Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 12. Способности
Вопросы к семинару 1. Определение способностей, связь способностей с успешностью выполнения деятельности. 2. Представление о задатках: задатки как природные предпосылки способностей. 3. Взаимосвязь способностей и задатков. 4. Способности как индивидуальные различия людей. 5. Условия и предпосылки развития способностей. 6. Общие и специальные способности. Темы для докладов 1. Способности, одаренность и талант. 2. Развитие способностей у человека. 3. Креативность в профессиональной деятельности. Литература 1. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. – М., 1984. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2006. 3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2008. 4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002. 5. Резепов И.Ш. Психология рекламы и PR. – М., 2008. 6. Теплов Б.М. Избранные труды. – М., 1985. Задания по теме Задание 1. Даны несколько видов деятельности и перечень психических свойств. 1. Требуется определить, из каких свойств складываются способности к каждому из перечисленных видов деятельности. 2. Какие из свойств являются стержневыми? Виды деятельности: · математическая деятельность; · деятельность музыканта; · техническое творчество; · изобретательская деятельность; · чтение художественных текстов. Свойства личности: · способность чувствовать эмоциональную выразительность в движении музыкальных звуков («ладовое чувство»); · способность к комбинированию пространственных образов, пространственное воображение; · хорошее запоминание общих схем рассуждений, доказательств, выводов, обобщенных способов решения вопросов; · целостность восприятия, т.е. умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями; · полнота, яркость представлений наглядных образов; · способность к слуховому представлению сочетаний музыкальных звуков; · умение находить рациональный подход к практическим задачам с учетом свойств и возможностей материалов; · многообразный подход к решению вопроса; · умение оценивать соотношение пропорций и размеров; · способность к воссозданию образов по словесному описанию; · способность переживать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки; · острота наблюдательности за работой и устройством механизмов; · легкое переключение от одной умственной операции к другой; · точность восприятия цветовых оттенков; · чуткость к языковым особенностям; · способность тонко различать звуки по высоте; · последовательность, обоснованность, логичность рассуждения; · точное запечатление и сохранение в памяти зрительных впечатлений; · эмоциональная отзывчивость на происходящее · способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку; · способность к абстрактным рассуждениям; · изобретательность, находчивость в решении вопроса; · умение передавать свои мысли и чувства с помощью наглядных образов; · способность к анализу и синтезу образного материала. Задание 2. Познакомьтесь с определениями способностей, выработанными в отечественной психологии. Определите, в чем все психологи сходятся, а в чем их позиции различаются. 1. Б.М. Теплов: «Под способностями подразумеваются индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие общие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека». 2. А.Н. Леонтьев: «Природные способности – это не задатки, а то, что формируется на их основе». 3. Н.С. Лейтес: «Способности – особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности». 4. Ю.Б. Гиппенрейтер: «Способности определяются как индивидуально – психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности являются наиболее ярким, определяющим выражением человеческой индивидуальности, именно они характеризуют его как активного субъекта деятельности».
|