![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ь Привлечение дополнительных сили средствдля борьбы с лесными пожарами
Задача лесохозяйственных организаций — обеспечить своевременное выявление возникающих в лесу очагов пожаров и ликвидацию их своими силами, не допуская распространения огня на более или менее значительной площади. Тушение лесных пожаров, как правило, должно осуществляться силами и средствами организаций, в ведении которых находятся леса. В своем обходе лесник несет полную ответственность за своевременное обнаружение возникшего лесного пожара и организацию борьбы с ним. Обнаружив пожар или получив сообщение о нем, лесник обязан принять все возможные меры к его ликвидации. Если пожар еще небольшой и расположен недалеко, лесник сам приступает к тушению, привлекая на помощь временных пожарных сторожей и членов местных добровольных пожарных дружин. Если потушить пожар он не может, то немедленно обращается за помощью в лесничество или лесхоз. Каждый случай лесного пожара должен рассматриваться Лесохозяйственные предприятия создают специализированные лесопожарные подразделения — пожарно-химические станции, лесопожарные депо и т, п. Для борьбы с лесными пожарами организована авиационная служба охраны лесов с: ееопе-ративными авиаотделениями и механизированными отрядами. Для оказания помощи лесной охране в тушении пожаров на предприятиях, в организациях и учреждениях организуются добровольные пожарные дружины. Однако бывают случаи, 7*. 195 ) когда эти силы почему-либо не выполнили свою задачу н лесной пожар или несколько пожаров распространились на значительной площади, создавая угрозу стихийного бедствия. Тогда приходится привлекать на тушение пожара рабочих и технику предприятий и организаций других отраслей народного хозяйства, а иногда и воинские подразделения. Такое положение, в частности, возникает при особенно длительных засухах, когда погодные условия выходят за рамки обычных климатических норм. В принципе можно создавать в леоохозяйственных органах на подобный случай соответствующие резервные подразделения лесопожарной службы, но для того, чтобы справиться в этих условиях с тушением пожаров, такие подразделения должны быть весьма многочисленными и иметь большое число мощных технических средств. Причем эти люди и техника будут выведены из производительной деятельности в народном хозяйстве. В то же время особенно неблагоприятные погодные условия, о которых мы говорили, возникают в каждом данном районе не часто, один или два раза в течение 35— 20 лет, а то и еще реже. Конечно, лесохозяйственным органам необходимо иметь в своем распоряжении определенные резервы, но величина их должна находиться в разумных пределах и определяться условиями борьбы с лесными пожарами, обычными для данных районов. В дальнейшей перспективе, когда наукой будут разработаны достаточно эффективные химические или иные средства тушения крупных лесных пожаров, с этим полностью справится одна лесопожарная служба. Сейчас в чрезвычайных ситуациях целесообразнее привлекать для борьбы с огнем технику, занятую в обычных условиях в народном хозяйстве, или военную технику. Развившийся лесной пожар представляет собой грозное стихийное явление, и всякое промедление в борьбе с ним ведет к еще большему усложнению обстановки. Поэтому все организационные мероприятия по привлечению на тушение пожаров дополнительных сил и средств должны быть разработаны заблаговременно, до начала пожароопасного сезона. В соответствии с действующим законодательством право привлекать население и технику для борьбы со стихийными бедствиями, в том числе и с лесными пожарами, предоставлено исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов. Каждый лесхоз ежегодно составляет годовой оперативный план противопожарных мероприятий. Этот план предусматривает мероприятия, проводимые самим лесхозом, а также мероприятия по организации тушения пожаров в тех случаях, когда пожары по каким-либо причинам оказалось невозможным ликвидировать силами и средствами лесхоза или оперативного авиаотделения авиабазы. Содержание первого раздела плана мы рассмотрим несколько дальше. Во втором разделе указано, 196. ■: '". ' из каких населенных пунктов и в каком количестве должны направляться люди и техника на тушение пожаров в тех или иных кварталах, лесных дачах или урочищах. В крупных населенных пунктах лесные участки могут закрепляться за конкретными предприятиями и организациями. Планом устанавливается, какие предприятия, учреждения, колхозы и другие организации должны выделять транспорт для доставки рабочих и средств пожаротушения к местам пожаров, а также машины и механизмы для тушения пожаров с указанием вида и количества техники. В план включают организацию добровольных пожарных дружин в населенных пунктах и порядок использования на тушении лесных пожаров городских, сельских и поселковых пожарных команд, организацию питания рабочих, занятых тушением пожаров, и медицинской помощи для них, а также организацию связи. Второй раздел оперативного плана лесхоз обязан не позднее I марта представить на утверждение соответствующему райисполкому. После утверждения райисполкомом план становится обязательным для всех организаций, действующих на территории района. Право привлекать в соответствии с указанными планами на тушение пожаров рабочих и технические средства согласно «Положению о государственной лесной охране СССР» предоставлено работникам, входящим в состав этой охраны. Руководство лесхоза обязано следить за выполнением плана и в случае невыполнения его какими-либо организациями принимать через райисполком необходимые меры. Лесхоз обязан: обеспечить всех рабочих, выделяемых на тушение пожара, средствами пожаротушения и организовать их доставку к месту пожара, и обратно (к месту работы или жительства); организовать питание работающих на пожаре людей и суметь оказать им медицинскую помощь; обеспечить снабжение механизмов в соответствии с оперативными планами по борьбе с лесными пожарами горючим; правильно использовать все силы и средства пожаротушения. Для обеспечения дисциплины и порядка, необходимых в борьбе с огнем, рабочих следует разбивать па группы или бригады по 5—10 человек. Во главе каждой группы назначается старший из числа руководящих, инженерно-технических работников или наиболее авторитетных рабочих того же предприятия или организации, откуда направлена данная группа. Составлять группы из работников разных предприятий нецелесообразно. К каждой группе для технического руководства ее работой, показа правильных приемов и методов тушения пожара прикрепляется работник государственной лесной охраны лесхоза или оперативного авиаотделения, имеющий опыт тушения j лесных пожаров.
Количество рабочих, необходимых для ликвидации пожара, 15. Трудозатраты в человеко-днях, необходимые для тушения низового пожара на 1 га при различной его величине и силе
Общим правилом, имеющим важнейшее практическое значение, является проведение работ по борьбе с огнем в те часы суток, когда эти работы наиболее эффективны, т. е. поздно вечером (до темноты) и ранним утром (с рассвета). На сильных пожарах работа на кромке в дневные часы, даже если она возможна, в большинстве случаев бесполезна. Дневное время надо использовать при таких пожарах для отдыха, накапливания сил и средств пожаротушения, разведки пожара и при необходимости для создания опорных линий в удалении от кромки огня. Работа привлеченных на тушение лесного пожара рабочих и механизмов оплачивается лесхозом, а при возникновении пожара в лесах на землях, которые переданы в долгосрочное пользование другим организациям, — соответствующими держателями лесного фонда. Руководители бригад обязаны представить руководителю тушения пожара списки их членов, заверенные организацией, которая направила эти бригады. На основании этих списков работники лесной охраны, закрепленные за бригадами, ведут табель на рабочих, отмечая ежедневное число часов, отработанных ими фактически на тушении пожара. Так же производится учет работы средств транспорта и других механизмов, используемых при тушении пожара. За пользование этими механизмами их владельцу платят, исходя из установленной среднеплановой себестоимости 1 ч работы. Рабочим деньги выплачиваются по платежным ведомостям, составленным лесхозом или лесничеством на основании ежедневных табелей и заверенным сельсоветом или райисполкомом. Оплату привлеченного населения назначают, исходя из дневной тарифной ставки для повременщиков и тарифного разряда, которые устанавливаются в зависимости от вида выполняемых работ по тарифно-квалификационному справочнику. Действующий в настоящее время «Справочник по тарификации конно-ручных работ в растениеводстве и животноводстве совхозов и других госу-.. дарственных предприятий сельского, водного, лесного хозяйства и Сельхозтехники», утвержденный в 1972 г., относит противопожарные работы, выполняемые ручными инструментами, к III тарифному разряду, а все виды работ во время тушения лесных пожаров — к IV тарифному разряду. Иной порядок оплаты применяется для рабочих и служащих, направленных на тушение лесных пожаров по распоряжению администрации своего предприятия. Это рассматривается : как перевод на другую работу по производственной необходн-., мости. В соответствии со статьей 26 КЗОТ РСФСР в случае, если работа, на которую переведен работник, оплачивается ниже прежней, за переведенным сохраняется его средний заработок на прежней работе. Выплата рабочим среднего заработка производится по месту их основной работы. Лесхозы возмещают эти расходы по счетам соответствующих организаций. Согласно действующей инструкции о порядке финансирования операционных расходов предприятий и организаций лесного хозяйства учреждения Госбанка выдают средства на расходы по тушению лесных пожаров из имеющихся бюджетных кредитов и собственных средств лесхозов по чекам и платежным поручениям с последующим представлением лесхозами актов, подтверждающих размеры выполненных работ и сумму затрат по тушению лесных пожаров. Акты подписывают директор и главный бухгалтер лесхоза, представитель райисполкома или сельского совета.
|