![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Символика и разновидности древних крестов
Крест Т-образный, “Антониевский” Этот трехконечный крест дошел к нам с древних времен. На таком кресте распинали, совершали казни в ветхозаветные времена, и уже во времена Моисея такой крест назьшали “египетским”.Такой крест служил орудием казни в Римской империи. Крест состоял из двух брусьев в форме греческой буквы “Т” (тау). В “Послании Варнавы” приводится выдержка из книги пророка Иезекииля, где прообразован Т-образный крест, как символ праведности: “И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак”. Здесь словом “знак” переведено название буквы древнееврейского алфавита “тав” (то есть буквальный перевод был бы: “сделай тав”), соответствующей греческой и латинской букве Т. Автор “Послания Варнавы”, ссылаясь на книгу Бытия (см.: Быт. 14, 14), где сказано, что число мужей дома Авраамова, обрезанных в знак Завета с Богом, было 318, раскрывает преобразовательный смысл этого события. 318=300+10+8, при этом 8 обозначалась в греческой нумерации буквой “пи”, 10 — буквой “I”, с которых начинается имя Иисуса; 300 обозначалось буквой “Т”, что, по его мнению указывает на искупительное значение Т-образного креста Также и Тертуллиан пишет: “Греческая буква тау. а наша латинская Т есть образ креста”. По преданию, именно такой крест носил на своих одеждах преподобный Антоний Великий, почему он и называется “антониевским”. Святой Зенон, епископ города Вероны, поставил на крыше возведенной им в 362 году базилики крест в форме Т. Крест “Андреевский”
Крест схимнический, или “Голгофа” Во времена Иисуса Христа приговоренных к казни на кресте преступников заставляли самих нести на себе это орудие к Лобному месту. И Спасителя мира казнили как преступника. Он нес свой тяжелый крест на Голгофу Сам. Смерть Христа на кресте придала кресту Голгофы славу на все времена. Он стал символом восстания из мертвых и обретения вечной жизни в Царствии Иисуса Христа, величайшим символом силы и власти Христовой. Крест монограммный “доконстантиновский” На надгробных камнях первых веков христианства встречается монограмма, состоящая из греческих начальных букв имени Иисуса Христа Крест “якореобразный” Этот символ археологи обнаружили впервые на Солунской надписи III века. А. С. Уваров в своей книге сообщает об обнаруженных археологами в пещерах Претекстата плитах, на которых не было надписей, а лишь изображение крестообразного якоря. Древние греки и римляне тоже пользовались этим символом, но значение ему придавали совершенно иное. Для них это был символ надежды на прочное земное существование. Для христиан же якорь, крестообразный по форме, стал символом надежды на крепчай ший плод Креста — Царствие Небесное, на то, что Церковь — как корабль — доставит всех достойных в тихую пристань жизни вечной. Каждый может “взяться за предлежащую надежду (то есть крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий” (Евр. б, 18'—19). Этот якорь, символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, и есть наша крепкая надежда. Крест “монограмма Константина” Греческий историк Церкви Евсевий Памфил в книге “О жизни блаженного Константина” свидетельствует о том, как святой царь Константин равноапостольный увидел сон: небо и знамение на нем, и явился ему Христос и повелел царю сделать знамя, подобное виденному на небе, чтобы употреблять его для защиты от нападения врагов. Константин, выполняя волю Божию, соорудил знамя. Евсевий Памфил, сам видевший это знамя, оставил описание: “Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, а из середины выходила буква “Р”. Такую монограмму царь потом носил на шлеме. Константиновска я монограмма стояла на многих монетах императора Константина и вообще довольно широко использовалась. Изображение ее находим на бронзовой монете императора Декария, отчеканенной в Лидии в середине III века, на многих надгробных плитах. А. С. Уваров в своей “Христианской символике” приводит пример такой монограммы в виде фрески в пещерах святого Сикста. Крест катакомбный, или “знамение победы”
Крест монограммный “ послеконстантнновский”
Крест монограммный “солнцеобразный”
Крест “просфорный-константиновский” Этот крест, по форме напоминающий “мальтийский”, имеет по четырем сторонам слова на греческом “IC.XC. NIKA”, что означает— “ Иисус Христос — Победитель”. Впервые эти слова были написаны золотом на трех больших кре
Крест монограммный “Трезубец” На древнем памятнике скульптора Евтропия высечена надпись, говорящая о принятии им крещения. В конце надписи помещена монограмма-трезубец. Что символизирует эта монограмма? Проходя близ моря Галилейского, Спаситель увидел рыбаков, забрасывающих сети в воду, и сказал им: “идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков” (Мф. 4, 19). Поучая народ притчами, Христос говорил: “подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода” (Мф. 13, 47). А. С. Уваров в “Христианской символике” указывает: “Признав в снарядах для рыболовства символическое значение Царствия Небесного, мы можем предположить, что все формулы, относящиеся к этому понятию, иконно выражались этими символами”. И трезубец, которым раньше ловили рыбу, — также символ Царствия Небесного. Следовательно, трезубчатая монограмма Христа издавна означала причастность к Таинству Крещения, как уловления в сети Божьего Царства. Крест “терновый венец” Этот крест имеет форму восьмиконечного креста, вторая перекладина которого в центре обведена кругом с остриями по краю, символизирующими терновый венец. Когда согрешил праотец наш Адам, Господь сказал ему: “Проклята земля за тебя... терния и волчцы произрастит она тебе” (Быт. 3, 17-18). А новый безгрешный Адам — Иисус Христос — добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть, и терновые страдания, к ней ведущие. “Воины, сплетши венец из терна, возложили ему на голову, — говорится в Евангелии, — и ранами Его мы исцелились” (Ис. 53, 5). Вот почему терновый венок стал для христиан символом победы и награды, “венцом правды” (2 Тим. 4, 8), “венцом славы” (1 Пет. 5, 4), “венцом жизни” (Иак. 1, 12;.Апок. 2, 10). Крест с терновым венцом был известен у разных христианских народов древности. Когда вера христианская распространилась в других землях, крест “терновый венец” восприняли и эти новые христиане. К примеру, крест такой формы изображен на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства. И на Руси употреблялось изображение креста “терновый венец”. Такой крест помещен на иконе “Прославление Креста” XII века, находящейся в Третьяковской галерее. Изображение креста с терновым венцом вышито так же на покровце “Голгофа” — монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой.
|