Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Призвание варягов – факты и комментарии.






 

 

Ключевой фигурой этой темы будет легендарный Рюрик. Что Вам известно о нём? Где в Новгороде Вы могли его видеть?

Рюрик – знаковая личность в отечественной истории и культуре. Вокруг этого имени шли и идут научные и политические споры, создаются концепции, объясняющие происхождение русского государства и природу национального характера; образ Рюрика воплощается в художественных произведениях. Поэтому так важно научиться при встрече с именем этого героя в науке, политике и искусстве различать историческую и культурную основу и субъективные отношения. В частности Екатерина II написала трагедию «Историческое представление из жизни Рюрика», Я.Б. Княжнин – «Вадим Новгородский», А.П. Сумароков «Синав и Трувор» (1750), А.С. Хомяков поэму «Вадим» (1820), В.А. Жуковский повесть «Вадим», П.А. Павильщиков пьесу «Рюрик» (1890-е). Почему в течение нескольких столетий Рюрик и события, связанные с ним, становятся сюжетом литературных произведений? Так что даже в 1901 г.И.И. Замотин посвятил целую монографию этому вопросу «Предание о Вадиме Новгородском в русской литературе». (См. подробнее Рукавичникова В. В. «История древнего Новгорода в русской литературе XVIII – первой трети XIX века. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. филол. наук В. Новгород, 2001, 27 с.).

В ходе наших занятий мы и будем работать с разными по своему характеру и происхождению текстами о Рюрике: летопись, памятник, художественные произведения, научные гипотезы. Наша задача – попытаться на основе их анализа и сопоставления создать сложное представление об исторических событиях и их роли в отечественной культуре.

Основа всех рассуждений на тему призвания варягов – летописная запись в Повести временных лет (ПВЛ), так называемое Сказание о призвании варягов.

«В лето 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали они себе:

- Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву.

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь:

- Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами.

И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди новгородские от варяжского рода, а прежде были словене.

Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в тех городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

Это сообщение позволило сформулировать норманнскую теорию, согласно которой восточнославянское государство Киевская Русь было образовано не столько самими восточными славянами, сколько пришедшими из Скандинавии германцами-норманнами (варягами). Необходимо учесть, что сама концепция возникла в XVIII в. в среде приглашённых в Россию из Европы, в частности из Германии, учёных (Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер) и не имела комплексного обоснования. Обширные археологические исследования показывают, что древнерусское государство было создано исконно проживавшими на данной территории славянами, для чего имелись все исторические, политические и экономические посылки. Кроме того, образование государства – это закономерный этап развития общества, а не единовременный акт, поэтому всякая дата будет условна.

Исследования учёными различных областей государственного устройства также опровергают норманнскую теорию в её первоначальной версии. В качестве примера рассмотрим рассуждения В.Я. Янина о государственном механизме Новгородской республики. Задание студентам: прочитайте отрывок из его статьи и кратко сформулируйте суть его аргументов. «Вечевой строй» в XII в., по мнению учёного, противостоит институтам княжеской власти, развивая «основы специфической государственности, которые восходят к древним формам общественного устройства – народному собранию (вече) и племенным старейшинам (посадники). … По воззрениям крайних норманистов, основы государственности, правопорядка и культуры были впервые заложены на Руси приглашённым из Скандинавии князем Рюриком. Мы видим, однако, что традиционные формы «вечевой» государственности оказались в Новгороде более жизнестойкими, чем привнесённая извне княжеская власть». Кроме того, учёный обращает внимание на текст летописной записи: «…в формуле призвания варяжского князя новгородцами имеются слова «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет», в которой слово «наряд» толковалось как правопорядок. … слово «наряд» … может быть переведено как обозначение порядка в общем смысле этого слова – состояния общества, потребовавшего вмешательства третьей силы, третейского судьи, нейтрального по отношению к соперничающим друг с другом частям взбудораженного общества». (В.Л. Янин Новгород // Знание – сила, июль, 1995, с.63).

Обратимся к представлениям о самом Рюрике. Рассмотрите скульптурное изображение легендарного князя и выполните задания. Какой он Рюрик? А был ли он вообще? Или это только легенда?

Существует множество толкований текста летописи в соотношении его с общим историческим развитием и на основе привлечения других источников:

· Б.А. Рыбаков указывает на мифическую основу Сказания о призвании варягов. Как в сказках три брата, неслучайно два быстро умерли, т.к. их в реальности, скорее всего, и не было (Б.А. Рыбаков «Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв.», М.: Наука, 1982, с. 298).

· А.А. Шахматов считает, что имена братьев Трувора и Синеуса могли возникнуть в результате ошибочного первода летописцем скандинавского текста «с роды своими» («sine use» - своими родичами) и верной дружиной («dru war» - верная дружина).

· Е.Н. Носов, который уже много лет исследует Рюриково Городище, полагает, что события летописного Сказания представляются достаточно реальными. Раскопки на городище свидетельствуют, что культурный слой, который там начал формироваться во вт. пол. IX в. носит не только характер княжеской резиденции, но и ярко выраженные скандинавские черты. Знать и дружинники оставили в слоях Городища предметы роскоши: застёжки для плащей (фибулы разных типов), амулеты с молоточком Тора, бога Скандинавов, магические подвески с руническими знаками, серебряную фигурку Валькирии.

· И.Я. Фроянов полагает, что «призвание» было, «но не на княжение, а для помощи в войне, и не трёх мифических братьев, а одного варяжского конунга с дружиной. Племенем, которое пригласило варяжский отряд наёмников, являлись, вероятно, новгородские словене, боровшиеся за господство в родственном словенском союзе племён и стремившиеся завоевать руководящее положение в суперсоюзе, куда, помимо племён словен, входили племена кривичей и чуди» (стр. 98). «Военная помощь, оказанная варягами новгородским словенам, была, очевидно, довольно эффективной, что и побудило их конунга посягнуть на местную княжескую власть» (стр.100). Можно сказать, что произошёл своеобразный «государственный переворот». «О физическом устранении Рюриком новгородского князя и окружавшей его знати можно догадываться по некоторым сведениям Никоновской летописи «…» Под 864 г. в летописи говорится: «Оскорбишася Новгородци, глаголюще: «яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его». Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго, и иных многих изби Новгородцев, съветников его». В 867 г. «избежаша от Рюрика из Новагорода в Киев много Новогородцкых мужей». «…» Получалось, что после захвата Рюриком власти недовольные новгородцы долго ещё сопротивлялись насильнику» (100-101). Фроянов обращает внимание на имя уничтоженного Рюриком противника – Вадим Храбрый. Храбрый, как он отмечает, – это, конечно прозвище, характеризующее того, кому оно дано. Отталкиваясь от него, учёный определяет род деятельности Вадима как военного. Не случайно, многие князья, особенно прославившиеся храбростью, мужеством и удальством, получили и соответствующие прозвища: Мстислав Храбрый, Мстислав Удатный (Удалой). Не исключено, что записанное в 1050 г., по современным данным, знаменитое Сказание о призвание варягов было призвано идеологически обосновать борьбу Новгорода за независимость от киевских князей, распоряжавшихся новгородским столом и властно вмешивавшихся во внутреннюю жизнь местной общины.

И.Н. Данилевский – проводит исторические параллели в создании ранних государственных образований, в которых также немаловажную роль сыграли иноземные силы: Франция – франки; королевство Англия – призвание англов, саксов, ютов; Болгарское царство – булгары; Сельджукский султанат – тюрки-сельджуки и др. Поясним: кельтское население Британии - бритты для защиты от набегов других кельтских племён (пиктов, скоттов) пригласили наёмные дружины германских племён – ютов, англов и саксов, которые в последствии занимают господствующее положение на острове. «Привлечение материалов, связанных с историей иных стран и народов, ясно показывает: иноземные правители в ранних государственных объединениях – скорее закономерность, нежели исключение. Во главе подавляющего большинства зарождающихся военно-политических союзов стояли представители других этносов. Причём зачастую племенное имя «постороннего» правителя становилось названием самого молодого государства. И в этом ряду Древняя Русь не стоит особняком» (стр. 71). По мнению учёного у этой закономерности есть своё объяснение: «При решении сложных вопросов, затрагивавших интересы всего сообщества в целом, «вечевой» порядок был чреват серьёзными межплеменными конфликтами. Многое зависело от того, представитель какого племени станет руководить «народным» собранием. … В таких ситуациях, видимо, предпочитали обращаться за помощью к иноплеменникам, решения которых в меньшей степени определялись интересами того или иного племени, следовательно, были в равной степени удобны (или неудобны) всем субъектам такого союза. Приглашённые правители играли роль своеобразного третейского судьи, снимая межэтническую напряжённость в новом союзе» (стр. 72). Принятие такой логики рассуждений может помочь избежать комплекса неполноценности своего народа и непременного стремления отказаться от скандинавского происхождения призванного князя. Признание Рюрика скандинавом не позволяет назвать его создателем государства, а лишь демонстрирует, что древняя Русь в своём развитии могла пройти тот же путь, что и многие другие государства и народы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал