Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформа духовных управлений в СССР в 1940-е гг.






В 1943 г. было создано Среднеазиатское Духовное управление мусульман (САДУМ). Будущий муфтий Эшон Бабахан отбыл в столицу СССР. В Москве И. В. Сталина расспрашивал о настроениях среди мусульман, их жизни, предложил собрать Курултай мусульман, образовать Духовное управление, призвать мусульман оказать помощь фронту и решительно вести борьбу против захватчиков. В Ташкенте был создан подготовительный комитет, куда были привлечены и авторитетные богословы России: председатель Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ) шейх Габдуррахман Расули; мухтасиб Москвы, имам-хатыб Московской Соборной мечети Халил-Рахман Насретдинов и мухтасиб Казани, имам-хатыб Казанской мечети «Марджани» шейх Кияметдин Кадыров (аль-Кадыри).

Первый Курултай мусульманских улемов проходил 15–20 октября 1943 г. в Ташкенте. Он принял решение о создании Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана — САДУМ. Председателем САДУМ был избран 85-летний шейх Эшон Бабахан ибн Абдулмажидхан[28]. Его заместителем избран Мурадходжа Солихий (Салихов), ответственным секретарем — сын Ишан Бабхана Зиевуддин Бабахан (Бабаханов). Было объявлено о создании следующих структур: Управление (Хай‘ат) из 11 человек, Ревизионная комиссия (Тафтиш хай‘ати) из 5 человек. В республиках созданы кадияты, председателями (кадий) которых были назначены главы делегаций (в Узбекистане — З. Бабаханов). В республиках Средней Азии было разрешено открыть более двухсот мечетей, большая часть которых реально стала работать только к концу войны. Одновременно определен штат служащих, подразделения внутри Управления (Отдел фетв, Отдел деятельности мечетей и др.). Позже при Управлении были основаны медресе Мир-и ‘араб (1946 г.) и Высший исламский институт (1971 г.). Для того чтобы выносимые фетвы не противоречили существующим законам и Конституции СССР, был введен штат консультанта по юридическим вопросам[29].

С санкции советского правительства в 1943–1944 годах были учреждены 4 духовных управления мусульман страны. 20 июня 1944 г. в г. Буйнакске Дагестанской АССР было создано Духовное управление мусульман Северного Кавказа (ДУМСК) во главе с муфтием Х.-к. Гебековым. Духовные управления (муфтияты) находились под неусыпным наблюдением органов советской власти, были подотчетны Совету по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР (Совету по делам религий), разрешали религиозно-догматические вопросы. Совет по делам религиозных культов при Совнаркомах союзных и автономных республик, краев и областей имел институт уполномоченных, который регулировал государственно-религиозные отношения.

За время существования ДУМСК, с 1944 по 1989 г., во главе его побывало четыре муфтия. Трое из них — Х.-к. Гебеков (1944–1950), М.-х. Курбанов (1950–1975), Х.-х. Омаров (1975–1978) — были дагестанцами, а М.-х. Геккиев (1978–1989) был балкарцем. Кандидатуры муфтиев подбирались властями из числа местных мусульманских правоведов и ученых-алимов и согласовывались с Советом по делам религиозных культов при правительстве СССР. Кандидаты на пост муфтия должны были доказать свою лояльность советской власти и не принадлежать к суфийским братствам.

В 1944–1945 гг. и в последующие годы советское правительство разрешало верующим регистрировать и открывать молитвенные дома. В этот период некоторые религиозные объединения функционировали легально. За послевоенные десятилетия в Дагестанской АССР зарегистрировали 31 мечеть, четыре из них были закрыты властями в начале 60-х годов по надуманным причинам, а 27 функционировали в рамках жестких антирелигиозных законов. Несмотря на многолетние ходатайства десятков мусульманских общин республики в самые высшие эшелоны власти, больше ни одна мечеть и религиозное объединение не получили регистрации. Руководители для официально действующих мечетей и религиозных объединений регистрировались кадиями, их помощниками являлись муэдзины. Вместе с муфтиями и членами Духовного управления они входили в число официальных (зарегистрированных) представителей мусульманского духовенства.

В 1945 г. в Дагестанской АССР было зарегистрировано всего 27 служителей мусульманского культа, из них — 13 кадиев, один помощник кадия и 13 муэдзинов. По национальному признаку аварцев было 8, даргинцев — 9, кумыков — 7 и азербайджанцев — трое. В 1946 году официальную регистрацию в Дагестане получил 41 служитель мусульманского культа. Из них 20 кадиев, 1 помощник кадия и 20 муэдзинов. В 1948 году в СССР были зарегистрированы 457 кадиев, а в январе 1965 года их число сократилось до 395. Уменьшение числа зарегистрированных служителей культа было связано с ужесточением в 60-е годы антирелигиозных мер в СССР, повлекшим за собою закрытие сотен мечетей. В 1966 г. в ДАССР было зарегистрировано 55 кадиев и муэдзинов. До конца распада муфтията в 1989 году это число зарегистрированных служителей культа почти не менялось. Многие из зарегистрированных кадиев и муэдзинов пожизненно выполняли свои обязанности.

Уровень мусульманского образования официального духовенства в Дагестанской АССР в 40–50-е гг. был выше уровня их коллег последующих десятилетий. Кадры мусульманского духовенства в послевоенном СССР были призваны готовить два учебных заведения: Бухарское медресе Мир-и Араб, открытое в 1946 году и рассчитанное на обучение 60 студентов-мутааллимов, и Исламский институт им. имама аль-Бухари в Ташкенте (Узбекская ССР), открытый в 1971 г. и рассчитанный на обучение 30 студентов-мутаалимов. Чтобы пополнить ряды образованного духовенства, ДУМСК посылало своих студентов учиться в Бухару и Ташкент и оплачивало их учебу. Только в 1982 г. в Бухарском медресе и Ташкентском институте обучалось 20 студентов с Северного Кавказа. В разные годы Исламский институт аль-Бухари в Ташкенте окончили кадий Буйнакской мечети и член ДУМСК Ильяс-кади Ильясов, продолживший затем 3 года учебу в Египетском университете Аль-Азхар в г. Каире, и кадий Хасавюртовской мечети Абдулхасан Эльдерханов. Бухарское медресе Мир-и Араб окончили муфтий ДУМСК Махмуд-хаджи Геккиев, кадий суннитов города Дербента Мавледин Нетифов, его помощник Ахмед Гасанов, заместитель муфтия Изудин Магомедов и др.

В Дагестанской АССР официальными кадиями и муэдзинами работали в основном пожилые люди, десятки из них вынужденно работали в колхозах или числились колхозниками. Официально зарегистрированное духовенство находилось под более жестким контролем властей, чем их незарегистрированные коллеги[30].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал