![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мероприятияпо ограничению распространения пожаров в лесу
В пожарной профилактике важное место занимают мероприятия по созданию системы противопожарных барьеров, ограничивающих распространение пожаров в лесу, и устройству сети дорог и водоемов для обеспечения успешной ликвидации возникающих очагов. Противопожарными барьерами в лесу могут служить минерализованные и другие защитные полосы, противопожарные разрывы и канавы, а также противопожарные заслоны в виде полос (опушек) из деревьев лиственных пород либо хвойных насаждений, очищенных от древесного хлама, хвойного подроста, низко расположенных сучьев и расчлененных минерализованными полосами. Минерализованной полосой называется полоса земли, с которой полностью удалены травяная растительность, лесная подстилка и прочие горючие материалы до минерального слоя почвы. Такие полосы устраивают, чтобы остановить распространение низового пожара. При сильных пожарах их используют как опорные линии для пуска отжига. Для устройства минерализованных полос используют почвообрабатывающие орудия—плуги, бульдозеры, почвенные фрезы. Действующими правилами предусмотрена минимальная ширина минерализованных полос 1, 4 м. Имеется в виду, что такая полоса остановит большинство лесных пожаров, а при сильном пожаре необходимо делать отжиг для увеличения ширины полосы, на которой огонь не найдет для себя пищи. Ширину минерализованной полосы 1, 4 м; (включая отвалы грунта по бокам) получают прокладкой ее плугом ПКЛ-70. Бульдозер захватывает отвалом полосу от 2, 25 до 3, 6 м. Минерализованные полосы необходимо содержать в чистоте, проводя систематические уходы. В травяных типах леса полосы следует подновлять перед началом осеннего пожароопасного периода. Если уход сделать здесь весной, то осенью придется его повторять. В остальных насаждениях уход проводят обычно 1—2 раз в год по мере накопления хлама и зарастания полос. Защитные противопожарные полосы можно создавать не Выжиганием защитные полосы создают преимущественно на границе леса с сельхозугодьями для предотвращения пожаров, от сельскохозяйственных палов. Здесь на открытых местах весной характерны сильные ветры, и для задержки огня нужна полоса шириной не менее 10 м. Поэтому в целях экономии проводят плугом две параллельные минерализованные полосы на расстоянии 10 м друг от друга и пространство между ними выжигают при помощи факелов или специальных зажигательных аппаратов. Защитные полосы из растений устраивают в тех случаях, когда нужна значительная ширина полосы и когда выращивание соответствующей культуры хозяйственно целесообразно. Противопожарные р азрывы — широкие (50 м и более) просеки в хвойных древостоях, на которых созданы защитные противопожарные полосы. Длительное время их рекомендовали в лесоводственной литературе как преграды для распространения лесных пожаров. Однако практика показала, что остановить верховой пожар в большинстве случаев такие разрывы сами по себе не могут. Исследованиями установлено (Ва-лендик, 1968), что широкие разрывы зачастую способствуют усилению низовых пожаров, так как скорость ветра в разрыве уве- 68:, ■ ■:.■;. личивается, особенно когда он дует вдоль разрыва или под острым углом к нему. В результате противопожарные полосы, создаваемые на разрывах, не могут удержать и низовой пожар. Кроме того, создание противопожарных разрывов в неосвоенных или малоосвоенных таежных лесах вообще практически неосуществимо. Поэтому действующие правила предусматривают создание противопожарных разрывов в крупных пожароопасных массивах хвойных лесов I и II групп и в освоенной лесозаготовителями части лесосырьевых баз в лесах III группы, если здесь недостаточна сеть естественных разрывов (рек, безлесных пространств, лиственных насаждений), а также разрывов, образовавшихся в связи с постройкой железных и шоссейных дорог, линии электропередачи, газо- и нефтепроводов и т. п. В этих случаях разрывы, создаваемые в дополнение естественной сети, должны образовывать замкнутую систему, расчленяющую леса на изолированные блоки площадью от 2 до 12 тыс. га. Ширина разрывов ограничена их назначением — служить опорной линией и дорогой при тушении лесных пожаров. Если построить дорогу одновременно с разрубкой разрыва невозможно, на разрыве проводят простейшие работы, обеспечивающие проезд по нему автотранспорта: корчевку пней, расчистку и выравнивание проезжей части, устройство гатей, переездов через ручьи и канавы и т. п. Противопожарные разрывы устраивают в первую очередь посредством расширения существующих дорог и троп и только при их недостаточной густоте строят новые дорожные трассы. В качестве противопожарных разрывов могут использоваться и квартальные просеки, на которых в этих целях устраивают дороги или защитные противопожарные полосы. За противопожарными разрывами должен периодически проводиться уход; дороги надо.поддерживать в проезжем состоянии, а также удалять появляющуюся поросль древесных и кустарниковых пород и подновлять защитные пожарные полосы. «Пра-^ вилами пожарной безопасности в лесах СССР» предусмотрены: в ряде случаев противопожарные разрывы вокруг располагаемых в лесу объектов. Однако такие разрывы создают главным образом за счет выбора месторасположения объекта на нужном расстоянии от стен леса или за счет уборки леса на отведенной под данный объект территории. Лиственные опушки шириной 50—-60 м рекомендуется устраивать для улучшения условий борьбы с пожарами и ограничения распространения верховых пожаров по обеим сторонам противопожарных разрывов, железных и шоссейных дорог, трубопроводов и т. п. в наиболее пожароопасных участках. При этом общая ширина противопожарного барьера составит 120— 150 м. Такие полосы из древостоев с преобладанием лиственных пород создают направленными рубками ухода или регулированием естественного возобновления с тем, чтобы доля этих пород в составе была не менее 0, 7. По внешним сторонам лиственных
Полосы из хвойных древостое в, очищенные от древесного хлама, хвойного подроста и пожароопасного подлеска, устраивают, когда создание лиственных опушек невозможно по лесорастительным условиям. Ширина таких полос 120—150 м с каждой стороны разрыва или дороги. Нижние сучья деревьев в пределах полосы по возможности обрубают на высоту до 2 м. Очищенные полосы отграничивают от прилегающего леса минерализованными полосами шириной 1, 4 м и разделяют внутри такими же полосами, проводимыми в продольном направлении через каждые 20—30 м. Хвойные массивы внутри созданных таким образом крупных блоков в зависимости от их ценности, интенсивности хозяйства и степени опасности появления источников огня могут быть дополнительно разделены аналогичными барьерами (заслонами) на меньшие блоки (площадью от 400 до 1600 га). Крупные участки хвойных молодняков естественного и искусственного происхождения в лесах зеленых зон и других лесах, отнесенных к I группе, рекомендуется разделять на блоки площадью 25 га. При этом в качестве барьеров (заслонов), разграничивающих блоки, прокладывают минерализованные полосы или дороги противопожарного назначения, по обеим сторонам которых при посадке культур или в порядке регулирования естественного возобновления создают полосы шириной Юм из лиственного молодняка и кустарников. По мере роста хвойных древостоев деревья лиственных пород оставляют лишь во втором ярусе или сохраняют только в подлеске. Для обеспечения пожарной безопасности поселков, расположенных вблизи хвойных лесов, вокруг них создают при рубках ухода за лесом или искусственным путем лиственные опушки шириной не менее 150 м, по границам которых с внешней и внутренней сторон прокладывают минерализованные полосы шириной не менее 2, 5 м. Если по лесорастительным условиям создать опушки с преобладанием лиственных пород не представляется возможным, то на полосе хвойного леса шириной 250—300 м, прилегающей к поселку, полностью убирают валежник, подрост хвойных пород и пожароопасный подлесок, обрубают сучья у хвойных деревьев до высоты 2 м и по этой полосе в продольном направлении устраивают минерализованные полосы через каждые 50 м. При образовании крупных горельников, ветровала, бурелома или древостоев, поврежденных вредителями и болезнями, должны приниматься меры к возможно быстрой их разработке. Если ее нельзя полностью закончить до весны следующего года, в первую очередь убирают подлежащие вырубке древостой по границе со здоровыми насаждениями, создавая просеки шириной не менее 50 м. Эти просеки до наступления пожароопасного 7П сезона очищают от порубочных остатков и неликвидной древесины, а по их границам прокладывают минерализованные полосы шириной не менее 1, 4 м, чтобы они могли служить противопожарными разрывами, окаймляющими оставшиеся не разработанными части горельников или других поврежденных и подлежащих вырубке древостоев. Крупные участки с такими древостоями разделяют на более мелкие (площадью 25—30 га), создавая внутренние разрывы шириной 25 м, на которых также устраивают минерализованные полосы. Наряду с созданием противопожарных барьеров (заслонов), расчленяющих хвойные массивы на изолированные друг от друга блоки, внутри этих блоков устраивают минерализованные полосы вокруг площадей, занятых в лесу постройками, лесными культурами, ценными молодняками естественного происхождения, вдоль дорог, а также в других местах, где это необходимо. Противопожарные канавы устраивают для защиты особо ценных лесных участков от перехода на них подземных (почвенных) пожаров с соседних площадей, опасных в пожарном отношении. При этом используют канавокопатели, экскаваторы или взрывчатые материалы. Глубина канав достигает минерального слоя или уровня грунтовых вод. На участках, предназначенных для проведения мелиоративных работ, устройство противопожарных канав должно быть увязано с проектом мелиоративной сети. Лесные дороги в зависимости от их назначения подразделяются на лесохозяйственные и противопожарные. Лесохозяй-ственные дороги строят по техническим проектам в освоенных лесах с интенсивным ведением лесного хозяйства, обеспечивая свободный проезд всех видов автотранспорта для перевозки противопожарных грузов, оборудования, лесокультурного инвентаря, древесины и пр. Дороги противопожарного назначения, устраиваемые в дополнение к имеющейся сети лесных дорог, представляют собой простейшие проезды для транспорта в сухую погоду к участкам, опасным в пожарном отношении, и водоемам. Работы по устройству таких дорог заключаются в корчевке пней, расчистке и выравнивании проезжей части, устройстве гатей, переездов через канавы, ручьи и т. п. Лесные дороги строят таким образом, чтобы они одновременно служили преградами распространению возможных низовых пожаров и опорными линиями при тушении действующих очагов. Строительство лесных дорог планируется с учетом максимального использования лесовозных дорог, а также имеющихся в лесах дорог общего пользования. Противопожарные водоемы создают посредством соответствующей подготовки естественных водоисточников (речек, озер и т. п.) или путем строительства искусственных водоемов, чтобы обеспечить необходимые условия для использования 8. Требования пожарной безопасности в местах работ или расположения объектов в лесу, а также при разведении костров
Места складирования заготовленной древесины площадью, га", до 8 40 м от стен хвойного н смешанного леса; 20 м от лиственного Вся площадь противо 1.4 Вокруг очищенной площади в хвойных насаждениях на сухих почвах — две минерализованные полосы на расстоянии 5—10 м одна от другой
14а, б 14в 8 и более Придорожные полосы Штабеля шпал, снегозащитных щитов, деревянные мосты, станционные платформы, жилые дома и будки путевых обходчиков, расположенные вблизи дорог в хвойных насаждениях на сухих почвах Эксплуатационные площади торфяных месторождений с постройками, складами и другими объектами, находящимися на них Места, где проводятся углежжение, смолокурение, дегтекурение или другие пожароопасные лесные промыслы 60 м от стен хвойного и смешанного леса; 30 м от лиственного 75—100 м от окружающих лесных массивов Не менее 50 м от стен леса Полосы отвода вдоль железных и шоссейных дорог и 10-мстроБые полосы с каждой стороны лесовозных дорог Вся площадь противопожарного разрыва, указанная в предыдущей колонке; могут оставляться лиственные деревья высотой до 8 м В радиусе 50 м от производственного объекта 1, 4 1, 4 1, 4 На границе полос отвода с хвойным лесом; в хвойных лесах на сухих почвах — две полосы в 5 м одна от другой Вокруг перечисленных объектов По внутреннему краю разрыва устраивается водо под водящий канал с размерами согласно проекту Вокруг очищенной площади; в хвойных лесах на сухих почвах — 2 полосы на расстоянии 5— 10 м (? дна от другой
при тушении лесных пожаров средств водного пожаротушения. В этих целях устраивают подъезды к водоисточникам, оборудуют автоцистернами и мотопомпами, а в необходимых случаях углубляют водоемы или создают запруды. Искусственные противопожарные водоемы строят по типовым проектам вблизи улучшенных автомобильных дорог, от которых к водоемам устраивают подъезды. Эффективный запас воды в лесных противопожарных водоемах в самый жаркий период лета должен быть не менее 100 м3. В соответствии с «Правилами пожарной безопасности в лесах СССР» осуществление подобных предупредительных мероприятий является обязанностью предприятий, организаций и учреждений, проводящих работы или имеющих объекты в лесу, а также граждан — при разведении костров (табл. 8). § 4. Мероприятия по своевременному обнаружению возникающих лесных пожаров Успешность ликвидации возникшего в лесу пожара в большой мере зависит от своевременности его обнаружения. На территории более 700 млц. га лесов в целях обнаружения пожаров проводится авиапатрулирование. Заметив лесной пожар, летчик-наблюдатель сбрасывает вымпел с донесением о нем ближайшему работнику лесной охраны либо высаживает для его тушения парашютистов или десантников-пожарных. Однако патрульные полеты производятся 1—2, максимум 3 раза в сутки, и в самом, методе авиапатрулирования заложена неизбежность определенного запаздывания в обнаружении пожаров. Кроме того, работа авиации зависит от погодных условий. Бывает, что, когда пожары особенно опасны, например при сильном ветре, полеты оказываются невозможными. В многолесных малонаселенных районах с этим-приходится мириться, но в районах обжитых, с развитой сетью дорог должно быть обеспечено постоянное наблюдение за лесной территорией наземными средствами. Для этого используют два основных метода: наблюдение с пожарных вышек (пунктов) и наземное патрулирование. Так, в окрестностях г. Мончегорска (Мурманская область) обнаружение пожаров раньше обеспечивалось только патрульным вертолетом. Случалось, что пожары охватывали здесь по нескольку гектаров леса. После того, как на горе Монча у города был оборудован пожарный наблюдательный пункт, связанный с лесхозом телефонной линией, своевременность обнаружения пожаров резко повысилась. В очень пожароопасном 1972 г. из 19 пожаров, возникших в пригородной зоне, 14 было обнаружено с наблюдательного пункта и сразу же потушено ПХС. Служба обнаружения пожаров немыслима без хорошо налаженной связи: заметив начинающийся пожар, необходимо срочно передать сообщение о нем авиаотделению, лесхозу, лесничеству или другому органу, в распоряжении которого находятся силы и средства пожаротушения. Этим целям служат средства радио и телефонной связи. Поскольку охрана лесов от пожаров в настоящее время не может в лесных районах осуществляться без помощи радиосвязи, остановимся коротко на характеристике основных типов радиостанций, применяемых для охраны лесов. Радиопромышленность поставляет лесному хозяйству серию коротковолновых радиостанций разной мощности, работающих в режиме однополосной модуляции, а также ультракоротковолновые радиостанции, которые практически обеспечивают все виды радиосвязи, необходимые при охране лесов от пожаров. Основные данные этих радиостанций приведены в табл. 9. 9. Радиостанции, применяемые для связи в лесном хозяйстве а также предназначены для обеспечения связи руководителей тушением пожаров с лесхозами, лесничествами и авиаотделениями, для связи баз авиационной охраны лесов с удаленными авиазвеньями, позволяющей обеспечить оперативное маневрирование авиационными силами и средствами пожаротушения. Радиостанцию «Карат-М» используют работники пожарных наблюдательных пунктов, пожарно-химическнх станций, команд на пожарах и наземные патрули. Их также устанавливают в лесхозах и лесничествах для связи с указанными объектами или между собой. Однако здесь больше подходит радиостанция «Ннва-М». Она выполнена в настольном оформлении в виде телефонного аппарата, питается от электросети, снабжена систе-
Тип или название
РСО-300 «Родник» (стационарная)
РСО-30 «Полоса-2» (стационарная) «Гроза-2» * Ангара «Карат-М» (носимая) «Нива» (стационарная) Комплекс ультракоротковолновых радиостанций «Гранит-М» *'
51 РТС-А2-ЧМ (центральная стационарная)
65 РТС-А2-ЧМ (абонентская стационарная) 67 РТМ-А2-ЧМ (абонентская передвижная) 50 РТМ-А2-ЧМ (абонентская мобильная) «Кактус» переносная * Радиостанция «Гроза-2» выпускается в стационарном варианте («Гроза-2С») и переносном («Гроза-2П»). Переносный вариант комплектуется электрогенератором с ножным приводом.
Радиостанции «Полоса-2» РСО-30 (рис. 10) рекомендуются для управлений лесного хозяйства, удаленных лесхозов и авиаотделений. Радиостанции «Гроза-2» и «Ангара» используются для связи авиаотделений, лесхозов и лесничеств между собой, 76. Рис. 10. Радиостанция РСО-30 «Полоса-2» мой-тонального вызова, т. е. если эту радиостанцию вызывает другая станция, аппарат подает звуковой сигнал.. Однополосные радиостанции могут обеспечить радиосвязь на обширных территориях и потому наиболее пригодны для ле-сохозяйственных предприятий в многолесных, относительно малонаселенных районах. Там, где территория лесохозяйственных предприятий невелика, целесообразно использовать для радиосвязи ультракоротковолновые радиостанции — связь на этих станциях более устойчива и меньше подвержена действию атмосферных помех. Радиостанции 50 РТМ-А2-ЧМ, 73 РТМ-А2-ЧМ, I-P2IB-3 (мобильные) специально приспособлены для установки на автомобилях и позволяют вести устойчивую связь прямо на ходу автомобиля. Это значительно повышает оперативность наземных патрулей, команд пожарно-химических станций, выезжающих на тушение пожаров, и т. п. Радиостанцию «Кактус» можно брать в патрульный самолет для связи в полете с рациями лесхозов, а также с радиостанциями наземных подвижных объектов. Дальность такой связи зависит от высоты полета. При обычной высоте авиапатрулирования {600—1000 м) она составляет 30—40 км. Лесохозяйственные предприятия и авиаотделения могут организовать смешанную радиосвязь: для дальних пунктов — на однополосных станциях (ОБП), для ближних (например, с наземными патрулями) — на ультракоротковолновых радиостанциях. Но в этом случае количество потребных радиосредств возрастает, так как станции ОБП не могут входить в связь с радиостанциями УКВ-ЧМ. Радиостанции «Карат», «Нива-М», «Гроза» очень просты Работа на радиостанции допускается только при наличии разрешения на ее эксплуатацию, выданного инспекцией электросвязи Министерства связи СССР или его местными органами. Радиопередачи нужно вести лаконично. Все лица, работающие на радиостанциях, должны знать и неукоснительно соблюдать перечень сведений, которые они вправе передавать по радио. В управлениях лесного хозяйства должны быть специалисты радиосвязи, обеспечивающие правильную эксплуатацию имеющихся средств связи. Для проведения наблюдений за лесами в целях обнаружения лесных пожаров используются различные типы пожарных наблюдательных вышек и пунктов. До 1976 г. была наиболее распространена пирамидальная вышка, деревянной конструкции. Эта вышка удобна, но не долго служит {не более 10 лет), В настоящее время разработаны типовые проекты наиболее долговременных металлических пожарных наблюдательных вышек высотой 26 и 35 м, а также упрощенных наблюдательных пунктов, предназначенных для установки на господствующих высотах. Министерством лесного хозяйства РСФСР организовано серийное производство металлических пожарных наблюдательных вышек на Дмитриевском заводе «Лесхозмаш» и Сузунском РМЗ Новосибирского управления лесного хозяйства для I, II и III ветровых районов. Проводится работа по созданию подъемников с электрическим и ручным приводом для подъема на металлические вышки. В некоторых районах (Новосибирская область, Алтайский край и др.) лесхозы делают металлические вышки собственных конструкций {их сваривают из отходов производства местных трубопрокатных или металлургических заводов) или модернизируют подъемники мачт и вышек, приспосабливая к ним электрический привод. Такая инициатива заслуживает всяческого поощрения. Все вновь построенные вышки и мачты могут вводиться в эксплуатацию только после приемки их специальной комиссией с обязательным участием технического инспектора областного или краевого совета профсоюзов. Такой же порядок приемки существует и для подъемных устройств, если они не были приняты вместе с самой вышкой. Помимо специально сооруженных пожарных наблюдательных вышек и мачт, для наблюдения за лесной территорией следует использовать имеющиеся триангуляционные вышки, колокольни и другие высокие сооружения. Лесхозы часто устраивают в лесу упрощенные наблюдательные пункты. За основу берут высокое дерево, к которому крепят две стойки. Для жесткости сооружение расшивают поперечинами из деревянных пластин. Наверху устраивают площадку с перилами и навесом для наблюдателя, а внутри получившейся пирамиды делают лестницу. В нормальных условиях видимости дым начинающегося лесного пожара обычно заметен с вышки на расстоянии до 20 км, а при особо благоприятных условиях — до 30 км и более. Принято считать, что с пожарной вышки можно обеспечить наблюдение за лесом на площади до 20 тыс. га. Для повышения качества наблюдений дежурные на вышке должны обеспечиваться биноклями. Для определения места пожара на вышке устраивают азимутальный круг с делениями через 0, 5° и приспособление для визирования. Круг ориентируют нулевой отметкой точно на север. На плане лесонасаждений в лесхозе или лесничестве каждый пункт, где находится вышка, очерчивается окружностью, разбиваемой на градусы. Получив сообщение об азимуте, под которым замечен дым с двух вышек, можно точно определить место пожара (рис. 11). Если вышка только одна, место пожара определяют примерно по отношению к отдельным ориентирам, заметным с вышки {отдельные строения, опушки и т. п.). Точность наблюдений в этом случае зависит от знания местности наблюдателем и его опытности.
захлестываются сухая трава (разумеется, такая, чтобы сила пламени позволяла подойти к кромке), лишайники и т. п. Если на данном пожаре пламенная стадия не является преобладающей и имеет место горение углей, захлестывать огонь бесполезно— сбитое пламя немедленно возникает снова. Поэтому, когда, просохнув, горят достаточно толстый слой мхов или густо растущие на торфяниках багульник, карликовая береза и кустарнички, не говоря уже о порубочных остатках или валежнике, потушить их захлестыванием практически нельзя. При тушении кромки пожара захлестыванием не следует бороться с огнем в куртинах подроста, в зарослях подлеска, в группах тесно стоящих деревьев с низко расположенными ветвями и других неудобных местах. Результатом будет излишняя трата сил, ссадины, царапины, ожоги. Если кромка забралась в чащу, надо миновать этот участок и тушить следующий, а потом, когда огонь выйдет на более удобное для тушения место, возвратиться и забить пропущенный отрезок кромки. Забрасывание кромки огня грунтом вручную производится на легких почвах при помощи железных штыковых или полусовковых лопат. Для этого около кромки копают ямки (их называют копани), из которых берут грунт и бросают его на огонь вдоль кромки. Попадая на горящие материалы, грунт отрывает от них пламя, охлаждает их н изолирует от окружающего воздуха. При тушении сначала сбивают пламя, затем, остановив пожар, снова обходят кромку и- насыпают по ней грунт сплошной полосой толщиной 6—8 см и шириной 40—60 см. Пни и валежины засыпают более толстым слоем. Один рабочий может таким способом остановить за первый час работы 60—80 м кромки пожара, но затем производительность резко падает (Курбатский, 1962). Минеральный грунт, даже если он не полностью засыпал напочвенный покров, резко уменьшает силу пожара и скорость его распространения. В насаждениях небольшой полноты и без густого подлеска для указанных целей может использоваться и тракторный груитомет, который позволяет на песчаных и легких супесчаных почвах за 1 ч работы засыпать грунтом до 2 км кромки пожара, одновременно создав вокруг него надежную минерализованную полосу шириной около 1, 5 м. После того как посредством захлестывания или забрасывания грунтом кромка пожара будет потушена, пожарище обходят, тщательно ликвидируя даже незначительные признаки горения, засыпая грунто'м дымящиеся головешки и т. п. Если в данных условиях было возможно заглубление пожара, потушенным очаг обязательно окружают минерализованной полосой, так как в этом случае в подстилке могут сохраниться совершенно незаметные очаги горения, которые способны распространяться под слоем насыпанного грунта и привести к возобновлению пожара. 1 ЛЯ.
|