Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Машина снов






 

«Тот, кто знает, — не говорит.

Тот, кто говорит, не знает»

Лао-Цзы

 

«Авторитетность в любом ее виде,

особенно в области понимания, — это самое

разрушительное. Лидеры разрушают

последователей, а последователи

разрушают лидеров».

Дж. Кришнамурти

 

Время от времени кто-нибудь задает вопрос в лоб: «Вы пробужденный?» или «Вы просветленный?» На по­верхности эти вопросы кажутся абсолютно здравыми и прямыми, заслуживающими столь же прямого ответа. Не гак давно в интернете я наткнулся на сайт, посвя­щенный «поиску вашего духовного учителя». На нем идет сортировка всех учителей и гуру с целью опреде­лить, кто из них подлинный и наиболее подошел бы именно вам. Сайт включает перечень индикаторов и проверочных тестов, один из которых предлагает вам спросить потенциального учителя: «А сами вы просвет­лены?», и он или она должны ясно и незамедлительно выдать вам «да» или «нет» в ответ. В противном случае вам нужно немедленно перенести поиски в другое мес­то. Все истинно просветленные индивидуумы обязаны говорить с вами прямо, и любой уклончивый или недобросовестный ответ есть верный признак того, что дан­ный индивидуум — шарлатан.

Хотя наверняка все это имеет самые благие намере­ния, трудности начинаются как раз тогда, когда непробужденный ум сновидческого персонажа, со всей его обусловленностью и ограниченностью, берет на себя полномочия устанавливать критерии, по которым долж­но оценивать пробуждение, кое по определению он не понимает и не может понимать. Дело не в том, что кто-то пытается уйти от ответа, просто с позиции пробуж­денного вопрос «Вы пробуждены?» звучит совершенно бессмысленно. Он подобен вопросу «Какого цвета ки­лометр?». Или, как говорит Нисаргадатта Махарадж, во­просу о «ребенке бесплодной женщины». Спрашива­ющий искренен в своей серьезности и тем вызывает же­лание помочь ему с ответом, но, в очередной раз: все вопросы, не дающие покоя до пробуждения, растворя­ются в собственной бессмысленности и неуместности, когда оно происходит. С точки зрения пробужденного вопрос «Вы пробуждены?» в основе своей неверен: лю­бой ответ на него — неверный ответ, потому как невер­на сама предпосылка вопроса. Это похоже на коан дзэн, на который по сути не может быть ответа.

Пробуждение, или просветление, называют еще «Ре­ализацией Я», потому как речь идет о реализации пони­мания, кем или чем на самом деле является Я. Это пони­мание того, кем являюсь «я» и кем не являюсь. Самая суть пробуждения заключается в постижении, что про­буждаться некому, что не существует индивидуума, не существует индивидуумов. Я — Все, Что Есть, нет ниче­го, чем бы Оно не являлось. «Сознание — все, что есть». Индивидуальное «я», кажущееся отдельной сущностью, творцом или «деятелем» чего-либо, представляет собой главную иллюзию, основное «помрачение», из которого выводит просветление.

«С точки зрения бесконечности очевидно, что ин­дивидуального " я" вообще не существует. Пред­ставление о том, что мы обладаем " я", все контро­лирующее, выносящее суждения или выступающее деятелем наших действий, абсурдно. Индивидуаль­ное " я" — не что иное, как идея о том, кто мы есть. Все идеи — это только идеи, не более того». (Сюзан Сигал)

Таким образом все вопросы о природе и жизнедея­тельности этого абсолютно мифического зверя, называ­емого «я», оказываются бессмысленными. К примеру, простой вопрос «Что ты делаешь?» может быть встречен лишь смехом и покачиванием головы, если только спра­шивающий не покажется достаточно открытым для подлинного ответа: «Делаю? Я? " Меня", который что-то " делает", нет и никогда не было. Трудно не понять, что точно так же нет " вас", " делающих" " что" -либо, как и нет тех " вещей", которые " нам" необходимо сделать». Есть только Сознание, текущее, струящееся через эти инст­рументы таким образом, что, в соответствии с совер­шенным развертыванием тотальности, восприятию оно предстает в качестве разумных индивидуальных сущно­стей, автономно совершающих действия, хотя на самом деле это не так. Нет индивидуума, сущности, отдельно­го «я», которое может что-то делать или чем-то быть, в том числе быть пробужденным или просветленным.

Возможно, иногда случается так, что на сатсанге или в приватной беседе истинный джняни считает нужным признаться, что полное Понимание прошло через него. Однако, вопреки исполненному благих намерений ав­тору веб-сайта, если «кто»-то заявляет своим слушате­лям о собственном просветлении, то, скорее всего, это неправда, поскольку если бы это было правдой, то он или она понимали бы, что подобное утверждение в са­мой своей основе содержит внутреннее противоречие.

Кто? Кто просветлен, болван? Если бы ты был тем, кем, по твоим заверениям, ты являешься, ты бы не нес этот вздор!

Это несколько похоже на вездесущий слоган Нью Эйджа: «Мы все есть одно». Конечно же, он преследует благие цели, но со всей очевидностью противоречит сам себе: разве никто не замечает, что если есть «мы», то нет «одного» (а есть множество), и если на самом деле все, что есть, есть «одно», то никаким образом не может быть «нас»? Схожим образом обособление «себя» в качестве индивидуальной просветленной сущности, отличной от «других», коих как таковых не. существует, только де­монстрирует глубину сновидческого состояния. Когда есть Понимание, то никоим образом не может быть «ме­ня», чтобы утверждать это.

Духовные искатели крайне озабочены темой пробуж­дения или просветления. Множество размышлений и разговоров вращается вокруг вопросов о том, кто из учителей или писателей просветлен, а кто — нет; «полу­чил» ли просветление кто-то из продвинутых учеников или еще нет; или даже о том, насколько ты сам близок к пробуждению. Вся эта озабоченность, как и весь пред­мет в целом, в свете произошедшего теряет всякую зна­чимость: все, что есть, есть Сознание, функциониру­ющее внутри и в качестве этих кажущихся форм. Какие могут быть вопросы о кажущихся формах, что-то дела­ющих, получающих или становящихся чем-либо? Все это случается в Сознании. Что случается, случается. Какое сновидческое событие с какой именно из кажущихся форм происходит — не имеет никакого значения. Кого это волнует?

Все это составляет часть тайны просветления, лежа­щей за пределами времени, но пусть вас это не пугает: это всегда было и будет открытой тайной, истиной, по­стоянно доступной всем. Как снова и снова повторял мудрец Хуанбо: «Это прямо перед вами!» Дело в том, что истинное осознавание, истинное Понимание невоз­можно подделать. Свет окончательного Понимания, даже если он проходит и выражает себя через самый без­грамотный, неотесанный организм тела-ума, делает са­мое эрудированное и тончайшее интеллектуальное по­нимание учения всего лишь невежественным бормота­нием в сновидении. Мудрецы демонстрировали это на протяжении веков, от Хуйнэна в Китае пятого столетия до Нисаргадатты Махараджа в двадцатом веке в Бомбее.

С другой стороны, существуют и такие, которые про­шли через трансформирующее мистическое пережива­ние Единственности и, ко всему прочему, обладают вну­шительной интеллектуальной хваткой учения вместе с личностной харизмой и склонностью к обучению дру­гих. Они способны собрать вокруг себя множество по­следователей и добиться немалых успехов в бизнесе гу­ру. Когда слепой ведет слепого, никто из последователей не может увидеть, что сам ведущий держит белую трость слепца. Но для истинно пробужденных такой учитель моментально выдает себя с головой всякий раз, когда открывает рот.

Пробуждение не является опытом или познанием. Познание суть только покров на Знании, и в этом каче­стве оно крайне чревато заблуждениями. Истинное про­буждение есть знание и видение, выходящее за пределы любого познания и любого опыта; Что Есть — есть, и оно не может быть опровергнуто, в то время как те, кто все еще пребывает во сне, могут только гадать и прики­дывать.

Подобно множеству вещей, появившихся до того, и множеству преходящих увлечений, которые еще будут, адвайта и учения о недвойственности, существовав­шие от начала «человеческой истории», с недавнего вре­мени стали с жадностью поглощаться Машиной Амери­канской Мечты, выходя с противоположного конца в более аппетитном виде, соответствующем переваривательным способностям современных западных сновидческих персонажей, но с трудом узнаваемом теми не­многими, через кого на протяжении веков проходило это невыразимое, для кого «щелчок» при смещении фо­куса, этот сдвиг точки восприятия оказался столь абсо­лютным, что теперь есть только Понимание, есть зна­ние, что нет никого, с кем мог бы произойти сдвиг; что нет никого, кто мог бы знать, что нет никого, с кем мог бы произойти сдвиг, кто мог бы пробудиться.

В «Бхагавад Гите» Кришна говорит Арджуне, что сре­ди всех людей на земле «из многих тысяч, может быть, один ищет Меня, а из тех тысяч ищущих едва ли один реализовал Мою истинную природу». Если трактовать этот отрывок писания буквально, то попытка математи­чески подсчитать количество «просветленных» в мире, приходящихся на какую-нибудь единицу времени, ока­жется весьма проблематичной. Кришна обратил на это внимание, но я сомневаюсь, что он имел в виду какой-то подсчет числа индивидуумов. Тем не менее это пока­зывает, что в традиции хорошо известно, насколько ред­ко случается истинное просветление.

Кен Уилбер делает попытку затронуть ту же тему в «Одном Вкусе». Он описывает, как однажды спросил китайского учителя чань (дзэн), сколько истинно про­светленных мастеров прошло за всю историю, на что последовал немедленный ответ: «Возможно, всего одна тысяча». Если ради интереса предположить, что за тот же период времени только одних китайцев можно на­считать около миллиарда, то тогда тысяча относится к миллиарду — да: как 0, 0000001 процента всего населе­ния. Опять-таки, если понимать цифры буквально, то можно упустить главное. В них есть большая доля здра­вого смысла, безотносительно к реально существующим процентам, которую можно расценивать как составля­ющую вечной мудрости:

«И это безошибочно означает, что все остальное население было (и остается) вовлечено в лучшем случае в различные виды горизонтальной, транслятивной, просто узаконенной религии… магиче­ские практики, мифические верования, эгоистическую просительную молитву… в то, чтобы придать смысл отдельному " я" …

Так что, никоим образом не умаляя поистине по­трясающий вклад блистательной восточной тра­диции, можно сказать без обиняков: радикальная трансформирующая духовность — крайне редкое явление, на всем протяжении истории и повсеме­стно в мире. (Для Запада эти цифры выглядят еще более удручающе. Мне нечего больше добавить)». (Кен Уилбер)

Для современного западного восприятия подобное неприемлемо: это кажется слишком элитарным, экс­клюзивным, политически абсолютно некорректным. Освобождение, просветление должно быть доступно каждому, кто приложит усилие, а не являться призом, произвольно выигранным в некой божественной лоте­рее. Кроме того, это не продастся: никто не захочет ку­пить билет, если шансы на выигрыш равны одному на несколько миллионов.

Поэтому, в версии Машины Американской Мечты (которая, кстати говоря, не ограничивается Америкой) в определение просветления внесены изменения, дабы оно включало в себя любого, кто прошел через опыт прозрения. Теперь мы имеем «упрощенное пробужде­ние», при котором вы можете называть себя пробужден­ным, с удовольствием оставаясь крепко спящим, и такая картина повсеместна.

Результатом этого стало своего рода палаточное дви­жение возрождение сатсанга. Согласно многим учите­лям, проводящим выездную сессию гуру, пробуждение случается, куда бы они ни направлялись, причем с людьми, совсем такими, как вы, и это — следующая ве­ликая волна в эволюции человечества к следующему уровню космического сознания. Где мы уже это слы­шали?

Везде и обо всем. Это происходит по всему земному шару: «божественный гипноз», заставляющий обманы­ваться и продолжать спать, пытаясь одновременно до­биться индивидуального и коллективного освобожде­ния, личного и группового просветления, в то время как единственная правда абсолютно внеперсональна и мо­жет быть найдена только путем полного уничтожения иллюзорной индивидуальности.

 

«Если гуру говорит: " Я просветлен", это означает, что просветлено эго, так что держитесь подальше. Западные учителя, говорящие так, являются про­поведниками и пишут книги, чтобы только загру­зить ищущих еще большим количеством макула­туры и еще больше денег — в собственные карма­ны. Они привлекают так много учеников, но в эру Кали Юги[5] именно обман притяги­вает толпы. Истина и истинные гуру игнорируют­ся. Истину хранят только честные, и за честными никто не следует. Следуют лишь за обманщиками». (X. В. Л. Пунджа)

 

Множество учителей на своей выездной палаточной сессии возрожденцев сатсанга говорят о просветлении как о следующем великом шаге в эволюции человечест­ва, и это очень увлекательно, потому как шаг этот про­исходит уже сейчас, с гораздо большим количеством пробуждающихся, чем когда-либо за всю человеческую историю.

Подобного рода веши говорят лишь о путаном, огра­ниченном сном мышлении. Просветление не имеет ничего общего с поворотными моментами истории, с большим количеством пробужденных людей. Оно не имеет ничего общего с эволюцией. Как замечает Джед МакКенна, «если уж на то пошло, просветление есть крушение эволюции». Эволюция — абсолютно дуалисти­ческая концепция. Индивидуумы вместе со всей расой растут, меняются, развиваются и со временем становят­ся лучше: это описания дуализма; того, как оперирует дуализм. Эволюция означает изменение относительных объектов. Просветление есть прямая ей противополож­ность и означает реализацию Истины, абсолютной субъективности, которая неизменяема.

Вся концепция эволюции предполагает существова­ние отделенных индивидуальных сущностей, коллек­тивного вида или «расы» таких сущностей и их экзис­тенцию в нечто таком, что называется «временем». Она также включает целый набор оценочных суждений о том, в каком состоянии находится человечество в насто­ящий момент и в каком направлении ему следует дви­гаться.

Такое видение вещей и видение после истинного пробуждения, или Постижения, — взаимоисключающи. Когда происходит пробуждение, весь контекст, содер­жащий индивидуальности, расу, время и оценочные суждения, предстает как иллюзия, сон. Пробуждение, просветление означает внезапный выход из состояния, в котором эволюция имеет какой-то смысл.

 

«Все, что подразумевает длительность, очеред­ность, переход от стадии к стадии, не может быть Реальностью. В Реальности не существует про­гресса; она окончательна, совершенна, безотно­сительна. Реальность не является результатом процесса; это взрыв». (Нисаргадатта Махарадж)

 

Кто-то, возможно, Роберт Адамc, однажды предло­жил устроить Великое Собрание Пробужденных и немедленно дисквалифицировать любого, кто явится. (По иронии, теперь такие собрания проводятся ежегодно. Большинство хорошо известных учителей, опублико­вавших свои книги и объездивших мир с сатсангами, присутствуют на них и устраивают презентации. По почте я получаю флаеры на них.)

На самом деле, только что по почте я получил кое-что еще: препубликационное уведомление о новой книге популярного духовного учителя, представленной слоганом о том, что в этот основной момент в «нашей человеческой истории» глубочайшая истина, которая когда-то была доступна лишь «очень немногим», теперь доступна вам; с настоятельным советом приобрести не один, а несколько экземпляров — «чтобы поддержать интерес масс-медиа!»

Мягко говоря, меня потрясает, что сообщество ду­ховных искателей, по всей видимости, считает приемле­мыми такого рода веши, исходящие от ведущего учите­ля и издательства, занимающегося публикациями на ис­ключительно духовные темы. Реклама внедорожников или отдыха на Карибах использует те же эмоциональные приманки, но обычно пытается быть убедительной с большей честностью! Откровенно ложная, манипулиру­ющая, эксплуатирующая идеи чушь. И возможно даже, что на каком-то уровне идея, стоящая за этим, весьма благая; кто-то действительно думает, что он просветлен, и собирается спасти мир, пробудив «больше людей, чем когда-либо!».

Вспомните Уилбера, который определил истинное пробуждение как «крайне редкое явление, на всем про­тяжении истории и повсеместно в мире». Конечно, нет ничего дурного в том, чтобы пытаться помочь людям, но обратите внимание: когда индивидуумам говорят, что они столь уникальны, что выиграли главный приз и те­перь могут стать «просветленными существами», — ког­да по-прежнему остается «существо», «я», чтобы в нем увязнуть, — то, в конце концов, это не помогает ни им, ни кому бы то ни было еще. Да, существует страдание, но подобные действия лишь используют страдание в собственных интересах и в конечном счете только при­умножают его, а не прекращают. Всегда найдется кто-нибудь, кто будет говорить или делать подобного рода вещи. Но, по крайней мере, ведущие духовные учителя уж должны понимать, что к чему.

Но они не понимают. Слепой ведет слепого, и никто не видит разницы. Пожалуйста, послушайте, дорогие мои: все это множество страданий увековечивает вера в этот бред. Не существует пробужденных существ. Их никогда не существовало. Пробуждение не случается с людьми вроде вас или с людьми вроде меня, потому как пробуждение не случается ни с кем. Никого нет дома. Некому пробуждаться. Считать себя пробужденным, или рассматривать возможность собственного пробуж­дения, или считать пробужденным своего учителя, или верить, что, на худой конец, где-нибудь в гималайской пещере обитает хотя бы один пробужденный, называет­ся спать. Пробуждение означает внезапный выход из состояния, в котором пробуждение имеет какое-то зна­чение.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал