![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8. Философия XIX в.
Основные направления философии 19 в.
Иррационализм – течения в философии, ограничивающие или отрицающие возможности разума в процессе познания, считающие основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на передний план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство (интуитивизм), “бессознательное”. Позитивизм – философское направление, исходящее из того, что все подлинное знание – совокупный результат специальных наук, поэтому наука не нуждается в какой либо стоящей над ней философии. Марксизм – учение, основанное на материалистическом понимании истории о социально-экономическх формациях и революционном преобразовании общества в интересах трудящихся. Славянофильство – направление русской общественной мысли 40-50 г.г. 19 в., выступавшие с обоснование особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп в христианской общине, православии как единственно истинном христианстве. Западничество – направление русской общественной мысли 40-50 г.г. 19 в., считавшее историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути.
Представители направлений в философии 19 в.
Валюторизм – Шопенгауэр А., Гартман Э. Позитивизм – Конт О., Миль Дж., Спенсер. Марксизм – Энгельс Ф., Маркс К., В.Ленин. Утопический социализм – Сен-Симон, Фурье, Оуэн. Философия жизни – Ницше, Бергсон, Дильтей и Земель.
Сочинения западных философов 19 в.
Шопенгауэр “Мир как воля и представление”. Конт О. “Курс позитивной философии”. Маркс К. “Капитал”. Энгельс Ф. “Диалектика природы”. Ницше Ф. “Так говорил Заратустра”.
Представители русской философии XIX в.
Славянофилы – Хомяков А.С., Кириевский И.В., Аксаков. Западники – Чадаев П., Станкевич Н., Белинский В., Герцин А. Материалисты – Бакунин Н., Чернышевский И., Писарев Д. Позитивисты - Лавров, Вырубов, Михайловский.
Основные философские труды В.Л. Соловьева.
“Кризис западной философии” – магистерская диссертация против позитивизма. “Критика отвлеченных начал” – докторская диссертация. “Исторические дела философии” – роль философии в истории человечества, которая “делает человека вполне человеком”. Философские начала цельного знания изложение концепции цельного знания, синтез принципов империализма, рационализма и богооткровенности через интеллектуальную интуицию. “Оправдание Добра” – смысл человеческой жизни в осуществлении идеи Добра, Обладающие автономией всеединством и действенностью, рассматривает все христианские церкви как исторические образы Добра.
Философия В. Соловьева
Идея всеединства – “великий синтез” как попытка объединить христианский платонизм, идеализм Шеллинга и научный эмпиризм. Мировая душа – субъект всех изменений в мире. София-мудрость – вечная божественная идея, “душа мира”, связующее звено между Творцом и творением. Правда – реализация христианского идеала. Свободность – совокупный разум “церковного народа” в отличие от религиозного индивидуализма, протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви. Цельное знание – взаимосвязь трех разновидностей знания: имперического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозного). Историсофия – соединение человека с Богом в масштабах всего человечества. Экуменизм – движение за объединение всех христианских церквей.
|