Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие социальных институтов, их основные функции в обществе.
· Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности людей в целях удовлетворения конкретных социальных потребностей на основе интегрирования конкретных символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни (семья, религия, экономик, образование и др.) · Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм правил, статусов и ролей, символов, верований и ценностей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Этапы: a) Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий. b) Формирование общих целей и идей c) Появление соответствующих средств достижения цели – в ходе стихийного социального взаимодействия должны возникнуть социальные нормы и правила d) Возникновение особой культурной среды для обеспечения самовоспроизводства института e) Интериоризация индивидами новой субкультуры, новых социальных ценностей f) Возникновение систему статусов и ролей g) Материальное обеспечение возникающего института h) Завершение процесса институционализации является интеграция нового вида социальной деятельности в существующую структуру социальных отношений · Признаки социального института (Фролов): ü Установки и образцы поведения (для института образования: любовь к знаниям, посещаемость) ü Культурные символы (для государства: флаг, герб, гимн) ü Утилитарные культурные черты – материальные средства и условия (для семьи: дом, квартира, мебель) ü Устные и письменные кодексы поведения (для религии: вера, церковные запреты) ü Идеология (для семьи: романтическая любовь либо совместимость) · Основные социальные институты: ü Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. ü Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. ü Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. ü Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. ü Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. ü Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. · Различают также: ü Формальные соц. институты: взаимодействие между субъектами осуществляется на основе оговоренных правил¸ законов, регламентов. ü Неформальные: не оформлены законом, регламентом.(например – институт дружбы). · Функции соц. институтов (Мертон): A. Явные: - Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. - Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. - Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. - Транслирующая функция. В каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. - Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами. B. Латентные (Веблен) – функции, которые осуществляются на самом деле. Например – школа: явные функции: получение знаний, аттестата зрелости, подготовка к вузу. латентные функции: возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса и др. · Кроме того, у соц. институтов есть не только функции (иначе – приносимые пользу), но и дисфункции (наносимые обществу вред). - С содержательной точки зрения дисфункции выражаются в неясности целей деятельности института, неопределённости его функций, падении его социального престижа и авторитета. - С организационной точки зрения дисфункции могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, в отсутствии материальных средств, в организационных несовершенствах. - Дисфункция в деятельности соц. института налицо в случае потери им своего существенного качества – деперсонализации деятельности. Это означает, что институт перестаёт действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями. · Следует отметить, что функции и дисфункции соц. институтов относительны. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других (также и с дисфункцией).
|