Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Измерение в социологии.
· Измерение - это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном. Получается числовое выражение в определенном масштабе или шкале. · Нахождение эталона измерения, как правило, осуществляется в три этапа, стадии: - Качественная классификация объекта исследования. - Поиск эмпирических индикаторов или внешних признаков тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континуум. (í Индикатор - внешне хорошо различимый показатель изменяемости признака.) - Проверка работы индикатора применительно ко всей изучаемой выборке, совокупности. · Шкала – это своего рода алгоритм, с помощью которого каждому наблюдаемому объекту ставится в соответствие некоторое число. · В социологии обычно выделяют следующие виды шкал: ü Номинальные (классификационные), в которых используются равноценно значимые шкальные значения. Эти шкалы только классифицируют, «категоризируют» объекты на классы (например, по полу, национальности, роду занятий, уровню образования и т. д.). ü Ранговые (порядковые), с помощью которых измеряют интенсивность оценок каких-то свойств, суждений, событий, степени согласия – несогласия с предложенными утверждениями. Например, вид порядковой шкалы: абсолютно согласен, согласен, не совсем согласен, не согласен, абсолютно не согласен (с предложенным утверждением). ü Интервальные шкалы используются в том случае, если определена единица измерения, с помощью которой фиксируется анализируемый признак (показатель). В них измерение преобразований происходит в границах определенных (как правило, числовых) интервалов. Например, сведения о доходах могут быть представлены: менее 1000 руб. (на человека), 1000-3000 руб., 3000-5000 руб., 5000-70000 руб., более 7000 руб. · При конструировании шкал учитываются: a) Валидность шкалы измерения, т. е. правильность выбора индикатора, при котором используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления. b) Полнота шкалы измерения, т. е. насколько количество вариантов ответа учитывает все значения индикаторов. c) Чувствительность шкалы, т. е. способность выявлять отношение респондента к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. В данном случае существуют шкалы с симметричной и ассиметричной структурой. d) Точность шкалы, т. е. характеристика результата, которая зависит от того, насколько полученные в результате исследования величины характеристик объекта совпадают с их истинными величинами. e) Надежность шкалы, т. е. ее устойчивость по отношению к изменению характеристик объекта исследования во времени.
21. Опрос в социологическом исследовании, его основные особенности. ОПРОС – метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом взаимодействие социолога и респондента: ü Анкетирование – видопроса, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. ü Интервью - вид опроса, использующий непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. o Неформализованное интервью представляет собой беседу, в которой интервьюер, имея перед собой лишь общую тему беседы и задавая ее респонденту, позволяет затем ему самому в ходе интервью создавать последующие вербальные ситуации взаимодействия. o Формализованное (стандартизированное) интервью представляет собой такой тип интервью, в котором процесс постановки вопросов и регистрация ответов стандартизированы. o Клиническое (глубинное) интервью нацелено на получение наиболее полной и глубокой информации о мотивах, установках, мнениях респондентов. Глубинное интервью проводится в тех случаях, когда социологи хотят получить данные, касающиеся интимных или социально закрытых тем, когда нужно обследовать респондентов с высоким статусом либо получить подробную и глубоко личностную информацию. o Фокусированное интервью имеет своей целью извлечение информации о реакции респондента на заранее заданное воздействие. Индивидуальное и групповое (метод фокус–групп), является важным средством, применяемым в таких областях, как исследование спроса потребительских товаров и услуг, исследования имиджа, исследования аудитории СМИ, исследования в области рекламы, политические исследования. ü Экспертный опрос — вид опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. ü Социометрический опрос - опрос, направленный на получение информации о межличностных отношениях в группе путем фиксации предпочтений, чувства симпатии, антипатии и т.д. · Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений. · Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий. · Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.
22.Основные правила составления анкеты в социологии. Анкетирование – видопроса, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. · Структура анкеты: Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме: o вводная часть, в которой указывается кто проводит опрос, с какой целью, инструкция по заполнению анкеты, способ возврата заполненных анкет. Введение играет исключительно большую роль, дает настрой респонденту, что непосредственно сказывается на достоверности информации; o паспортичка, в которой содержатся вопросы для выяснения социально-демографических характеристик респондентов – пол, возраст, образование, профессия, социальное происхождение, семейное положение; o контактные вопросы, цель которых – заинтересовать респондента, облегчить ему включение в проблему; o основные вопросы – «поставщики» основной информации; o заключительные вопросы, которые должны снимать психологическое напряжение у респондента, позволить ему почувствовать, что проведена большая и нужная работа. Время заполнения анкеты должно быть в пределах 45 минут. · Классификация вопросов анкеты: o по форме: § закрытые вопросы: респонденту предлагаются варианты ответов и предоставляется выбор одного или нескольких ответов. Закрытые вопросы в свою очередь подразделяются на вопросы типа «да – нет», альтернативные и вопросы-меню» (это такой вопрос, в котором респонденту предлагается набор ответов с правом выбора нескольких). § открытые вопросы – это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов и он может ответить так, как желает. § полузакрытые вопросы – это такие вопросы, когда в перечне предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще». o по функциям: § вопросы-фильтры используются тогда, когда социолог сомневается в компетентности своего респондента. § контрольные вопросы позволяют социологу определить искренность, правдивость ответов респондента. Вопросы анкеты должны быть однозначно воспринимаемы всеми и сформулированы таким образом, чтобы респонденту не навязывалось мнение социолога. Смысловые и контрольные вопросы нельзя ставить рядом, иначе респондент поймет, что его проверяют, а это повлияет на достоверность информации.
|