![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Память
Вопросы к семинару 1. Понятие памяти как психического процесса. 2. Классификации видов памяти. 3. Приемы эффективного запоминания. 4. Нарушения памяти. 5. Особенности и закономерности процессов памяти. Темы для докладов 1. Память и ее значение для процесса формирования знания. 2. Психологическая характеристика оперативной, кратковременной и долговременной памяти. 3. Измененные состояния сознания 4. Индивидуальные особенности памяти человека. Литература 1. Немов Р.С. Психология. Учебник в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М., 1994 2. Психология и педагогика. /Под ред. А.А.Радугина/. – М., 2000. 3. Р. Гайссельхарт, К. Буркарт. Память: тренировка памяти и техники концентрации внимания. – М., 2008. 4. Столяренко А.М. Психология и педагогика. – М., 2008. 5. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. – М., 1987. Задания по теме Задание 1. На основании описания укажите, какой вид памяти (долговременная, кратковременная, оперативная) преимущественно проявляется в действиях оператора в каждый данный момент. В поле зрения оператора сортировочной станции писем поступают конверты с написанными на них адресами. Оператор должен отправить каждое письмо в соответствующий накопитель (ящик, откуда пачки писем направляются по адресам). В накопитель письма доставляются с помощью специальных устройств сортировочной машины. Оператор, считывая адрес с конверта, нажимает на определенные кнопки, или, как выражаются профессионалы, осуществляет кодирование: каждому большому городу, области, автономной республике соответствует свой код – набор из нескольких цифр. Задание 2. 1. В каком случае запоминание было наиболее эффективно, в каком – наименее эффективно? 2. Какой закономерностью это объясняется? Исследовался процесс запоминания у учеников Х класса. В одном случае текст просто читался три раза подряд; в другом – испытуемые знакомились с планом, в соответствии с которым был составлен текст, и читали текст один раз; в третьем случае нужно было после однократного чтения текста составить план к нему. Во всех случаях перед учащимися не ставили задачи запомнить текст. Оказалось, что в каждом случае эффективность запоминания была различной. Задание 3. Ниже приводятся специфические особенности памяти и ее проявлений. Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие – особенностям памяти машин. а) Весь объем материала никогда не запоминается целиком; б) информация запечатлевается лишь при условии, что в запоминающем устройстве произошли какие-то изменения под воздействием поступающей информации; в) процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством электрохимических изменений в белковых соединениях; г) весь объем материала может запомниться целиком; д) сигналы информации являются внешними, случайными по отношению к запоминающему устройству; е) процессы восприятия, хранения и переработки информации осуществляются посредством процессов в электронных устройствах; ж) процессы восприятия, хранения и обработки информации носят избирательный характер; з) запоминает строго стандартизированную информацию.
|