Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет социальной психологии и место социальной психологии в системе научного знания






Сочетание слов «Социальная психология» указывает на то, что эта наука возникла «на стыке» психологии и социологии. Несмотря на свой «пограничный» характер социальная психология имеет свой особый статус, это самостоятельная часть психологии. Следовательно, предмет социальной психологии - это психологическая проблема (а не социологическая).

Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

К такому пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу, а в ходе дискуссий. Можно выделить 2 этапа этих дискуссий:

I этап (20-е г.г. XX в.). Дискуссия о предмете социальной психологии была вызвана борьбой между материалистической и идеалистической психологией. Г.И. Челпанов, защищая идеалистическую психологию, предложил разделить психологию на две части: «Социальную», разрабатываемую в рамках марксизма, и «собственно психологию», независимую от мировоззрения (эмпирическая наука). Признавая социальную психологию, он требовал «отлучения» общей психологии и от материализма, и от социальной психологии. Эта позиция вызвала целый ряд возражений:

1. С точки зрения исторического материализма вся психология является социальной, и нет необходимости выделять специальную область; надо всю психологию разделить на две части: психология индивида и психология коллектива (В.А. Артемов).

2. С точки зрения реактологии (К.Н. Корнилов), предлагалось сохранить единство психологии, но путем перенесения закономерностей поведения человека на поведение коллектива (поведения коллектива - это единая реакция его членов на раздражитель), следовательно, задача психологии - измерение силы, скорости, динамизма этих реакций.

3. П.П. Блонский считал, что «социальность» - это особая активность, возникающая при взаимодействии с другими. Под такое понимание социальности подходила и «деятельность» животных. Поэтому было предложено включить в психологию, «как в биологическую науку», круг социальных проблем (биологизации всей психологии).

4. В.М. Бехтерев предложил использовать рефлексологию для решения социально-психологических проблем. Предмет «коллективной рефлексологии» - поведение коллектива, поведение личности в коллективе и т.п. Проблемы коллектива толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями членов коллектива.

5. М.Л. Рейснер предлагал построить социальную психологию путем прямого соотнесения с историческим материализмом психологических и физиологических теорий. Допускалось прямое отождествление условных рефлексов с надстройкой, а безусловных - с системой производственных отношений.

Таким образом, предмет социальной психологии не был определен и она не получила самостоятельного статуса. Социально-психологические проблемы решались в русле общей психологии. Так, в работах Л.С. Выготского можно выделить две группы вопросов, относящихся к социальной психологии:

1. Учение о высших психических функциях показало, что психика социально детерминирована. Высшие психические функции (произвольное запоминание, произвольное внимание, абстрактное мышление и т.п.) нельзя понимать как непосредственные функции мозга, данные от рождения. Они формируются при усвоении общественного опыта, который изменяет содержание психики и создает новые формы психических процессов (культурно-исторический детерминизм развития психики).

2. Решая непосредственные проблемы социальной психологии, Л.С. Выготский раскрыл понимание ее предмета, исходя из критики концепции «психологии народов» В. Вундта, который считал ее предметом язык, мифы, обычаи, искусство («сгустки идеологии» или «кристаллы»). По мнению Л.С. Выготского, задача социальной психологии заключается не в том, чтобы изучать «кристаллы», а в том, чтобы изучать тот «раствор», из которого они образуются. Но «раствор» нельзя изучать, выводя коллективную психику из индивидуальной и изучая психику «собирательной» личности. Психика отдельного лица тоже социальна и является предметом социальной психологии. Он предложил считать предметом «социальной психологии» - психику отдельного человека, а «коллективной психологии» - психику личности в условиях коллективного проявления.

Идеи Л.С. Выготского, высказанные им в 20-е и 30-е годы XX века явились предпосылкой определения предмета социальной психологии.

II этап (конец 50-х - начало 60-х г.г. XX века). Дискуссия началась статьей А.Г. Ковалева в «Вестнике ЛГУ» и продолжилась на 2-м Всесоюзном съезде психологов. Полемика велась вокруг двух вопросов: 1) предмет социальной психологии; 2) соотношение социальной психологии с общей психологией и социологией.

По вопросу о предмете социальной психологии сложилось три подхода:

1. Социологи понимали социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики»: психология классов, психология больших общностей, психология отдельных сторон общественной жизни (традиции, нравы, обычаи), психология общественного мнения (мода). Внутри этого подхода все говорили о необходимости изучения коллектива.

2. С позиции общей психологии главный предмет социальной психологии - личность (особенности личности, типология личности, положение личности в группе, межличностные отношения, общение).

3. Синтез 1-го и 2-го подходов: социальная психология должна изучать и массовидные психологические явления, и положение личности в группе.

Б.Д. Парыгин попытался дать полную схему проблем социальной психологии: а) социально-психологические проблемы личности; б) психологию общностей и общения; в) социальные отношения; г) формы духовной деятельности. Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: а) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия; б) особенности группы; в) психическую сторону процессов общества.

При всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей - определение предмета социальной психологии может идти с двух сторон, как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений.

Позднее Ю.А. Шерковин и Г.П. Предвечный в качестве предмета социальной психологии выделили: группа, личность, общение и взаимоотношения. Е.С. Кузьмин считал центральным феноменом общение, которое порождает другие социально-психологические явления: структуру и особенности личности; особенности «малых» групп и коллективов; особенности массовых психических процессов.

А.В. Петровский в качестве предмета социальной психологии рассматривал: психологические характеристики социальных групп; психологию личности; закономерности общения и взаимодействия людей; межличностные отношения.

По вопросу о «Границах» социальной психологии с социологией и общей психологией наметилось четыре позиции:

1. Социальная психология - часть социологии.

2. Социальная психология - часть психологии.

3. Социальная психология - на «стыке» психологии и социологии, «отрезая» часть их проблем.

4. Социальная психология - на «стыке» психологии и социологии, но решает свои проблемы.

Где бы не «помещали» социальную психологию, все равно она граничит с этими двумя науками. Подобные дискуссии характерны и для других наук, существующих на «стыке». В настоящее время сложился компромисс - существуют как бы две социальные психологии: одна с доминирующей социологической ориентацией, другая - психологической. Изучая одни явления, социальная психология опирается на общую психологию (коммуникативные особенности речи; выразительные средства общения; восприятие и понимание людьми друг друга), а изучая другие, тяготеет к социологии (классовые и национальные типы сознания; нравы и обычаи; роли, ценности, установки личности). К специфическим явлениям, которые изучаются в рамках только социальной психологии, относятся проблемы группы (структура и динамика группы; общение; межличностные отношения).

Итак, социально-психологические явления это те, которые возникают из связи человеческой психики с обществом и которые преломляются через непосредственное общение человека с человеком.

 

Тема 2. Социально-психологические проблемы личности


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал