![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. Внимание и воображение
Вопросы к семинару 1. Основные свойства внимания. 2. Как меняются характеристики внимания в период от дошкольного до старшего школьного возраста? 3. Приемы, которые можно применять для лучшего заучивания материала. 4. Закон регрессии Т. Рибо. 5. Роль воображения в различных видах деятельности человека. 6. Влияние воображения на органические процессы. Темы для докладов 1. Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2. Проблемы развития воображения. 3. Использование мнемотехнических приемов при запоминании сложного и объемного материала. Литература 1. Петровский Р.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2006. 2. Психология и педагогика. /Под ред. А.А.Радугина/. – М., 2000. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2007. 4. Выготский Л.С. Психология развития человека. –М., 2003. Задания по теме Задание 1. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие – непроизвольного внимания учащихся на уроке. А) Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени. Б) Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях. В) Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета. Г) Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности. Д) Использование определенных потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал. Е) Использование определенных установок и психических состояний. Ж) Постановка существенно значимых целей и задач деятельности. Задание 2. Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго ученика? Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель поочередно предлагал двум сидящим ученикам исправлять ошибки работающего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочеты товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от своей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним–двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки товарища. Задание 3. Определите тип воображения. 1) Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию. 2) Воображение, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. 3) Процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, направленный на будущее, причем желаемое будущее. Ответ: а) мечта; б) творческое; в) воссоздающее воображение.
ТЕМА 8. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Вопросы к семинару 1. Отличия мышления от других познавательных процессов. 2. Виды мышления. 3. Процессы мышления: понятие, суждение, умозаключение; мыслительные операции. 4. Особенности творческого мышления. 5. Речь – средство общения и обобщения. Функции речи. 6. Виды речи и их назначение. Значение и смысл слова. 7. Речь и язык. Отличие языка человека и языка животных. 8. Соотношение мышления и речи. Темы для докладов 1. Средства развития мышления. 2. Психология творческого мышления. 3. Коммуникативная речь у животных. 4. Развитие речи и мышления. 5. Взаимосвязь мышления и речи в познавательной деятельности людей Литература 1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. — М., 2004. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2007. 3. Тихомиров О.К. Психология мышления. Учебное пособие для вузов. – М., 2007. Задания по теме
|