Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы современной семьи и перспективы ее развития.






· Сегодня одни социологи говорят о модернизации семьи, другие говорят о кризисе семьи как социального института. Существуют следующие социальные проблемы, заслуживающие внимания общества:

- Падение рождаемости и размера семьи

- Рост смертности

- Уменьшение брачности

- Рост разводимости:

Причины разводов:

ü Несовместимость характеров

ü Измены

ü Плохие отношения с родителями

ü Пьянство

ü Нет любви

ü Физиологическая несовместимость

- Увеличение добрачных половых связей

- Отказ от детей (убийства)

- Отделение секса от любви

- Рост детской беспризорности

- Рост предпочтений к альтернативным формам брака

- Супружеские измены

- Отток женщин за границу

· Прежде всего следует констатировать изменение роли семьи и жизни общества, которое является результатом глубоких соц.- экон. Процессов и носит глобальный характер. Тенденция состоит в утрате семьёй посреднической роли во взаимоотношениях индивида с обществом. В этом истоки эмансипации личности от семьи, истоки разрастания внесемейных ориентаций личности на индивидуальные достижения в других соц. институтах.

· Происходит утрата семьёй как соц. института своих функций, что выражается в:

- Нестабильность браков

- Высокая разводимость и рост добровольного безбрачия

- Отчуждённость между членами семьи

- Рост числа детей, содержащихся в детских домах и интернатах

- Рост правонарушений детей и подростков

- Распространение соматических и невротических расстройств у детей

· Снижение брачности и рождаемости не проходит даром для общества, а приводит к депопуляции.

· Перспективы сохранения института семьи.

- В наше время быстро меняются традиционные ценности и рушатся привычные связи. Это, прежде всего, касается традиционного института семьи. Дети стремятся, как можно раньше начать самостоятельную жизнь, отдельно от родителей. Государство уменьшает заботу о своих гражданах и о семьях. Женщина способна прокормить детей сама и поэтому меньше нуждается в партнере-мужчине. Мужчина оказывается в положении дискриминации по полу: он не может, в отличие от женщины самостоятельно родить себе ребенка и создать неполную семью. Таким образом, мужчина впервые в истории со времен окончания матриархата начинает больше зависеть от женщины, чем она от него.

- Можно придти к выводу, что семья в том виде, к которому мы привыкли, перестает существовать. Появляются новые виды семьи. Принципы “домостроя уже не работают”. Для гармоничной жизни супругов, для счастья и здоровья детей, учитывая новые условия, мы просто обязаны найти такие принципы.

- Актуальнейшей задачей, в реализации которой должны быть задействованы социальные работники, становится создание обществом через посредство государства благоприятных условий для сохранения устойчивости модернизировавшегося института семьи и повышения авторитета семейной общности в общественном сознании. Решению этих задач служит, в частности, формирование новых политических подходов и соответствующей законодательной базы государственной семейной политики, которая, в основном, отвечает принципам демократического федерального правового социального государства, провозглашенного Конституцией РФ.

 

34. Понятие и типология этноса.

· Этнос – межпоколенная этническая общность, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием.

· Основные черты этноса, которые сохраняются в течении длительного времени:

- Этническое самосознание

- Этническая идентичность

- Этническая культура (традиции, обычай, язык)

- Этническое поведение

· Типология этноса:

Ø По социально-историческому критерию:

o Древнее время: род, племя, клан

o Средневековье: народность

o Новейшее время: нация.

Ø По численному критерию:

o Многочисленные (более 1 млн.)

o Народны средней численности (от 100 тыс. до 1 млн.)

o Малочисленные (до 100 тыс.)

Ø По характеру расселения в мире:

o Локальные (проживающие в одном государстве)

o Региональные (проживающие в группе государств)

o Мировые (проживающие многочисленными группами во многих государствах мира)

Ø По принадлежности к языково-этнической группе:

o Романская

o Иранская

o Славянская

o Тюркская

o Финно-угорская и т.д.

· Исследователи выделяют три исторических формы существования этнических групп:

a) племя – людей, объединенных родовыми и социальными связями. Важнейшие признаки племени:

- кровнородственная связь,

- общность территории,

- наличие некоторого элементарного хозяйства, обычаев и культуры

- этнокультурная общность,

- этническое самосознание и самоназвание

b) народность – общность, объединенная преимущественно социально-экономическими связями и характеризующаяся более высоким уровнем развития языка, материальной и духовной культуры;

c) нация – наивысшая на сегодняшний день историческая форма этнической группы, объединенная, главным образом, экономическими и политическими связями. Нацию отличают:

- специфическое национальное самосознание;

- развитой, литературный язык;

- профессиональная культура;

- устойчивый социально-классовый состав, соответствующий эпохе промышленно-научного развития;

- национальная государственность или развитое движение за ее достижение;

- экономическая общность на основе национальной государственности.

ü Моноэтническое (однонациональное) государство (уже нет) - государство, на территории которого могут проживать разные народы, однако основную массу жителей составляют представители одного этноса.

ü Полиэтническое (многонациональное) государство - государство, в котором ни один из народов, проживающих на территории данного государства, не имеет доминирующей позиции.

Национальная группа – значительная часть населения, проживающая за пределами своих национально-государственных образований или не имеющие их вообще.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал