Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






За пределы






 

«Gate. Gale. Paragate.Parasamgate. Bodhi. Svaha!»

«О, переводящее за пределы, переводящее за

пределы, уводящее за пределы пределов,

уводящее за пределы пределов беспредельного.

Пробуждение, славься!»

Сутра Сердца

(Перевод Е. А. Торчинова)

 

Рассказывать историю сложно. В особенности пото­му, что, как и многое другое в учении, она легко стано­вится жертвой того, что я называю «предписательным/ описательным софизмом». Истинное Постижение осознаваемо, но невыразимо. «Дао, о котором можно говорить, не есть Дао». То, что поддается выражению, по сути своей концептуально; перевод на понятия, доступ­ные в сновидении; отражение луны в луже, не сама лу­на. А между луной и ее отражением, между Истиной и ее выражением в сновидческих представлениях и поняти­ях лежит концептуальная пропасть, преодолеть которую можно только путем самого Постижения. Многие хотят преодолеть эту пропасть; они становятся духовными ис­кателями и с неутолимой жаждой ищут любой обрывоч­ный признак, путеводный знак, или подсказку, или ука­зание на то, как опознать эту пропасть, на что похоже ее пересечение и другая сторона.

По сути, по правде другая сторона ни на что не похо­жа, и туда невозможно попасть отсюда. Вернее, это уже есть другая сторона; все находится «здесь», нет никако­го «там». Конец истории. В этом заключается истинная природа вещей, всегда, повсюду, прямо перед вашими глазами. Но кто может увидеть? Кто же увидел однаж­ды, тот понимает, что «за предельное» суть все это, здесь. Но расскажите об этом рьяному искателю — и вы непременно услышите стон разочарования.

Существует архетипический образ, часто повторя­ющийся в сновидениях и в мифологии, в фэнтэзи и науч­ной фантастике. Странник приходит к огромной стене. После длительного поиска он находит дверь, врата в этой стене. Когда он открывает врата и проходит в них, он обнаруживает себя в мире, вселенной, отличающей­ся от той, из которой он пришел, и, тем не менее, знако­мой. Та же вселенная, но несколько иная. Когда он обо­рачивается, чтобы снова взглянуть сквозь врата, через которые пришел, то видит, что не только нет врат, но и нет самой стены. Не только нет пути назад, но он вооб­ще ниоткуда не приходил. То же и с пробуждением; нет стены, нет разделения на «здесь» и «там». В каком-то смысле произошел выход «за предел», но этот предел ничем не отличается от того, что уже находится здесь. Это те самые «врата без врат», и Я всегда был здесь. А где еще?

И тем не менее, искатели — народ упорный; ведомые или притягиваемые неведомой им силой, которую они не понимают. А тех, кто, как они знают, или верят, или по меньшей мере, подозревают, «вышел за пределы пре­делов», того они наблюдают, исследуют, заваливают во­просами и даже подражают им, в надежде сбросить с се­бя загруз того, что они ищут. Но, вопреки длительной традиции, Постижение не передается контактным пу­тем, им невозможно заразиться. Все, чему можно на­учиться, наблюдая за известными мудрецами, общаясь с ними и получая прямые ответы на заданные вопросы, является только описанием, попыткой, слабой или, наоборот, весьма умелой, перевести невыразимое на язык сновидения. История, описание того, как Постижение произошло через конкретный организм ума-тела, и описание продолжающихся переживаний в этом орга­низме ума-тела остается только этим описанием, его нельзя рассматривать как рекомендацию, каким обра­зом другому организму ума-тела лучше всего «добраться отсюда туда». Но, разумеется, обычно это воспринима­ют именно как предписание: так из духовного опыта возникают религии; так появляются учения о всевоз­можных практиках, всевозможных путях, йогах, мантрах, диетах; советы по тому, как следует думать и какому пути следовать; четыре способа, пять органов чувств, шесть сил, семь добродетелей, восемь препятствий, де­вять стадий… десять заповедей.

Тот, через кого случилось пробуждение, очевидным образом не привязан к результату действий, поэтому учение предписывает: ты должен активно работать над собой, чтобы каким-то образом больше не испытывать привязанности к действиям! Люди видят, что тот, через кого произошло Постижение, в течение длительного времени тихо сидит, объятый глубоким покоем и тиши­ной, и на вопрос о том, о чем он думает, отвечает, что думания нет; поэтому учат: ты должен стараться тихо си­деть без мыслей! Учитель предпочитает одиночество — ученики начинают практиковать воздержание. Учитель состоит в браке — ученики идут и женятся. Учитель ест мясо или не ест мясо — ярые приверженцы действуют сообразно. Нисаргадатта Махарадж курил сигареты, по­разительное число его последователей начало курить.

Но то, что происходит в пробужденном, происходит самопроизвольно, без усилия: либо как результат естест­венного программирования и обусловленности этого те­ла-ума, и в таком случае вообще не имеет никакого от­ношения к пробуждению; либо как непосредственное последствие, естественный побочный эффект пробуждения в этом конкретном организме ума-тела. Некому пытаться. Именно это я имею в виду, говоря, что оно приходит естественным путем «с другой стороны» и не может быть достигнуто никакой работой «на этой сторо­не». Это еще одна жалкая метафора, так как, конечно, нет никакой этой и той стороны, но вы понимаете, что я пытаюсь сказать? Если пробуждение, Постижение должно случиться, оно случится, и я целиком и пол­ностью заверяю вас, это не будет «результатом» каких-то практик, соблюдаемых персонажем сновидения. Прак­тика возможна. Пробуждение возможно. Между ними нет прямой причинной зависимости.

Скажем иначе. Когда вы спите, и вам снится сон, что «делает» персонаж этого сна, чтобы проснуться? «Про­сыпается» спящий, не снящийся, и пробуждение случа­ется, когда оно случается, по причинам, совершенно не зависящим от персонажей сна, включая и того, с кото­рым вы соотносите себя во сне.

Собирание историй о пробуждении может оказаться только громадной помехой, заставляющей ищущего бе­гать кругами. На утренних беседах в Бомбее у Рамеша со мной были искренне ищущие, которые, услышав кое-что из моей истории, подходили и спрашивали, как заброни­ровать билет в джунгли Амазонки и как получить доступ к племенам, у которых я жил. Это безумие. Забудьте об этом. Это не произойдет тем же самым путем с вами.

Два иллюстрирующих примера. Первый — дзэн-вы­сказывание, поэтому весьма лаконичное:

После того как мастер использовал лестницу, по ко­торой взобрался на верх стены, та лестница навеки от­брошена и никогда больше не используется.

Найдите свою чертову лестницу. А лучше помните, что она сама найдет вас; что это уже случилось; что ва­ши ноги уже на перекладинах!

Второй пример — раввинская история, потому не­сколько более пространная:

 

Женщина пришла к раввину, жалуясь на то, что не может зачать дитя, и прося помочь ей советом. «Ах, — сказал раввин, — это сложно. Но, знаешь, с моей ма­терью случилась та же история. Много лет она не могла зачать, и тогда она пошла к великому раввину по имени Бал Шем Тов. Он спросил ее только одно: " Что ты гото­ва отдать, и что ты готова сделать? " Она задумалась; она была бедной женщиной и мало что имела. В конце кон­цов она вернулась домой и достала свою самую дорогую вещь — шаль, которую она надевала на собственную свадьбу, фамильную ценность, что принадлежала и ее матери, и бабушке. Затем она направилась с ней обрат­но к раввину, но поскольку она была бедной женщиной и была вынуждена идти пешком, к тому моменту, когда она добралась до цели, странствующий раввин был уже на пути в другой город. Шесть недель она шла из горо­да в город, всегда прибывая сразу после того, как Бал Шем Тов успел покинуть это место. Наконец ей удалось догнать его. Он принял подарок и отдал его в местную синагогу. Моя мать отправилась пешком обратно до­мой, — закончил свою историю раввин, — а через год родился я».

«Как замечательно! — воскликнула женщина с яв­ным облегчением. — У меня дома есть свадебная шаль, Я принесу ее тебе, ты сможешь отдать ее в синагогу, и, без сомнения, я смогу зачать дитя!»

«Ах, — сказал раввин, с грустью качая головой, — к сожалению, не получится. Видишь ли, вся разница в том, что теперь ты знаешь историю, в то время как у мо­ей матери не было истории для руководства».

Описательно, не предписательно.

Вот почему Учение традиционно называют «паль­цем, указующим на луну». Выведите как-нибудь на про­гулку свою собаку, скажите ей: «Эй, смотри!» — и с чув­ством укажите на луну. Скорее всего, собака уставится в ожидании на ваш палец. Она выкажет огромную преданность, что очень мило с ее стороны, но продемонст­рирует элементарное отсутствие понимания, какой-ли­бо способности видеть дальше. Фиксация на истории, или элементах Учения, или практиках, или гуру, или учителе, или духовном опыте подобна взгляду, застыв­шему на пальце, не способному уразуметь, что это всего лишь указатель. Сами по себе эти вещи не имеют ника­кого значения. Смотрите мимо них, за них — на то, на что они указуют.

Когда это становится понятным, описания и исто­рии, возможно, остаются полезными и интересными, но только как указатели. Всегда были тексты, сутры, ис­тории про древних мастеров и о том, как Постижение произошло в случаях с Буддой, Хуйнэном, Шанкарой или Махарши. И нет никаких причин для того, чтобы подобные истории иссякли. Сюзан Сигал представила собственный отчет в «Столкновении с Бесконечностью». «История, которая последует, — мой вклад в современ­ную версию древних текстов».

В конце концов Махарши срезюмировал:

«Нет ни сотворения, ни разрушения, ни судьбы, ни волеизъявления, ни пути, ни достижения. Это окончательная истина».

Здесь действительно не существует никаких историй, поскольку здесь ничего не происходит. Истории — лишь то, что персонажи сновидения рассказывают себе и друг другу, снова и снова, тем самым поддерживая продолже­ние сна. Как бы иронично заметил мой друг Кошен: «Было бы чем заняться до второго пришествия!»

Рассказ истории есть сон, а сон есть желание — жела­ние быть. Более того: желание быть кем-то; кем-то обо­собленным, кем-то особенным; кем-то с его или ее соб­ственной историей. Персонаж сна полностью вовлечен в плетение индивидуальной паутины, постройку и укрепление персональной истории, влекомый той неведо­мой, неизученной потребностью провозглашать и вся­кий раз заново утверждать индивидуальное «я».

Пробуждение не происходит, пока пестуется исто­рия, желание, провоцирующее другое желание, потреб­ность, воспламеняющая следующую, все то, что посто­янно укрепляет чувство отдельного «я», которого не су­ществует. Пробуждение происходит, когда желания эти навсегда разоблачены как вводящие в заблуждение, как бесполезные. Тогда прекращается рассказывание исто­рии. Это и есть выход за предел.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал