Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативная функция культуры






Освоение и преобразование окружающей среды как функция культуры.

Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку " сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу". Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

22. Эвристическая функция. Научное, техническое и управленческое творчество невозможно без образного мышления, воображения, определенного эмоционального настроя. Культура, в частности, художественная, способствует развитию этих важнейших факторов творческой деятельности. Поиск всё новых и новых сторон в предмете, явлении - это и есть познавательно-эвристическая функция культуры. Потребность в данной функции вытекает из стремления культуры создать свою картину мира

Информационная функция культуры

Она обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокулыурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация " информационного взрыва" потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий.

Коммуникативная функция культуры

Коммуникация —это процесс обмена информацией междулюдьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

25. Регулятивная функция культуры. Она связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта и межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия.

26. Сигнификативная (знаковая) функция культуры. буквально - функция приписывания значений и ценностей. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории. Ведь именно с помощью знаков, символов, метафор, формул, цифр, имен человек определяет для себя окружающий мир, и тем самым строит картину мира. У каждого народа, страны существует своя знаковая система, которая состоит из вербальных и невербальных образов и символов.

27. Функция разрядки психических напряжений в культуре. Функция снятия стресса, напряжения. Из естественных способов разрядки - смех, плач, приступы гнева, крик, исповедь. Однако они относятся к разряду индивидуальных и недостаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подобных целей служат стилизованные формы снятия напряжения - увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.

Кроме того, существуют специальные средства релаксации — фильмы ужасов, боевики, приключенческие романы. И они позволяют символически — вместе с героями — совершить те действия, которые запрещены культурой или невозможны из-за каких-либо условий. Последнее достижение индустрии развлечений — приключения и путешествия в виртуальных компьютерных мирах. Туризм, дома отдыха, санатории, пансионаты, детские лагеря отдыха издавна служили еще одним источником расслабления и отдыха.

Можно разделить средства релаксации на негативные (осуждаемые или запрещаемые обществом), такие как алкоголизм, наркомания, порнография, ипозитивные (одобряемые обществом) - посещение музеев, театров, отдых на природе. Все цивилизованные страны пытаются устранить отрицательные средства релаксации, путем расширения сети развлекательно-познавательных учреждений и программ.

28. Адаптивно-защитная функция культуры. Она является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической зашиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты — не только совершенствование техники безопасности — очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы.

29. Гуманистическая функция культуры. Культурой можно считать то, что гуманно, человечно, т.е. одобрено людьми. Но всегда ли создаваемая человеком культура гуманна? Если культура обладает гигантской эстетической энергией, то мы вправе спросить: правильно ли распорядилась этой энергией современность? Использование атомной энергии на электростанциях – это мирные цели (хотя сейчас строительство новых АЭС всё чаще вызывает протест широкой общественности). Можно ли считать атомную бомбу явлением культурным? В ходе второй мировой войны под влиянием опасения, что гитлеровская Германия сумеет создать атомное оружие, в США была создана в короткие сроки атомная бомба. Как только учёные закончили работу над ней, она сразу вышла из-под контроля, ею стали распоряжаться военные и политики. Взрывы над Хиросимой и Нагасаки возвестили о качественном изменении в средствах ведения войны, о появлении страшного по своей разрушительной силе оружия. Перед человеком возникла реальная угроза ядерного уничтожения. Чего стоят классические накопления культуры, искусства, философии, этики, если они не смогли предотвратить варварские действия человека в XX в.? Трудно в этой связи по инерции продолжать восклицать здравицы мировой культуре, ведь она в таком случае представляет собой не что иное, как музейные ценности; это кладбище с проржавевшими жестяными досками на памятниках, способными вызвать лишь смущённую ухмылку.

 

30 Аксиологический подход к культуре. подход исходит из представления, что культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». Под культурой в данном случае следует понимать совокупность лучших творений человеческого духа, высших духовных ценностей. Он предполагает, что не всякий результат деятельности может называться достоянием культуры и потому сужает сферу культуры, относя к ней лишь ценности, т.е. позитивные результаты и исключает такие явления, как преступность, рабство, социальное неравенство, наркоманию и т.д. Однако нельзя понять культуру, если игнорировать такие феномены.Кроме того, вопрос, считать или не считать что-либо ценностью, всегда решается субъективно. Такой субъективизм заводит представления о культуре в тупик, а некоторые из результатов субъективизма сближаются с националистическими и расистскими идеями.

41.Физическая культура как структурный элемент морфологии культурыВ широком смысле она обозначает возделывание или окультуривание человеческого тела. Отсюда второе назване— телесная культура. Она понимается как поддержание здоровья,

жизненного тонуса, физической формы.Широко понимаемая физическая культура включает в себя: 1) собственно физкультуру, т. е.

любительские занятия физическими упражнениями; 2) спорт как профессиональное занятиефизическими упражнениями с целью добиться наивысших достижений и получать за своюдеятельность заработную плату, гонорар; 3) культивирование здорового образа жизни, отказ оталкоголя и курения, регулярные занятия физкультурой; 4) специализированные виды украшенияили совершенствования тела, например, культуризм(бодибилдинг), пластическая хирургия лица икосметика, татуировка и художественная роспись, похудание(включая такие экзальтированныеформы похудания, как упражнения йогов и религиозный аскетизм) и лечебное голодание; 5) спортивные, любительские и профессиональные танцы, в том числе конкурсы и соревнованиятанцоров, народные пляски и хороводы, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т. п.; 6) современнаяи традиционная медицина, направленные на избавление организма от физических недугов, травм, недомоганий, По мнению некоторых культурологов, профессиональная культура телесности имеет две

основные формы: медицина и спорт

42. Мораль как форма культурыформа культуры, связанная с обеспечением нормативных способов регуляции деятельности людей в об-ве. Возникает из потребности установления межличностной коммуникации на базе ценностей, гарантирующих сохранение человеч. рода и достоинство каждого, принадлежащего к нему.Мораль(лат. moralis – нравственный) одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех сферах общественной жизни. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. Мораль изучается специальной философской дисциплиной – этикой.Главное — сама норма, ее соблюдение или несоблюдение, когда речь заходит об оценке поступка личности. Моральный дискурс позволяет произвести перемену ролей между носителем и исполнителем должного, ибо оба они в одинаковой степени подпадают под действие нормы. Моральная санкция относительно совершенных поступков должна нести на себе печать обоснованности, снятия субъективистских наслоений и отказа от немотивированных эмоц. Реакций

43.Идеология как форма культуры. Мир ценностей существует в разных видах. Когда мы рассматривали убеждения, мы отмечали, что в качестве своей основы убеждения имеют определённую информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом или обыденном уровне. Соответственно ценности могут быть описаны, интерпретированы, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины, или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств. В первом случае речь идёт об идеологии, во втором — об обычаях, традициях, ритуалаРассматривая идеологию, её внутреннее строение и многообразие, к ней следует применить классификацию, которая использовалась нами выше по отношению к самим ценностям.х, обрядах, воздействующих и передающих своё содержание на социально-психологическом уровне.Идеология любого социального объекта имеет как бы несколько пластов, ярусов. Первый — базисный, общечеловеческий, в котором находят своё идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности. Эта система идеологических взглядов, принципов рассчитана и должна быть в культуре каждого социального субъекта. В истории встречались человеконенавистнические, расистские, крайне националистические идеологии (фашизм, апартеид, прежде всего).

44.Религия как форма культуры. Основные черты, характеризующие специфику религии как формы культуры, следующие.

1. Вера в Бога (или богов). Это главный признак религии. В разных религиях — разные боги, но есть нечто об­щее в представлениях о них.

Во-первых, Бог есть личность, субъект, существо. Это отличает рели­гиозное представление о Боге от философского понятия духовной субстанции как безличного духовного первоначала.

Во-вторых, Бог есть существо разумное, бессмертное, обладающее сверхъестественными способностями. Все это — свойства, которые есть у человека, но взятые в преувеличенном, абсолютизированном виде. Сходство между челове­ком и Богом объясняется тем, что Бог создал человека «по своему образу и подобию».

Эмоциональное отношение к Богу. Сходство человека и Бога делает возможным человеческое общение с Божеством. Вероучение. Во всякой религии имеются священные тексты, в кото­рых излагается содержание религиозного верования (Библия, Ко­ран). В них речь идет о Боге и его деяниях, о святых праведниках, о сотворении мира и его устройстве, о правилах жизни общества и человека, о божественных чудесах, которые служат свидетельствами божественного могущества. На основе священных текстов и их толкований строится религиозная наука — богословие (теология).

Религиозный культ. Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Во всех религиях

5. Организация верующих. Религия по природе своей — явление коллективное. Она сплачивает единоверцев, объединяет их индивиду­альные «Я» в некое единое «Мы»..

Религия же общедоступна. Религиозные истины преподносятся в виде афоризмов, рассказов, легенд и притч, которые понятны каждому независимо от уровня образования. Общедо­ступность способствует распространению религии как формы духов­ного развития людей. Однако всевластие религии над культурой и духовным развитием

людей может и ограничивать свободу мысли.

Религия является средством решения личностно-психологических и соци­альных проблем. Религия играет позитивную роль, когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но роль ее становится негативной, когда она претендует на безраздельное господство в умах людей, в культуре, в обществе и пытается силой утвердить его. Тогда она ограничивает развитие культуры, науки, искусства, сдерживает общественное развитие, появление религиозных разногласий нередко приводит к разжиганию вражды, военным конфликтам и массовой резне (Крестовые походы, Варфоломеевская ночь).

45.Инкультурация и социализация. Социализациейназывают процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Становление человека в обществе есть воспроизводство системы культуры на уровне единичного, а способ, которым это осуществляется – процесс социализации. Процесс социализации проходит фазы, которые называют стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность – начальная социализация; зрелость, старость – продолженная социализация.Социализацию подразделяют на два вида – первичную и вторичную.Первичная социализация включает в себя ближайшее окружение человека (родителей, братьев, сестер, родственников, сверстников, учителей, лидеров молодежных группировок). Эта сфера межличностных отношений.Вторичная социализация включает представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Это сфера социальных отношений.Инкультурация (enculturation) – это обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Понятия «инкультурация» и «социализация» очень близки по своему содержанию.Социализация обозначает передачу социального опыта от одного поколения к другому. Можно сказать, что социализация – это обучение человека жизни. Независимо от того, в какой человек живет стране, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре общества, способах зарабатывания денег, распределении ролей в семье, основах рыночной экономики, гражданских правах и т.п.Но культура в разных странах более специфична, чем социальная структура.

Социализация, т. е. адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация – приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.Процесс адаптации происходит и при социализации, и при инкультурации.В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором – к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации – тяжелая и медленная.Инкультурациятакже, как и социализация, на индивидуальном уровне выражается в повседневном общении с представителями одной культуры.Инкультурация или обучение культуре происходит двумя способами: через прямое высказывание и косвенное наблюдения.Сравнивая два процесса, можно сказать, что социализация – это врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации – личность. Инкультурация – это срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации – интеллигент.Инкультурация и социализация – это два процесса, которые развиваются по разным законам.

46.Понятия «человек культуры» и «культурный человек», их соотношение. Быть культурным в наше время несложно, но почему-то сейчас бескультурного человека встретишь чаще, чем культурного! Я считаю, это человек должен, во-первых, уважать не только себя, но и окружающих его людей, каждый стремится стать идеалом, но многие забывают, что чтобы стать идеалом, для начала надо стать культурным! Была такая ситуация: мой одноклассник начал обзывать девочку, а ему учитель сказал: " Ты бескультурный", но видимо мальчик не понял этого значения и просто, грубо говоря, послал этого учителя! Но ведь учитель действительно прав! Пусть эта девочка ему не очень нравится, но надо принимать такого человека каким он есть, а не указывать ему на недостатки! Надо не только уважать окуржающих, нужно знать стандартные нормы поведения, многие знают эти правила, но пользуются, увы не все, и мне не очень приятно, когда самые простые нормы поведения не соблюдаются, такие как, терпимое отношение ко всему, например, в автобусе не всегда едешь с культурным человеком, который, например, грязный, запах от него не очень приятный, но не надо показывать это остальным, что вам действительно неприятно! В основном нормы поведения - это толерантность! Культурный человек никогда не будет употреблять неприличные слова или отзываться о человеке грубо! С культурным человеком приятно поговорить, к нему тянутся остальные, его уважают! Был такой случай, шла компания подростков и говорили довольно грубо и неприличо, а с ними еще шли 3 девушки, ну видно, что намного культурнее парней, так на следущий день обсуждали на базаре бабушки о такой безкультурщине, и я считаю, что девушки себя просто не уважают, раз могут позволить в присутсвие себя нести неприличный слэнг! А культура это еще не только моральные и эстетические нормы, это еще как развит человек духовно, я не считаю, что надо постоянно узнавать новости театра, но каждый уважающий человек должен знать, например, несколько пьес (названий) какой-либо комедии, актеров и так далее! Так что культурный человек должен быть интеллегентным, образованным, толерантным!

47.Экономика как форма культуры. Центральное место в анализе экономической системы отводится анализу экономической культуры, т.е. совокупности ценностей, значений, норм морали, обычаев, посредством которых регулируется и направляется экономическое поведение людей.В самом общем виде экономическую культуру можно определить как совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регулятором экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов иные формы экономической активности. Авторы этого определения известные специалисты в области экономической социологии Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина подчеркивают, что экономическую культуру нельзя рассматривать в качестве отдельной, самостоятельной части культуры, поскольку она представляет собой проекцию культуры в ее широком смысле на сферу социально-экономических отношений.

48.Технологический аспект материальной культуры. Современная наука и техника раскрыли величие человеческого разума. Они изменили мир и представления о нем. Пытаясь представить себе то принципиально новое, что принесли современная наука и техника, К. Ясперс в книге «Истоки истории и ее цель» отмечает, что наука уже по своему объему, богатству и многообразию занимает особое место во всей истории познания. История современной науки неисчерпаема по своей глубине. Она универсальна по духу.На современном этапе прогресса науки и техники, в условиях внедрения новейших технологий, человек обладает уникальной способностью и возможностью на высшем уровне материализовать свое мышление и тем самым быть существом не только мыслящим, но и активно преобразующим. Именно этим научно-технический прогресс вступает в серьезную конкуренцию с другими ценностными представлениями (исторически весьма нетрудно показать, что этот прогресс всегда был конкурентным).Глубинное и поразительное по своим следствиям развертывание потенциала науки и техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, существенные преобразования происходят и во всем строе культуры и современной цивилизации. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, перед нами новая закономерность нашей жизни. Прогресс современного общества нельзя представить без развития науки и техники, без внедрения технологических новшеств, но стремительное повышение роли науки итехники как фактора социальных преобразований актуализирует сложный спектр мировоззренческих, социально-этических и других проблем. Что такое наука и техника, каковы формы и пределы их воздействия на человеческое бытие? Является развитие науки и техники благом для человечества или таит в себе непредвиденные роковые предопределения?

50.Этический и эстетический аспект взаимодействия культуры и природы. Первый, главный – хозяйственно-практический. От природных условий, богатств во многом зависит образ жизни человека, судьба народов, культур.С первым аспектом тесно связан второй – экологический.Создание экологического равновесия, охрана природы, экологически чистые технологии – все это – важнейшие аспекты современного состояния проблемы «культура и природа.Разумное осмысление и построение баланса природного и культурного стало особенно важным в наши дни, когда все настойчивее звучат предупреждения о грозящей миру людей глобальной экологической катастрофе.Третий аспект – медико-гигиеническийКлимат, погода, как оказывается, имеют гораздо большее, чем думали ранее, влияние на здоровье, жизнь человека (например, «критические» дни). Отсюда – проблемы здорового образа жизни, мест отдыха, географии болезней, перемены мест жительства и т.п.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал