![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы современной семьи и перспективы ее развития.
· Сегодня одни социологи говорят о модернизации семьи, другие говорят о кризисе семьи как социального института. Существуют следующие социальные проблемы, заслуживающие внимания общества: - Падение рождаемости и размера семьи - Рост смертности - Уменьшение брачности - Рост разводимости: Причины разводов: ü Несовместимость характеров ü Измены ü Плохие отношения с родителями ü Пьянство ü Нет любви ü Физиологическая несовместимость - Увеличение добрачных половых связей - Отказ от детей (убийства) - Отделение секса от любви - Рост детской беспризорности - Рост предпочтений к альтернативным формам брака - Супружеские измены - Отток женщин за границу · Прежде всего следует констатировать изменение роли семьи и жизни общества, которое является результатом глубоких соц.- экон. Процессов и носит глобальный характер. Тенденция состоит в утрате семьёй посреднической роли во взаимоотношениях индивида с обществом. В этом истоки эмансипации личности от семьи, истоки разрастания внесемейных ориентаций личности на индивидуальные достижения в других соц. институтах. · Происходит утрата семьёй как соц. института своих функций, что выражается в: - Нестабильность браков - Высокая разводимость и рост добровольного безбрачия - Отчуждённость между членами семьи - Рост числа детей, содержащихся в детских домах и интернатах - Рост правонарушений детей и подростков - Распространение соматических и невротических расстройств у детей · Снижение брачности и рождаемости не проходит даром для общества, а приводит к депопуляции. · Перспективы сохранения института семьи. - В наше время быстро меняются традиционные ценности и рушатся привычные связи. Это, прежде всего, касается традиционного института семьи. Дети стремятся, как можно раньше начать самостоятельную жизнь, отдельно от родителей. Государство уменьшает заботу о своих гражданах и о семьях. Женщина способна прокормить детей сама и поэтому меньше нуждается в партнере-мужчине. Мужчина оказывается в положении дискриминации по полу: он не может, в отличие от женщины самостоятельно родить себе ребенка и создать неполную семью. Таким образом, мужчина впервые в истории со времен окончания матриархата начинает больше зависеть от женщины, чем она от него. - Можно придти к выводу, что семья в том виде, к которому мы привыкли, перестает существовать. Появляются новые виды семьи. Принципы “домостроя уже не работают”. Для гармоничной жизни супругов, для счастья и здоровья детей, учитывая новые условия, мы просто обязаны найти такие принципы. - Актуальнейшей задачей, в реализации которой должны быть задействованы социальные работники, становится создание обществом через посредство государства благоприятных условий для сохранения устойчивости модернизировавшегося института семьи и повышения авторитета семейной общности в общественном сознании. Решению этих задач служит, в частности, формирование новых политических подходов и соответствующей законодательной базы государственной семейной политики, которая, в основном, отвечает принципам демократического федерального правового социального государства, провозглашенного Конституцией РФ.
34. Понятие и типология этноса. · Этнос – межпоколенная этническая общность, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. · Основные черты этноса, которые сохраняются в течении длительного времени: - Этническое самосознание - Этническая идентичность - Этническая культура (традиции, обычай, язык) - Этническое поведение · Типология этноса: Ø По социально-историческому критерию: o Древнее время: род, племя, клан o Средневековье: народность o Новейшее время: нация. Ø По численному критерию: o Многочисленные (более 1 млн.) o Народны средней численности (от 100 тыс. до 1 млн.) o Малочисленные (до 100 тыс.) Ø По характеру расселения в мире: o Локальные (проживающие в одном государстве) o Региональные (проживающие в группе государств) o Мировые (проживающие многочисленными группами во многих государствах мира) Ø По принадлежности к языково-этнической группе: o Романская o Иранская o Славянская o Тюркская o Финно-угорская и т.д. · Исследователи выделяют три исторических формы существования этнических групп: a) племя – людей, объединенных родовыми и социальными связями. Важнейшие признаки племени: - кровнородственная связь, - общность территории, - наличие некоторого элементарного хозяйства, обычаев и культуры - этнокультурная общность, - этническое самосознание и самоназвание b) народность – общность, объединенная преимущественно социально-экономическими связями и характеризующаяся более высоким уровнем развития языка, материальной и духовной культуры; c) нация – наивысшая на сегодняшний день историческая форма этнической группы, объединенная, главным образом, экономическими и политическими связями. Нацию отличают: - специфическое национальное самосознание; - развитой, литературный язык; - профессиональная культура; - устойчивый социально-классовый состав, соответствующий эпохе промышленно-научного развития; - национальная государственность или развитое движение за ее достижение; - экономическая общность на основе национальной государственности. ü Моноэтническое (однонациональное) государство (уже нет) - государство, на территории которого могут проживать разные народы, однако основную массу жителей составляют представители одного этноса. ü Полиэтническое (многонациональное) государство - государство, в котором ни один из народов, проживающих на территории данного государства, не имеет доминирующей позиции. Национальная группа – значительная часть населения, проживающая за пределами своих национально-государственных образований или не имеющие их вообще.
|