![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 11. Гносеология – учение о познании. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Проблема познания мира.
Гносеологический оптимизм – направление в гносеологии, признающее возможность познаваемости мира. Агностицизм – направление в гносеологии, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины, ограничивает роль науки лишь познанием явлений, представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма. Сенсуализм – направление в тории познания, согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Рационализм – философское направление, признающие разум основой познания и поведения людей. Интуитивизм – направление в гносеологии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Чувственное познание.
Отражение – свойство материи, заключающиеся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. Ощущение – форма чувственного познания, как отражение отдельных свойств, признаков предметов и процессов. Восприятие – форма чувственного познания, состоящая из нескольких ощущений как отражение от предметов в целостности их свойств по виду, вкуси и т.д. Представление – форма чувственного познания в образе ранее воспринятого предмета или явления (представления памяти, воспоминания), а так же образ, созданный продуктивным воображением.
Рациональное познание.
Мышление – высшая функция человеческого мозга, состоящая в опосредованном, отвлеченном и обобщенном отражении предметов внешнего мира, их существенных сторон. Понятие – элементарная форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Суждения – мысль, в которой что-нибудь утверждается или отрицается. Умозаключение – форма мышления, состоящая в том, что из одного или нескольких суждений выводится новое, третье суждение. Формы теоретического знания.
Научная проблема – сознание противоречий между старой теорией и новыми научными фактами. Гипотеза – идея, содержащая обоснованное предположение о существовании закона, который объясняет сущность новых фактов. Теория – логически обоснованная, проверенная на практике форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования господствующих в течении определенного исторического периода в каком-то сообществе. Научное познание.
Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Синтез – соединение элементов в единое целое. Идеализация – мыслительная конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, несуществующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в рольном мире (напр. “точка”, “абсолютно твердое тело”, “идеальный газ”). Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению), различают полную – когда обобщение относится к конечно обозримой области фактов, и неполную – когда оно относится к бесконечно или конечно обозримой области фактов. Дедукция – вывод по правилам логики, цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связанны отношением логического следования. Началом (посылками) являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений (“общие”), а концом – следствие из посылок (“частное”).
Истинна и главный ее критерий – практика.
Истинна – адекватное отражение объекта познающим субъектом. Абсолютная истинна – значение, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Относительная истинна – неполная, неокончательная, приблизительная истина. Практика – целеполагающая деятельность людей в освоении и преобразовании действительной истины.
Тема 12. Методология – учение о методах.
Метод – система принципов, приемов, правил и требований, дл которой необходимо ориентироваться в научно исследовательской деятельности. Диалектика – философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Метафизика – философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутреннее противоречие как источник развития. Релятивизм – признание относительности, условности и субъективности о знаниях, отрицание абсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм не редка ведет к агностицизму. Эклектика – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п. Софистика – аргументация, основанная на преднамеренном искажении правил логики ради сохранения какого-либо утверждения. Герменевтика – метод познания, основой которого является понимание, истолкование текстов.
Толкование диалектики в истории философии.
Гераклид – учение о вечном становлении и изменчивости бытия. Сократ – искусство диалога, достижения истины путем противоборства мнений. Платон – метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей. Николай Кузанский, Дж. Бруно – учение о совпадении (единстве) противоположностей. Кант – способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях. Гегель – всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории. Марксизм – учение и метод, выдвигаемы в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род. Сущность и явление – философские категории выражающие: внутреннее содержание предмета в единстве всех его многообразных свойств и обнаружение предмета в той или иной внешней форме его существования. Часть и целое - философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и закономерностей. Причина и следствие - философские категории, отражающие всеобщую связь между предметами и явлениями в том, что любой предмет или явление из других предметов и явлений. Необходимость и случайность - философские категории для обозначения внутренних, устойчивых, повторяющихся связей, при которых обязательно произойдет, а также внешних, неустойчивых явлений и процессов, при которых может и не произойти. Возможность и действительность - философские категории, выражающие основные ступени развития предметов и явлений: тенденцию развития предмета и объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности.
|