![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личность в группе
Проблема социализации раскрывает усвоение социального опыта, а проблема социальной установки - его реализацию, но и усвоение и реализация социального опыта происходит в обществе, которое влияет на личность через группу. Как именно влияет группа на личность? Какова зависимость между свойствами личности и «качествами» группы? Ответы на эти вопросы дают исследования различных аспектов поведения личности в группе. Так, А.В. Петровский и В.А. Петровский изучали процесс «вхождения» личности в группу. Я.Л. Коломинский установил, что каждая группа имеет собственное «лицо», которое чрезвычайно значимо для включенных в нее индивидов. Изучался «статусный опыт индивидов», приобретенный в различных группах. B.C. Мерлин доказал, что характер взаимоотношений в коллективе формирует свойства личности, типичные для него. В каждой группе образуются (через общество и личный опыт) определенные нормы поведения, которые воспринимаются как требования (правила, предписания, запреты) этой группы к каждому ее члену. Эти нормы проявляются в виде социальных ожиданий, «экспектаций» (expectation - ожидание) и подразумевают их выполнение. Каждая личность занимает в группе определенный социальный статус (положение, позицию). В зависимости от ожиданий группы и статуса в ней формируется ролевое поведение личности (см. рис. 2).
Рис. 2. Факторы, образующие ролевое поведение личности в группе Роль - это система поведения, выработанная личностью согласно групповым ожиданиям и социальному статусу, и реализующая их в поведении. Это нормативно одобренный и ожидаемый способ поведения. Наряду с групповой ролью личность в своем поведении реализует и другие роли, сформированные под влиянием ожиданий общества, других людей и самой личности. Поэтому можно выделить четыре вида ролевого поведения: 1. Формальные (официальные) роли: женщина, мужчина, ребенок, руководитель, педагог, врач, пенсионер, студент и т.п. 2. Групповые роли, которые реализуются в каждой конкретной группе: Мудрец, Лидер, Золушка, Красавица, Льстец, Козел отпущения и т.п. 3. Межличностные роли, которые формируются между двумя людьми, имеющими устойчивые отношения: Друг, Враг, Губитель, Спаситель и т.п. 4. Внутриличностные роли: Невезучий, Счастливчик, Умница т.п. Всю совокупность ролей, сформированную у личности, называют «ролевой веер», который в каждый отдельный момент общения «раскрывается», актуализируя соответствующие роли. Роли могут согласовываться между собой или вступать в противоречие (ролевой конфликт). Например, внутриличностная роль Добряка может не совпадать с групповой ролью Хитреца. При возникновении ролевого конфликта существуют механизмы его регулирования: вытеснение (по принципу «а судьи то кто?») или замещения («не Бабник, а Любимец женщин»). Выполнение роли зависит от ее понимания, принятия и усвоения. Важно обратить внимание и на то, что каждая личность в выполнение роли вносит свою индивидуальность. Хорошо усвоенная и принятая двумя разными людьми роль исполняется под влиянием их индивидуальностей по-разному. Иногда роль может полностью или частично не соответствовать индивидуальным свойствам личности, а иногда совпадать с ними полностью (см. рис. 3). Индивидуальность влияет на роль, но и роль влияет на индивидуальность, которая может изменяться под ее влиянием.
Рис. 3. Роль и индивидуальность
Таким образом, ролевое поведение - это единство ролевых ожиданий, статуса и индивидуальности. Чтобы понять поведение личности в группе и спрогнозировать его, надо исследовать групповые ожидания, групповой статус личности и ее индивидуальные свойства. Группа (через ожидания и статус) «наделяет» личность «нужными» качествами. Степень влияния группы на личность зависит от меры ее включенности в группу, от значимости групповой деятельности для личности.
|