Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческое наследие города:князь Владимир и крещение Новгорода






(3 вопрос)

 

Владимир был незаконнорожденный сын Святослава. Его мать – Малуша – рабыня княгини Ольги. По церковному преданию Малуша стала христианской (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак язычества. Святослав против воли матери сделал её свой женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы» со Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину в весь неподалёку от Выбут. Там и родился, около 960 г., мальчик, названный русским языческим именем Володимир – владеющий миром. Незаконнорожденность Владимира определяла незавидность его доли по сравнению с законными наследниками отца – Ярополком и Олегом. Ключевую роль в дальнейшей судьбе будущего крестителя Руси сыграли новгородцы. В 970 г. к Святославу в Киев: придоша людье ноугородьстии, просяще князя собе: «Аще не поидете к нам, то налезем князя собе». И рече к ним Святослав: «А бы пошёл кто к вам». И отпреся Ярополк и Олег. И рече Добрыня: «Просите Володимера»… И реша ноугородьци Святославу: «Въдай ны Володимира». Он же рече им: «Вото вы есть». И пояша ноугородьци Володимера к собе, и иде Володимирь с Добрынею, уем(дядей – Е.О.) своим, Ноугороду, а Святослав Переяславцю».ПВЛ. Ч I. С. 49 - 50 Задание студентам: прослушайте отрывок из ПВЛ и определите характер отношения новгородцев к князю Владимиру:

Почему новгородцы требовали себе князя в Киеве?

Почему, как вы думаете, отказались старшие братья? (В Киеве после ухода Святослава остался княжить Ярополк, а Олег получил в княжение Овруч – центр Древлянской земли).Почему Добрыня дал такой совет новгородцам?

Сколько было примерно лет Владимиру, когда он стал князем?

«О том, как правил Владимир в Новгороде, летописцы почти ничего не сообщают. Лишь под 980 г. в Повести временных лет говорится о войне Владимира с полоцким князем Рогволодом…» (1, 132). По мнению Фроянова, эти события произошли в 970 г., сразу после того, как был взят на княжение Владимир, для чего новгородцы так настойчиво и требовали себе князя. «И посла ко Рогъволоду Полотьску, глаголя: «Хочю пояти дщерь твою собе жене». Он же рече дщери своей: «Хочеши ли за Володимере?» Она же рече: «Не хочю розути рабичича, но Ярополка хочю»… И придоша отроци Володимерови, и поведоша ему всю речь Рогънедину… Володимер же собра вои многи, варяги и словене, чудь и кривичи, и поиде на Рогъволода. В се же время хотячу Рогънедь вести за Ярополка. И приде Володимер на Полотеск, и уби Рогъволода и сына его два, дъчерь его поя жене». Задание студентам: кратко запишите ход событий.

Как вы объясните причины похода?

Что послужило причиной отказа Рогнеды?

Почему княжна предпочла Ярополка Владимиру?

Какие черты характера Владимира можно увидеть в описываемых событиях?

Фроянов считает, что будет ошибочно объяснять поход Владимира на Полоцк личными обидами «робичича» и его дяди, оскорблённых гордым отказом Рогнеды. «Подлинные причины конфликта лежали глубже, коренясь в общей ситуации, сложившейся в северо-западном регионе Восточной Европы. Этот регион для двух развивающих городов оказался тесным. Их столкновение было неизбежным, поскольку оба города были заинтересованы в расширении подвластной им территории и увеличении своих доходов, поступающих в виде даней»(1, 134). В контексте изложенных событий приобретает и конкретный смысл ультимативное требование новгородцев, стремящихся получить своего князя. Для решения назревшего конфликта между городами новгородцам был необходим князь, и они его получили. Новгородская рать устремилась к Полоцку. Тамошний князь спешил заручиться поддержкой Киева, для чего и хотел выдать дочь за Ярополка. Известие о конфликте сохранилось в форме предания, составленного по канонам эпической поэтики, устойчивым композиционным элементом которой является поездка или поход героя за невестой. Следующим ключевым моментом в жизни Владимира и судьбе всей Руси, связанным с Новгородом, будут события вокняжения Владимира в Киеве. Гибель Святослава в 972 г. от рук печенегов приводит к междоусобной борьбе его сыновей. Владимир, напуганный смертью Олега, бежит за море. Ярополк ликвидирует в Новгороде княжение, заменив его посадничеством, что символизировало приниженность новгородцев, а также означало большую степень их зависимости от Киева. Новгородцы ждали возвращения Владимира с варяжской дружиной. Его приход сопровождается не только восстановлением княжения в Новгороде, но и походом на Киев, в котором участвовали и новгородцы. Когда Владимир сел на киевский престол, то дал новгородцам не князя, а посадника – своего дядю Добрыню.

Таким образом, можно сказать, что Новгород во многом определил судьбу князя, взяв к себе незаконнорожденного сына Святослава подростком и воспитав его как политического деятеля, открыв перспективы для его государственной деятельности. Кроме того, Новгород оказал поддержку Владимиру в его борьбе за киевский престол.

После крещения Киева в 988 г. Владимир направляет посольство для крещения Новгорода. События происходят в 990-992 гг. (дата для запоминания), что указывает на значимость крещения Новгорода в контексте крещения Руси: необходимо было обратить этот город к новой вере, в противном случае вряд ли можно было говорить о крещении Руси.

Летописные свидетельства о крещении Новгорода сохранили Новгородская Первая летопись младшего извода (НПЛ) и Иоакимовская летопись. Сравним характер описаний: «И приде к Новуграду архиепископ Аким Корсунянин, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхово; и поверзъше ужи, влечаху его по калу, биюще жезлеем; и заповеда никому же нигде же не приятии» (НПЛ, с. 159 – 160).

По второму источнику вместе с Иоакимом Корсунянином (обратите внимание на название летописи) в Новгород был направлен Добрыня. «Когда новгородцы узнали о приближении непрошенных гостей, то созвали вече и поклялись все не пускать их в город «и не дати идолы опровергнути». «Разметавше мост великий», соединяющий Софийскую и Торговую стороны Новгорода, они укрепились на Софийской стороне, превратив её в оплот сопротивления. Пришельцы между тем появились на Торговой стороне и начали своё дело, обходя «торжища» и «улицы» и призывая людей креститься. Два дня трудились «крестители», но обратить в новую веру им удалось лишь «несколико сот». А на Софийской стороне кипели страсти. Народ в крайнем возбуждении «дом Добрыни разориша, имение разграбиша, жену и неких от сродник его избиша». И вот тогда княжецкий тысяцкий Путята переправился ночью в лодьях с отрядом в 500 воинов на противоположный берег и высадился в Людином конце Софийской стороны. К нему устремились 5 тысяч новгородцев. Они «оступиша Путяту, и бысть междо ними сеча зла». В то время как одни новгородцы сражались с Путятой, другие – «церковь Преображения Господня разметаша и домы христиан грабляху». На рассвете Путяте на помощь подоспел Добрыня. Чтобы отвлечь новгородцев от битвы, он повелел «у берега некие домазажесчи». Люди кинулись тушить пожар, прекратив сражение. Устрашённые новгородцы «просиша мира». Добрыня «дал мир»: «…идолы сокруши, древянии сожгоша, а каменнии, изломав, в речку вергоша; и бысть нечестивым печаль велика». Затем он «посла всюду, объявляя, чтоб шли ко кресчению». Тех же кто не хотел креститься «воини влачаху и кресчаху, мужи выше моста, а жен ниже моста». (1, с. 143 – 144).

Именно этот текст породил выражение: «Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнём». Задание студентам: сравните тексты по объёму информации (краткость – развёрнутый рассказ с подробностями) и по впечатлению о поведении новгородцев во время крещения.

Истинность событий косвенно подтверждают археологические раскопки, проводимые в Новгороде академиком В.Л. Яниным. Задание студентам: познакомьтесь с результатами раскопок и попробуйте их связать с летописным рассказом. На Неревском раскопе выявлены следы пожара, уничтожавшего в 989 г. городскую постройку в районе расположения церкви Спаса на Разваже, местонахождение которой соотносится Яниным с храмом Преображения, упомянутым Иоакимовской летописью. Кроме того, там обнаружены два невостребованных клада дирхемов и медный крест-тельник с изображением распятия, относящиеся к 27-му строительному ярусу Неревского раскопа (972 – 989 гг.). На Троицком раскопе прослеживаются следы пожара, датируемые рубежом 980-х – 990-х гг. Первое прочтение Иоакимовской летописи создаёт образ отнюдь не идеалистической картины Крещения Новгорода: можно говорить о нежелании новгородцев принять Истинного Бога. Так ли это? Проанализируем внимательнее текст. Задание студентам: найдите в тексте летописи свидетельства терпимого отношения новгородцев к христианской вере, того отношения, которое предшествует описываемым событиям 989 года. (Ещё до официального крещения города в нём уже была христианская община, значит новгородцы не были против этой веры).

Следовательно, негодование было обращено не против христианской веры, оно имело иные основания. Вопрос студентам: откуда шло крещение Новгорода? Что из этого следовало для новгородцев?

Итак, крещение города осуществлялось по велению Киева, и воспринималось новгородцами как инструмент укрепления киевского господства, как посягательство Киева на самостоятельность Новгорода. По мнению Фроянова, «борьба в Новгороде 989 г. – это борьба … не столько религиозная, сколько политическая. … борьба была в сущности не антихристианской, а антикиевской» (1, 145). Характерно, что начались выступления не стихийно, а организовано, с вечевого решения. Сводить борьбу 990-922 гг. к движению против насильственного обращения в христианство будет неправомерно.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал