Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тэксты для перакладу






1. Море, огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое. Оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звезд. Горы, поросшие деревьями, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ним, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи. Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни упали черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены, все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой за горными вершинами. (М. Горький).

 

2.Мы не просидели и четверти часа, как внезапно почувствовали какую-то необыкновенную свежесть, точно вошли в погреб, и оглянулись: темная туча начинала заволакивать не только то место, где мы сидели, но и близлежащие. Минуты через две не было видно ни бугорка, на котором мы расположились отдохнуть, ни утеса, на котором сидел орел. Туча все собой закрыла. Стал накрапывать дождик, вскоре превратившийся в ливень.

Поднялся свежий восточный ветер, и мы, иззябшие, промокшие до последней нитки, измученные, воротились домой, посмеявшись друг над другом и ничуть не сожалея ни о потраченном времени, ни о своем предприятии, давно задуманном, но, к сожалению, не доведенном до желанного конца.

 

3. Наверное, нет на земле человека, который не хранил бы в своем сердце светлое чувство любви и благодарности к учителю, впервые распахнувшему перед ним дверь в неизведанное, научившему изумляться красоте и величию мира, сумевшему увлечь жаждой познания. Могут стереться отдельные черты, забудутся произнесенные много лет назад слова, но никогда не исчезнет в нас благоговейное удивление перед добротой и мудростью того, кто навсегда останется в нашей памяти носителем лучших человеческих качеств. О своем учителе помнит космонавт, несущий вахту на космической станции, и ученый, работающий над важным открытием, и писатель, создающий художественное произведение. С первого школьного дня, не считаясь ни с собственным временем, ни с усталостью, учитель ведет своих воспитанников по дорогам знаний, вводит их в круг сложных и важных дел, которыми живет наша Родина. Одиннадцать лет, таких длинных и таких коротких, он остается для своих учеников главным человеком на земле.

 

4. Берег бухты, где мы остановились на ночевку, состоял из песчаника и мелкого булыжника, так что всю ночь море, не умолкавшее ни на минуту, с силой билось о каменный вал. Шум от набегавших и удалявшихся волн, несших и передвигавших камни, был так силен, что не раз будил меня. Прснувшись от холода, я увидел, что было полседьмого. Ни один из моих людей еще не встал: все они спали крепким сном, несмотря на неумолкающий грохот прибоя. Чтобы не задержаться, я решил поднять их всех сразу, выстрелив из двустволки, привезенной мною для охоты. Они были страшно напуганы, быстро вскочили и, громко крича, стали уверять меня, будто оглохли. Я сказал, чтобы они не волновались, попросил развести огонь и приготовить мне завтрак. Вдали послышался шум, возникли какие-то несные фигуры, и затем перед нами появились непрошеные гости. Жители соседней деревни, услышав шум, решили осведомиться. Что бы это означало.

Я рассказал, как было дело, и они, успокоенные моими объяснениями, повернули обратно, но потом снова возвратились, принеся подарки. Они подарили нам не опаленную еще свиную тушу, бочонок пресной воды, мешок сушеных фруктов и даже несколько живых кур. Одна из них выпорхнула из рук, и туземцы должны были устроить за ней настоящую погоню. Беглянка, раненная метко пущенной стрелой, была поймана и разделила участь своих сородичей.

5. Наш родной белорусский край! Он прекрасен всегда, в любую пору года. И тогда, когда, проснувшись от зимнего сна, светло и взволнованно шумят молодою листвою деревья, а зелено-изумрудный цвет земли, обласканный синекрылым ветром, становится необъятным и радует глаз великой жаждой жизни. И тогда, когда едва ли не в каждом цветке на густотравных лугах заботливо и деловито трудятся пчелы, когда набираются лета и силы нивы, лучи и песни птиц соединяются в неповторимую мелодию жизни, заполняющую собой луга, поля, леса.

ВЫКАРЫСТАНАЯ ЛІТАРАТУРА

1. А д а м о в і ч, Я.М., Беларуская мова: Зборнік практыкаванняў: Вучэбны дапаможнік / Я.М. Адамовіч, М.I. Касцян, В.І. Ляпёшкін. – Мінск: Вышэйшая школа, 1993.

2. А н д р э е н к а, I. К. Беларуская мова: Сінтаксіс і пунктуацыя: Падручнік для 8 – 9 класаў / І.К. Андрэенка, М.С. Яўневіч. – Мінск: Народная асвета, 1989.

3. Беларуская мова: Фанетыка, Арфаэпія. Графіка. Арфаграфія. Лексікалогія, Лексікаграфія. Фразеалогія. Марфемная будова слова. Словаўтварэнне. Марфалогія. Сінтаксіс. Пунктуацыя: Вучэбны дапаможнік для педагагічных ВНУ /Г.Ф. Андарала, В.А. Бекіш, С.К. Берднік і інш. – Мінск: Вышэйшая школа, 1994.

4. Беларуская мова: Энцыклапедыя /Беларуская энцыклапедыя: Пад рэд. А.Я. Міх-невіча. – Мінск: БелЭн, 1994.

5. Беларуская мова: Практычны дапаможнік для абітурыентаў / Э.Д. Блінава, Н.В. Гаўрош, М.Ц. Кавалёва і інш. – Мінск: Вышэйшая школа, 1994.

6. Б у р а к, Л.I. Сучасная беларуская мова / Л.І. Бурак. – Мінск: Вышэйшая школа, 1974.

7. В а р а н о в і ч, З.Б. Методыка выкладання беларускай мовы / З.Б. Варановіч. – Мінск: Універсітэцкае, 1995.

8. К а в а л ё в а, М.Ц. Беларуская мова: Дапаможнік для вучняў старэйшых класаў / М.Ц. Кавалёва, Л.П. Падгайскі. – Мінск: Народная асвета, 1991.

9. К а м а р о ў с к і, Я.М. Беларуская мова: Дапаможнік для абітурыентаў / Я.М. Камароўскі, Е.С. Мяцельская. – Мінск: Універсітэцкае, 1993.

10. К а ц а п а ў, Л.А. Зборнік дыктантаў і заданняў да іх / Л.А. Кацапаў, В.В. Шур. – Мінск: Вышэйшая школа, 1996.

11. К о н ю ш к е в и ч, М.И. Синтаксис русского и белорусского языков: сходство и различия: Пособие для учителя / М.И. Конюшкевич, М.А. Корчиц, В.А. Лещенко. – Мінск: Народная асвета, 1994.

12. К р и в и ц к и й, А.А. Учебник белорусского языка: для самообразования / А.А. Кривицкий, А.И. Подлужный. – Мінск: Вышэйшая школа, 1994.

13. Л е п е ш а ў, I.Я. Практыкум па беларускай мове: Вучэбны дапаможнік для філалагічных факультэтаў педінстытутаў / І.Я. Лепешаў, Г.М. Малажай, К.М. Панюціч. – Мінск: Вышэйшая школа, 1988.

14. Л е п е ш а ў, I.Я. Фразеалагічны слоўнік беларускай мовы. У 2 тамах / І.Я. Лепешаў. – Мінск: БелЭн, 1993.

15. М а л а ж а й, Г.М. Даведнік для абітурыентаў па беларускай мове. Ч.1 / Г.М. Малажай. – Брэст: МПП «Тры В», 1992.

16. М а л ь к о, Г.І. Руска-беларуская інтэрферэнцыя ў перыядычным друку Рэспублікі Беларусь (лексічны і граматычны ўзроўні): Аўтарэф. дыс. … канд. філалаг. навук: 10.02.01, 10.02.02 / Бел. дзярж. ун-т. – Мінск, 2004. – 20 с.

17. Практыкум па беларускай мове: Вучэбны дапаможнік для нефілалагічных факультэтаў ВНУ / М.М. Аляхновіч, Т.М. Кананенка, В.К. Мароз і інш. – Мінск: Вышэйшая школа, 1993.

18. С т а н к е в і ч, С. (пры учасьці Ант. Адамовіча). Маленькі маскоўска-беларускі (крывіцкі) слоўнічак фразэалёгічны і прыказкаў ды прывітаньні, зычэньні і інш. / С. Станкевіч. – Мінск: Навука і тэхніка, 1992.

19. Сучасная беларуская літаратурная мова: Практычныя заняткі: Вучэбны дапаможнік /Н.В. Гаўрош, М.Ц. Кавалёва, Л.А. Кацапаў і інш. – Мінск: Вышэйшая школа, 1995.

20. С я м е ш к а, Л.I. Курс беларускай мовы: Падручнік / Л.І. Сямешка, І.Р. Шкраба, З.І. Бадзевіч. – Мінск: Універсітэцкае, 1996.

21. Я н к о ў с к і, Ф.М. Гістарычная граматыка беларускай мовы / Ф.І. Янкоўскі. – Мінск: Вышэйшая школа, 1989.

22. Я ў н е в і ч, М.С. Беларуская мова: Падручнік для 6 – 7 класаў школ з рускай мовай навучання / М.С. Яўневіч, У.К. Андрэенка. – Мінск: Народная асвета, 1989.

ЗМЕСТ

Прадмова.........................................................................................................................

1. Фанетычныя асаблівасці……………………………………………………………..

2. Лексічныя асаблівасці………………………………………………………………..

3. Фразеалагізмы, прыказкі і прымаўкі………………………………………………..

4. Некаторыя асаблівасці словаўтварэння…………………………………………….

5. Марфалагічныя асаблівасці………………………………………………………….

5.1. Назоўнік…………………………………………………………………………..

5.2. Прыметнік………………………………………………………………………...

5.3. Займеннік………………………………………………………………………….

5.4. Лічэбнік……………………………………………………………………………

5.5. Дзеяслоў…………………………………………………………………………...

5.6. Дзеепрыметнік…………………………………………………………………….

5.7. Дзеепрыслоўе……………………………………………………………………..

5.8. Прыслоўе…………………………………………………………………………..

5.9. Правапіс часціц……………………………………………………………………

6. Сінтаксічныя асаблівасці……………………………………………………………..

6.1. Словазлучэнне…………………………………………………………………….

6.2. Ужыванне прыназоўнікаў………………………………………………………..

6.3. Словазлучэнні «лічэбнік+назоўнік……………………………………………...

6.4. Словазлучэнні з сінтэтычнымі формамі ступеняў параўнання………………..

прыметнікаў і прыслоўяў……………………………………………………………..

6.5. Дзеяслоўнае кіраванне……………………………………………………………

6.6. Просты сказ……………………………………………………………………….

6.7. Складаны сказ…………………………………………………………………….

7. Заданні на выпраўленне памылак розных тыпаў……………………………………

8. Тэксты для перакладу…………………………………………………………………

Выкарыстаная літаратура……………………………………………………………….


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал