения больные дети быстро становятся инвалидами и редко доживают до совершеннолетия. Вопрос об эффективной помощи таким детям в конечном итоге упирается в деньги. Тот факт, что заболевания, подобные названному, крайне редки, определяет выпуск лекарств очень малыми партиями. Что, в свою очередь, влияет на стоимость препаратов, которая измеряется миллионами рублей в год на одного ребенка. Обеспечивая реализацию конституционного права своих граждан на охрану здоровья, законодатель предусмотрел обязанность региональных властей финансировать приобретение таких лекарств. Однако не каждый субъект Российской Федерации в состоянии нести столь существенные расходы.

В феврале отчетного года Уполномоченный по правам человека в г. Москве обратился к федеральному Уполномоченному с просьбой о содействии в правовом урегулировании порядка оказания медицинской помощи детям, страдающим мукополисахаридозом. Полагая, что решению проблемы может способствовать лишь полное или частичное финансирование закупок соответствующих лекарственных средств из федерального бюджета, Уполномоченный неоднократно обращался в Правительство Российской Федерации. Он предлагал включить мукополисахаридоз в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. N 715. По мнению федерального Уполномоченного, предлагаемая мера позволила бы в равных пропорциях разделить затраты на закупку препаратов, показанных при таком заболевании, между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов Российской Федерации.

По состоянию на конец отчетного года указанные предложения Уполномоченного не нашли понимания ни в Минфине, ни в Минздравсоцразвития России. (См. приложение 2.18.3.)

И все же вопросы помощи детям не остаются без внимания. В мае 2010 года состоялась встреча Председателя Правительства Российской Федерации с участниками пятого ежегодного концерта Благотворительного фонда " Подари жизнь". По итогам этой встречи Председатель Правительства дал поручение Минздравсоцразвития России и другим министерствам разработать проект закона о внесении изменений в законодательные акты, предусматривающих определение редких заболеваний, а также положение о порядке формирования перечня лекарственных средств для их лечения, и ускорить подготовку соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.

В июле отчетного года Минздравсоцразвития России опубликовало проект федерального закона " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В законопроекте дано определение редких заболеваний, содержатся предложения о регулировании вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи больным с такими заболеваниями и их лекарственным обеспечением. 29 сентября 2010 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации N 771, утвердившее Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации. В документе особо оговариваются правила ввоза незарегистрированных лекарственных препаратов для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента. С учетом всех этих обнадеживающих изменений Уполномоченный намерен продолжить работу по продвижению своего предложения о финансировании закупок препаратов для лечения мукополисахаридоза.

Немалые трудности имеются в сфере медицинского обеспечения пенсионеров. Один из парадоксов нашей не вполне устроенной жизни в том, что уже не работающим в связи с возрастом гражданам требуется больше средств на лечение как раз тогда, когда источники этих средств сокращаются, а то и вовсе иссякают. В таких обстоятельствах пенсионеры особо нуждаются в приоритетном внимании со стороны государства. Причем все пенсионеры без исключения, а не только те, кто обладает какими-либо льготами.

Впрочем, не все обстоит благополучно и с медицинским обеспечением пенсионеров-льготников. Так, например, военным пенсионерам государство предоставило право на бесплатное зубное протезирование. Однако этот вид медицинской помощи оказывается им лишь в военно-медицинских учреждениях, многие из которых ликвидированы или подлежат ликвидации. В результате военные пенсионеры зачастую утрачивают возможность получить гарантированную им законом медицинскую помощь, поскольку добраться до находящихся далеко от дома военных поликлиник или госпиталей им и материально, и физически трудно.

Еще одна категория граждан, нуждающихся в дополнительных мерах по обеспечению медицинской помощью, - это лица, временно лишенные свободы в учреждениях различного типа, например, в следственных изоляторах, медицинских вытрезвителях, изоляторах временного содержания и т.п.

По результатам проверок, проведенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации, свыше 90% лиц, заключенных под стражу и осужденных, имеют различные заболевания, из них более 43% - социально значимые: туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция. О неутешительном состоянии дел в этой сфере свидетельствует и статистика обращений к Уполномоченному, в отчетном году каждое десятое касалось неудовлетворительных условий содержания, в том числе проблем медико-санитарного обеспечения, в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Особую остроту вопросу придала смерть С. Магнитского в следственном изоляторе г. Москвы, юриста одного из коммерческих предприятий. Этот, к сожалению, не единичный случай, еще раз подтвердил наличие ряда серьезных проблем в функционировании отечественной уголовно-исполнительной системы. В связи с чем Уполномоченный вновь напомнил о необходимости переподчинения медицинского персонала ФСИН России Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Ранее по этому вопросу Уполномоченный трижды безрезультатно обращался в федеральные органы исполнительной власти.

Стоит упомянуть о том, что в конце 2009 года Уполномоченный обращался в Минюст России с предложением рассмотреть вопрос о совершенствовании правового регулирования порядка применения меры пресечения в виде содержания под стражей с использованием института освобождения из-под стражи по болезни. К сожалению, реакция Минюста России последовала лишь после череды трагических смертей в следственных изоляторах. Уполномоченному был направлен искомый законопроект, а уже в конце отчетного года Федеральным законом от 29.12.2010 г. N 434-ФЗ " О внесении изменений в ст. 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона " О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" ч. 1 ст. 110 УПК РФ была дополнена нормой, конкретизирующей порядок изменения меры пресечения на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей, и удостоверенного медицинским заключением. Вслед за этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 г. N 3 " О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений" были утверждены Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; Форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) тяжелого заболевания.

Кроме того, в отчетном году ФСИН России начата работа по внедрению экспериментальной модели совершенствования медицинской службы уголовно-исполнительной системы. Модель предполагает создание в составе ФСИН России централизованной медицинской службы, подчиненной только специальному структурному подразделению центрального аппарата и независимой от территориальных органов ФСИН. Отработку новой организационной модели планируется провести в 2011 году в учреждениях ФСИН в г. Санкт-Петербурге, а также в Ленинградской и Тверской областях. Считая такое предложение приемлемым, особенно в среднесрочной перспективе, Уполномоченный с интересом и без предубеждения ожидает результатов эксперимента.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал