Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 3 страница
В.Ж. Цветков. «Эволюция программы реформ в политической деятельности правительства Врангеля в 1920 году» Как известно, в советской историографии оценка реформ П.Н. Врангеля проводилась с позиций «режима ничем не ограниченной личной диктатуры», «исторически обреченного». Тем не менее политическая деятельность генерала Врангеля и его правительства Юга России (ПЮР) в Крыму привлекает внимание отечественных и зарубежных историков. Среди них выделяются исследования Н. Росса и C.B. Карпенко1. В результате проведения юбилейных научных конференций в Симферополе (1995 г.) и Севастополе (2000 г.) вышли в свет сборники докладов участников, посвященные различным аспектам внутренней и внешней политики ПЮР, военным действиям2. В отечественной историографии период «врангелевского Крыма», как правило, рассматривается в контексте эволюции Белого движения в целом. Оценка политического курса, провозглашенного новым главнокомандующим Вооруженными силами Юга России (ВСЮР) генерал-лейтенантом Врангелем (с августа — правителем Юга России), дается разная. Одним из распространенных является утверждение, что его политика радикально отличалась от политического курса прежнего главкома ВСЮР генерал-лейтенанта А.И. Деникина. Действительно, в своем интервью представителям крымской печати Врангель четко определил причины военных и политических неудач предшествующего периода Белого движения: «Стратегия была принесена в жертву политике, а политика никуда не годилась. Вместо того чтобы объединить все силы, поставившие себе целью борьбу с большевизмом и коммуной, и проводить одну политику «русскую» вне всяких партий, проводилась политика «добровольческая», какая-то частная политика. В итоге, провозгласив единую, великую и неделимую Россию, пришли к тому, что разъединили все антибольшевистские русские силы и разделяли всю Россию на целый ряд враждующих между собой образований»3. В качестве основных направлений своей политики главкомом выдвигались: создание единого антибольшевистского фронта, ради которого следовало отказаться от партийности в политической системе, а также от безоговорочного следования принципам унитарного государства, земельная и земская реформы. Схожие позиции декларировались Врангелем еще в 1919 г., в его рапортах («письмах-памфлетах»), адресованных Деникину. Так, например, в рапорте от 9 декабря 1919г. отмечалось «полное неустройство нашего тыла». Набор предлагаемых мер был, в целом, характерен для военных руководителей Белого движения и определялся на разных фронтах примерно одинаково: сокращение тыловых учреждений и отправка их личного состава на фронт, сокращение линии фронта и мобилизация тыловых ресурсов, милитаризация транспорта и военного производства. В рапорте от 25 декабря 1919 г. Врангель, затронув вопрос о создании власти, построенной на федеративных началах, и об отказе от лозунга «великой, единой и неделимой России», считал необходимым признать общеказачью власть, сохранить неизменными имеющиеся структуры управления в казачьих областях (казачьи парламенты и правительства). Но при этом командованию ВСЮР следовало бы отказаться от сотрудничества с казачеством и строить новый антибольшевистский фронт на Западе и Юго-Западе, используя поддержку Польши и координируя действия с Северо-Западным фронтом генерала Юденича. В этом варианте основной базой Белого движения становился район Новороссии (Херсонской, Екатеринославской и Таврической губерний), где белая власть могла «опереться на коренные русские силы»4. Известно, что на политические взгляды генерала большое влияние оказывал лидер консервативного Совета государственного объединения России (СГОР) ближайший помощник П.А. Столыпина — А.В. Кривошеин. СГОР в конце 1919 г. был в оппозиции к Особому совещанию при главкоме ВСЮР, деятельность либерального Национального центра, во главе с кадетами Н.И. Астровым и М.М. Федоровым, признавалась ошибочной. Очень часто поэтому осуждение «деникинской политики» становилось не столько критикой по существу, сколько «критикой ради критики». Недовольство вызывал принцип «непредрешения» основных политических и экономических вопросов до созыва Учредительного собрания. Уже в Крыму, в официальной секретной справке от 19 мая 1920 г., отмечалось, что «основной чертой прежней власти при решении политических вопросов была крайняя неопределенность. Прежнее командование прямо избегало высказать свой взгляд на коренные вопросы внешней и внутренней политической работы. Такая неопределенность, безусловно, явилась одной из серьезных причин той неудовлетворенности, какую питали по отношению к главному командованию самые разнообразные течения русской государственности»5. Но следует помнить, что принцип «непредрешения», провозглашенный всеми без исключения белыми правительствами и санкционированный Верховным правителем России адмиралом А.В. Колчаком, был вызван отсутствием легитимной власти во всероссийском масштабе, необходимостью тщательной юридической разработки основных политико-экономических законопроектов, которые должно утвердить собрание. К тому же военная победа над Красной армией летом-осенью 1919 г. казалась близкой, и с реализацией законов не торопились. Вряд ли правомерным будет утверждение об оригинальности врангелевского «нового курса», в сравнении с предшествующей политикой южнорусского Белого движения. Говоря о провозглашенных Врангелем «стратегических целях», нужно иметь в виду, что Особым совещанием также разрабатывались проекты областной автономии и создания федеративных государственных образований. Еще осенью 1917 г. в качестве альтернативы советским Петрограду и Москве предполагалось создание «Юго-Восточного Союза» (учредительная конференция о его образовании состоялась 20 октября 1917 г., накануне прихода большевиков к власти). Этот союз был призван объединить на федеративных началах донское, кубанское, терское и астраханское казачьи войска, а также горские народы Северного Кавказа. Несмотря на то что фактически союз так и не был создан, идеи федеративного устройства продолжали разрабатываться и в 1919 г., на Южно-русской конференции, где обсуждались различные модели государственного системы, от областной автономии, до федерации. «Областное устройство», принятое на белом Юге России в 1919 г., означало создание новых административно-территориальных образований — «областей». Они объединяли несколько губерний, близких территориально и сходных по экономическому и национальному укладу. Таврия входила в 1919 г. в состав Новороссийской области, главноначальствующим которой был генерал-лейтенант Н.Н. Шиллинг. «Областное устройство» предполагалось постепенно распространить и на всю территорию России6. Незадолго до «новороссийской катастрофы» 5 февраля 1920 г. Деникин согласился на организацию модели власти, при которой высшая законодательная власть принадлежала бы Верховному кругу Дона, Кубани и Терека, а его собственные полномочия распространялись на вооруженные силы и на назначение главы правительства. По существу, это был отказ от принципа единоличной военной диктатуры и признание разделения полномочий законодательной и исполнительной власти. Круг контролировал деятельность создаваемого Южно-русского правительства, члены которого подбирались по принципу политической коалиции. Правда, новая властная модель так и не успела сформироваться (в марте после отступления белых из Новороссийска). Но сам по себе факт не только провозглашения, но и начала реализации модели «демократической власти» был налицо7. После того как Военный совет (21-22 марта 1920 г.), проходивший в Севастополе, решил вопрос о назначении нового главнокомандующего, 22 марта Деникиным был издан последний приказ, передававший полномочия главкома Врангелю. Вступление в должность сопровождалось соответствующим актом Правительствующего сената. В отличие от Деникина, получившего должность со слов погибшего генерала Корнилова, это должно было подчеркнуть официальный характер принятия командования. Сенат утверждал власть Врангеля, и Врангель мог распоряжаться этой властью. Ожидалось, что генерал будет твердо следовать принципу диктатуры, игнорируя излишние компромиссы. На практике все оказалось сложнее. Хотя еще в апреле 1920 г., в своей речи перед представителями крымской печати генерал утверждал: «Мы в осажденной крепости, и лишь единая твердая власть может спасти положение. Надо побить врага, прежде всего, сейчас не место партийной борьбе, все партии должны объединиться в одну, делая деловую внепартийную работу. Значительно упрощенный аппарат управления мною строится не из людей какой-либо партии, а из людей дела. Для меня нет ни монархистов, ни республиканцев, а есть лишь люди знания и труда»8. Но принцип диктатуры не стал абсолютным. Диктатору выгоднее было бы использовать полномочия «Правил о местностях, объявляемых состоящими на военном положении», согласно которым гражданские власти, во главе с назначаемым губернатором, подчинялись военному командованию9. Эти «правила» формально не отменялись и во время гражданской войны. Данная модель устройства тыла применялась, в частности, на Северо-Западном фронте в 1919 г. Да и сам Врангель использовал подобные полномочия в ноябре 1919 г. во время «разгона Кубанской Рады», когда по решению Ставки главкома ВСЮР было арестовано 12 депутатов казачьего парламента. Теоретически эти «правила» можно было ввести и на ограниченной территории Таврической губернии, действуя после этого безо всякой оглядки на гражданскую администрацию. Но Врангель утвердил другую модель управления. Ее основой стал Совет при главкоме ВСЮР. Приказом № 2925 от 29 марта 1920 г. было объявлено «Положение об управлении областями, занимаемыми Вооруженными Силами Юга России». В нем, в целях повышения эффективности работы, существенно сокращался аппарат управления, создавался Совет, представленный начальниками Военного и Морского управлений, а также начальниками Гражданского (внутренние дела, земледелие и землеустройство, юстиция и народное просвещение) и Хозяйственного (финансы, продовольствие, торговля и промышленность, пути сообщения) управлений. Совет «имел характер органа совещательного», а «правитель и главнокомандующий обнимал всю полноту военной и гражданской власти без всяких ограничений»10. По своей структуре «Совет при главнокомандующем» был близок к модели «Совета при главноначальствующем области», утвержденном в 1919 г. В его состав также вводились помощники плавноначальствующего по военной и гражданской части, прокурор судебной палаты и по одному чиновнику от каждого из правительственных ведомств11. Для управления ограниченной территорией Таврии, находившейся под контролем ВСЮР, подобного аппарата вполне хватало. Врангель так определил основную задачу возглавляемой им власти: «Не триумфальным шествием из Крыма к Москве можно освободить Россию, а созданием хотя бы на клочке русской земли такого порядка и таких условий жизни, которые потянули бы к себе все помыслы и силы стонущего под красным игом народа». Тем самым провозглашался отказ от главной цели южнорусского Белого движения — занятия Москвы. Декларировалось намерение создать из Крыма своего рода плацдарм, на котором можно было реализовать новую политическую программу, создать «модель Белой России», альтернативную «России большевистской»12. Аналогичные соображения были высказаны Врангелем в беседе с В.В. Шульгиным: «Политику завоевания России надо оставить. Я добиваюсь, чтобы в Крыму, хотя на этом клочке, сделать жизнь возможной, чтобы показать остальной России; вот там, у вас коммунизм, голод и чрезвычайка, а здесь идет земельная реформа, заводится порядок и возможная свобода. Тогда можно будет двигаться вперед, медленно, не так, как мы шли при Деникине, медленно, закрепляя за собой захваченное. Тогда отнятые у большевиков губернии будут источником нашей силы, а не слабости, как было раньше»13. Однако в силу ряда причин (прежде всего из-за недостатка продовольствия) ВСЮР должны были перейти от выжидательной к наступательной тактике действий. Начавшееся в конце мая наступление в Северной Таврии закончилось занятием практически всей территории Таврической губернии. В течение лета-осени 1920 г. фронт уже охватывал уезды Екатеринославской губернии, предпринимались попытки расширения территории за счет Дона и Кубани (десанты в июле-августе). В этой ситуации белая власть снова возвращалась к положению если не «всероссийской», то «южнорусской», но отнюдь не «крымской». Интересно проследить юридическое оформление статуса Врангеля и его правительства. 4 января 1920 г. адмирал Колчак официально утвердил передачу статуса Верховного правителя России своему заместителю Деникину. Последний заявил о передаче Врангелю лишь высшей военной власти. Это вызывало определенное недоумение за рубежом, о чем говорилось, в частности, в переписке российских послов во Франции и США — В.А. Маклакова и Б.А. Бахметева14. До наступления в Таврии Врангель не торопился делать каких-либо общероссийских заявлений, всячески подчеркивал региональный характер своей власти на ближайшее время. Но идеи «острова Крым», «русского Тайваня» рано или поздно должны были уступить место всероссийским лозунгам. Уже накануне наступления ВСЮР были переименованы в Русскую армию. Полностью сохранялась всероссийская символика. Статус правителя Юга России (а не «правителя Крыма», например) требовал координации с другими антибольшевистскими государственными образованиями, прежде всего с казачеством. В приказе о создании Совета отмечалось, что «земли казачьих войск независимы в отношении самоуправления, однако с полным подчинением казачьих вооруженных сил главнокомандующему». Позднее, накануне десантной операции на Кубань, был подписан приказ № 3504 от 6 августа 1920 г., переименовавший Совет при главнокомандующем в правительство Юга России, с включением в его состав «представителей казачьих государственных образований». Этому предшествовало торжественное подписание 22 июля договора между «правителем и главнокомандующим ВСЮР» и «атаманами и правительствами Дона, Кубани и Терека». Здесь полнее всего был отражен принцип федеративного устройства, предполагавшийся в качестве будущей всероссийской модели. Договор гарантировал казачеству «полную независимость в их внутреннем устройстве и управлении», при этом сохраняя «всероссийскими» финансы, таможенное обложение, косвенные налоги, телеграф и железнодорожное сообщение, а также вооруженные силы15. Вряд ли следует считать этот договор «подавлением казачьих свобод», поскольку в случае предоставления казачьим войскам еще большей степени свободы утверждалось бы уже конфедеративное устройство, на что Врангель не мог согласиться. C.B. Карпенко правомерно отмечает, что образование ПЮР, «не меняя ни сути военно-диктаторской власти Врангеля, ни положения правительства как совещательного органа при главкоме, важно было как для обоснования распространения власти главкома на казачьи области, так и для придания этой власти более гражданского и общероссийского облика»16. С большой долей вероятности можно предположить, что в случае дальнейшего наступления на южнорусские губернии либо в состав ПЮР вошли бы руководители других антибольшевистских структур, на правах, разумеется, совещательного голоса, либо ПЮР трансформировалось бы в некий орган представительной власти. Но модель представительства в существующих структурах исполнительной власти считалась более приемлемой, чем создание специальных выборных органов управления, аналогичных казачьим парламентам.
|