Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Термин и дефиниция в научной речи. Профессиональная терминология педагога.
Научный стиль обслуживает научную, учебную сферы общения, разнообразные отрасли научных знаний (точные, естественные, гуманитарные), область техники и производства. Адресатами научной речи являются специалисты, читатели / слушатели, подготовленные к восприятию научной информации. Объект научного исследования — то явление, которое изучается. Предмет исследования — та сторона (часть) объекта, на которую направляется внимание исследователя. Цель научного труда — изучение фактов, явлений действительности, их объяснение, выявление закономерностей. Задачи научного труда: 1) доказательство определенных положений и гипотез; 2) выявление новых, еще неизвестных науке фактов; 3) их последовательное описание, аргументация, обоснование; 4) систематизация научных данных и др. Основные функции научного текста: 1) информативная — функция сообщения объективной информации в области научного знания; 2) познавательная; 3) коммуникативная. Стилеобразующие черты текста научного стиля: 1) информативная насыщенность; 2) сжатость изложения содержания (компрессивность); 3) конкретность; 4) объективность, бесстрастность изложения; 5) логическая строгость и доказательность выдвигаемых положений; 6) последовательность изложения, упорядоченность частей. Общие языковые особенности научного произведения: 1) смысловая точность, однозначность; 2) строго нормированный литературный язык изложения; 3) стилистическая однородность языковых средств; 4) безличный, обобщенно-отвлеченный характер изложения; 5) безобразность (научный текст рассчитан на логическое, а не эмоционально-чувственное восприятие) 6) установленные стандарты. В научной речи используются разнообразные языковые средства: 1. Лексические средства: 1) насыщенность терминами (математическими, философскими, из области медицины, лингвистики и т. д.) — 15-20% всей лексики текста; 2) большое количество книжно-письменных слов (доказательство, определять, динамика, статистический, обладать, являться, считаться, существовать); 3) преобладание абстрактной лексики над конкретной (развитие, движение, деятельность, мышление, отражение, фактор, отношение, проявление); 4) употребление слов в прямых, конкретно-предметных (номинативных) значениях; 5) отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики, лексики ограниченного употребления и т. д. 2. Фразеологические средства: 1) составные научные термины — научная фразеология (сложное синтаксическое целое, функциональная стилистика и т. д); 2) речевые клише для выражения логических связей, последовательности изложения (дать возможность…, как показывают (свидетельствуют) данные, резюмируя сказанное, докажем от противного, представляет собой…, включает в себя…, состоит из…, заключается в…, относится к… и др.); 3. Словообразовательные средства: 1) широкое использование суффиксов существительных со значением признака, движения, состояния, изменения: -иj, — ниj, -ениj, -ость, -изм, -к, -циj, -фикациj и др. (стабильность, изменение, стратегия, коррекция); 2) активное использование суффиксов –ическ, -альн, -тельн, -ен, -н- для образования отыменных прилагательных (исторический, интеллектуальный, сомнительный, принципиальный); 3) образование сложносоставных слов (историко-культурный, древнерусский); 4) использование заимствованных словообразовательных элементов: приставок (анти-, де-, ир-, ре-, супер-, квази-), корней (авто-, теле- и др.); 4.Морфологические средства: 1) преобладание имени над глаголом; 2) частотность существительных со значением признака, действия, состояния; 3) частотность форм Р. падежа существительных; 4) употребление формы единственного числа существительных в значении множественного; 5) цифровое обозначение числительных; 6) употребление формы 3 лица глаголов наст.вр. во вневременном значении; 7) отсутствие повествования от 1 лица ед. ч. (вместо формы 1л. ед. ч. (я, мной, мое) употребляется форма 1л. мн. ч.: мы, нами, наше и т.п.); 8) активность страдательных глаголов; 9) широкое употребление причастных и деепричастных форм (в письменной речи); 10) широкое использование кратких страдательных причастий (изучен, рассмотрены, описана и т. д); 11) использование наречий (затем, отсюда, далее, обычно и др.); 12) активность предложных сочетаний, большое количество предложно-именных сочетаний (в течение…, в продолжение…, вследствие…, благодаря…, в отличие…, в связи с…, в силу…, в свете…, в отношении…и др.); 13) использование составных союзов, союзных сочетаний (несмотря на…, в то время как…, тогда как…, между тем как…, вследствие того, что…, благодаря тому, что…, в связи с тем, что…). 5.Синтаксические средства: 1) преобладание простых распространенных предложений (средний объем предложений 10-12 слов); 2) активность составного именного сказуемого; 3) активное использование страдательных конструкций; 4) использование односоставных предложений: неопределенно-личных, безличных; 5) активность предложений, осложненных: а) однородными членами предложения, б) обособленными членами; 6) широкое использование вводных слов и словосочетаний (во-первых, во‑ вторых, по-видимому, с одной стороны, безусловно, несомненно, напротив, итак, таким образом, следовательно и др.); 7) возможность уточняющих, вставных конструкций; 8) цитаты; 9) распространенность сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; 10) частотность конструкций с причинно-следственными отношениями; 11) рубрикация текста; 12) четкое построение абзацев. В научном стиле выделяют: 1) собственно-научный (академический), 2) научно-учебный, 3) научно-популярный подстили. 1.Собственно-научный (академический) подстиль ориентирован на специалистов, характеризуется академическим изложением: - логической стройностью, - четкой системой аргументации, - максимальной информативной насыщенностью известными и новыми для науки данными, - систематизацией научных фактов и явлений, - насыщенностью специальной терминологией. Основными жанрами собственно-научногоподстиля являются монография, статья в научном журнале, тезисы, научная рецензия. 2.Научно-учебныйподстиль ориентирован на обучение, подготовку будущих специалистов, характеризуется: - развернутой системой аргументации, цель которой — обосновать что-то уже известное в науке, - целенаправленной систематизацией материала с целью обучения будущего специалиста языку данной научной дисциплины, - развернутыми определениями понятий (дефинициями), - различными приемами представления (презентации) научных понятий и обучающего комментария научных определений и терминов, новых для читателя или слушателя и важных для понимания и ясности изложения, - логическими подчеркиваниями, активизирующими внимание читателя или слушателя, направляющими, организующими его мыслительную работу. Жанры: учебник, учебное пособие, методические рекомендации, лекция и т. д. 3.Научно-популярный подстиль рассчитан на передачу уже известной научной информации неспециалистам, широкому кругу читателей, слушателей, то есть на популяризацию научных знаний. Характеризуется: - научной достоверностью, адекватностью описания научных понятий и явлений, - доходчивостью, понятностью научной информации для неспециалистов, - включением в изложение разнообразных средств выразительности. Жанровые разновидности: энциклопедия, справочник, научно-популярная брошюра, статья в научно-популярном издании.
В науке очень важно найти нужное обозначение для обнаруженного явления – термин. Это значит закрепить сделанное наблюдение или обобщение, сделать его заметным в науке, ввести его в науку, привлечь к нему внимание. Термин – это слово или устойчивое словосочетание, которое имеет определенное значение в той или иной области науки. В основе термина лежит научно построенная дефиниция. Именно это придает термину строгость и четкость. Слова, не являющиеся терминами, не нуждаются для раскрытия своего значения в научной дефиниции. Их значение нередко поясняется в толковых словарях через синонимы. Термин, обозначая научное понятие, входит в систему понятий той науки, к которой он принадлежит. Системность терминов – терминология – это ядро научного стиля. Терминология – одна из наиболее подвижных, динамических частей языка, меняющаяся по мере развития наук. Дефиниция. Способы передачи значений терминов. Толкование термина от имени к значению, например, типология – классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. Дефиниция (определение) – краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного термином. Например: Закон – все нормативные правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила. Законодательный акт – Конституционный закон, имеющий силу конституционного закона, кодекс, указ Президента РК, имеющий силу закона, постановления Сената и Мажилиса. Виды дефиниций: А. Квалификационная - характеризуется максимально полным набором идентификационных признаков, которые приводятся по принципу «от общих, родовых, к видовым». Б. Ситуативная - характеризуется частичным воспроизведением полной дефиниции. Структура ситуативной дефиниции определяется контекстом. Стандартное использование видов дефиниций: А. Квалификационные: 1. первое упоминание термина в работе; 2. коррекция уже предложенных дефиниций; 3. введение нового термина. Б. Ситуативные: 1) упоминание уже приведенного в работе термина; 2) упоминание общеизвестного термина, не являющегося центральным в рамках данной работы.
|