Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материальные носители как универсальный компонент со­циокультурных явлений






<... > Все сенсорные открытые действия, материальные объекты, физические, химические и биологические процессы и силы, используе­мые для экстернализации, объективизации и социализации значений, являются носителями значимого взаимодействия. В качестве таковых они составляют третий универсальный компонент социокультур­ных явлений...

Поэтому неточно говорить о социокультурных явлениях так, как будто бы они состоят исключительно из людей; помимо людей они включают в себя нематериальные значения и их материальные носите­ли как равно существенные и универсальные компоненты. Структура эмпирических социокультурных явлений, таким образом, состоит не из одного, а из трех компонентов. Этот принцип часто игнорируется, и в результате этого постоянно совершается ряд теоретических и практических грубых ошибок теми, кто воспринимает лишь один компонент — либо людей, либо значения, либо носителей.

Личность, общество и культура как неразрывная триада

Структура социокультурного взаимодействия, если на нее посмотреть под несколько иным углом зрения, имеет три аспекта, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами и 3) куль­тура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти зна­чения. В классной комнате преподаватель и студенты являются


 


5?



личностями, совокупность этих личностей, вместе с нормами их отношений, составляет общество классной комнаты; не только на­учные и другие идеи, которыми они обладают и обмениваются, но и книги, доска, мебель, лампы и сама комната представляют собой культуру этого общества. Ни один из членов этой неразделимой триады (личность, общество и культура) не может существовать без двух других. Не существует личности как социума, то есть как носителя, созидателя и пользователя значениями, ценностями и нормами, без корреспондирующих культуры и общества. В от­сутствие последних могут существовать лишь изолированные биологические организмы. Точно так же нет надорганического общества без взаимодействующих личностей и культуры; и нет живой культуры без взаимодействующих личностей и общества. Поэтому ни одно из этих явлений нельзя исследовать должным об­разом без рассмотрения других членов триады. Неадекватна любая теория, которая концентрируется лишь на одном из них, исследуя социокультурный мир. Из дидактических соображений их можно изучать по отдельности; но когда анализ каждого члена триады завершен, этот элемент должен быть соотнесен с тройственным разнообразием, или матрицей, в которой он существует.

§ 7. Критические замечания

Попытки свести предмет социологии к социальному аспекту над-органических явлений и исключить факторы культуры или личности являются, как было сказано, ошибочными. Читаем, например, что «социология прежде всего интересуется... социальным», что системы знаний, как-то: религия, лингвистика, технологии и тому подобное к ней не относятся 6. Такая позиция совершенно неприемлема.

1. Без культурных, или надорганических, ценностей человече­ское взаимодействие было бы чисто биофизическим, а не социаль­ным явлением. Если это утверждение довести до его логического заключения, категория социального смешалась бы с биофизиче­скими явлениями, и социология лишилась бы самих основ своего существования.

2. Если в своем рассмотрении социальных взаимодействий мы исключим все культурные ценности, очень мало что останется для изучения, разве что различные физические структуры и движения, которые являются предметом изучения биологии или физики. Мы не

ь Znaniecki F. The Social Role of Man of Science. N.Y., 1940. P. 3; WieseL. van. Sociol­ogy. N.Y., 1941. P. 25; Thomas W. L, Znaniecki F. The Polish Peasant. V. 1. P. 35.


сможем оправданно говорить о таких характеристиках процесса вза­имодействия, какие предлагаются терминами «антагонистический» и «солидарный», «революционный», «религиозный», «этический» или «научный». Такое изучение определенно не даст нам никакого зна­ния о реальной природе, отношениях или бесконечно разнообразных характеристиках значимых человеческих взаимодействий.

3. Без включения культурного элемента — значений, ценно­стей и норм — мы не могли бы изучать даже нормы, регулирующие взаимодействие между индивидами и составляющие, согласно самим этим теориям, суть любых социальных институтов или орга­низаций. Эти нормы являются либо правовыми, либо моральными стандартами, отраженными в официальных правовых кодексах или в религиозных, моральных и других системах. Право и этика являются настолько же частью культуры, насколько и религия, ис­кусства, экономика и наука. Эти нормы часто неразрывно связаны со всеми основными ценностями данной группы — религиозными, научными, философскими, эстетическими, экономическими, поли­тическими и т.д. Поэтому без изучения правовых и моральных норм нельзя было бы исследовать институты и организации. В этом случае не было бы места для специальной социологии религии, экономики или искусства или любой другой специальной социологии. Короче говоря, это предположение резко противоречит определению со­циологии и ее предмета, которые дают сами эти теоретики, и оно лишает социологию какого-либо достойного предмета.

4. Последствия ошибочного утверждения таких теоретиков были бы такими ужасными, что, к счастью, ни один из них не попытался довести его до его логического конца. Декларировав свое предложение, они не выполняют его последовательно, про­таскивая через «черный ход» те культурные системы, которые были отвергнуты вначале. Л. фон Визе делает это в своей классификации первичных социальных процессов, таких, как отстранение, сорев­нование, приспособление, принятие, признание, удовольствие, комфортность и посвящение, — всех этих культурных значений, ценностей и норм — так же как в своей теории религии, этики и права, экономики и политики 7. В. Томас и Ф. Знанецкий делают то же самое, вводя в свою социологию «набор ценностей» (религи­озных, моральных, эстетических, экономических и т.д.) как фун­даментальную категорию и принцип референции и объясняя с их помощью науку, знание, магию, медицину, религию, экономику,

Wiese L. von. System der Allgemeinen Soziologie. Munchen, 1933.


технологию и другие культурные ценности. Социокультурный по­рядок неразделим, и никто не может создать специальную науку на основе одного его аспекта, скажем, социального, игнорируя культурные и личностные аспекты... Социология равно связана со всеми тремя аспектами социокультурных явлений, но со своей специфической точки зрения, как генерализующая наука, рассма­тривающая социокультурную систему как целое 8.

Столь же неудовлетворительными являются те теории, которые пытаются отделить культурные и социальные аспекты социокуль­турных явлений друг от друга на том основании, что «культура — это название, которое дается отдельным взаимосвязанным традициям социальной группы... Общество, пожалуй, является более широким термином, поскольку оно включает в себя проявления культуры и импульсы» 9. Каждая организованная группа необходимо обладает нормами права и морали. Правовые и моральные ценности явля­ются существенной частью культурных ценностей. Поэтому любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто био­логического организма) не могут существовать без компонентов значений и носителей, то есть без культуры. По этой причине «обще­ство» не может быть более широким термином, чем «культура», как не могут эти два явления рассматриваться вне связи друг с другом. Единственно возможное различие связано с тем, что термин «со­циальный» означает сосредоточение на совокупности взаимодей­ствующих людей и их отношениях, тогда как «культурный» означает сосредоточение на значениях, ценностях и нормах, а также на их материальных носителях (или материальной культуре)10.

Талкотт Пирсоне

Талкотт Парсонс (1902— 1979) — создатель теории социального действия и социальных систем, основатель структурно-функцио­нального анализа, едва ли не самый влиятельный американский

8 Linton R. Culture, Society and the Individual // Journal of Abnormal and Social Psychology. V. 42. P. 425-436.

' Bollard J. Culture, Society, Impulse and Socialization//American Journal of Sociol­ogy. V. 45. P. 50-63.

10 Kluckhohn M. 0. Culture and Personality // American Anthropologist. 1944. V. 46. P. 1—29; Bidney D. On the Concept of Culture // American Anthropologist. 1944. V. 46. P. 30-44.


социолог XX столетия. Он сумел схватить суть системного ответа американского общества на общий кризис начала 30-х гг.: эволюции от кризиса к новому порядку, а через него — к новому, постиндустри­альному качеству; эволюции, осуществленной благодаря регулируе­мому формированию социетального сообщества. Основными вехами понимания социального смысла этой эволюции и влияния на нее стали монографии Т. Парсонса: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «К общей теории действия» (1961), «Система современных обществ» (1970).

Последняя из названных работ достаточно популярно подыто­живает вклад Т. Парсонса в социологию. Она открывается изложе­нием основ его теории — «теоретических ориентиров». Исходная теоретическая ориентация состоит в том, что система социального действия включает в себя четыре типа подсистем: социальную, культурную, личностную, поведенческую. В базовом пособии (глава 1 и другие) учебного комплекса дана характеристика этой концепции. Чтобы глубже ее понять, ниже приведен, с сокращени­ями, подраздел первой главы, в котором Т. Парсонс резюмировал свое понимание общества как такой социальной системы, которая обладает наивысшей степенью самодостаточности, и ядро ее состав­ляет социетальное общество. Важнейшим условием самодостаточ­ности является соответствие между возникающими социальными институтами, с одной стороны, и ценностями, которые разделяются членами общества — с другой. Если же подавляющее большинство членов общества испытывает отчуждение от его ценностей и/или институтов, то оно перестает быть самодостаточным.

В последующих разделах Хрестоматии приведен еще ряд фраг­ментов из произведений Т. Парсонса, представляющих различные аспекты его концепции.

В России знакомство с сочинениями Парсонса началось в первой половине 60-х гг. В качестве главы Комитета американской социологической ассоциации Парсонс приезжал в СССР в 1962 г. (был в Москве, Ленинграде, Киеве) и еще несколько раз до 1968 г.

Концепция Т. Парсонса имела немало оппонентов, особенно активизировавшихся в 70-80-е гг. Они упрекали ее в консерватизме и выдвигали на первый план антисистемный характер активности современной личности. По сути, эти упреки были адресованы не столько Парсонсу, сколько его эпохе — модерну, уступающему место постмодерну.

Н.Л.



ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА*

Мы определяем общество как такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности отно­сительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Полная самодостаточность, однако, была бы несовместима со ста­тусом общества как подсистемы системы действия. Любое обще­ство для сохранения себя в качестве системы зависит от того, что оно получает в порядке взаимообмена с окружающими системами. И, значит, самодостаточность в отношении среды означает стабиль­ность отношений взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования. Этот контроль может варьироваться от способности предотвратить или «пресечь» какие-то нарушения до способности благоприятным для себя об­разом формировать отношения со средой...

Общество может быть самодостаточным только в той мере, в какой оно может «полагаться» на то, что деяния его членов будут служить адекватным «вкладом» в его социетальное функциони­рование. В случае взаимоотношений личности и общества их абсолютная интеграция необходима не более чем в других случаях взаимообмена, предполагающих самодостаточность. Но если по­давляющее большинство членов какого-то общества испытывает крайнее «отчуждение», то говорить об этом обществе как о само­достаточном нельзя.

Интеграция в общество его членов подразумевает наличие зоны взаимопроникновения между социальной и личностной системами. Однако отношение здесь в основном трехстороннее, поскольку ча­сти культурной системы, так же как и части социальной структуры, интернализованы в личностях, но в то же время части культурной системы институционализированы в обществе.

На социальном уровне институционализированные ценностные образцы выступают в виде «коллективных представлений»1, которые определяют желаемый тип социальной системы. Эти представления соотносятся с концепциями типов социальных систем, с помощью которых индивиды ориентируются при реализации себя в качестве

*Цит. по: Парсонс Т. Система современных обществ. /Пер. с англ. М.С. Ковалева, Л.А. Седова. М, 1997. Гл. 1. С. 20-22. Цитируемый текст иллюстрирует содержание гла­вы 1 первого раздела базового пособия учебного комплекса по общей социологии.

1 «Коллективные представления» — это понятие, введенное Э. Дюркгеймом для обозначения культурной основы социальной организации. Он пользовался им в особенности при анализе религии. Мы рассматриваем ценности, в веберовском смысле этого слова, как особую форму коллективных представлений.


членов общества. Следовательно, именно консенсус членов обще­ства по поводу ценностной ориентации их собственного общества означает институционализацию ценностного образца. Безусловно, такого рода консенсус достигается в разной степени. И в этом кон­тексте самодостаточность определяется степенью, в которой инсти­туты общества легитимизированы согласованными ценностными приверженностями его членов.

На уровне культуры социальные ценности составляют лишь часть более обширной системы ценностей, поскольку оценке под­лежат и все иные классы объектов, входящие в систему действия. Ценности также находятся в определенных отношениях с другими компонентами культурной системы — эмпирическим знанием, системами экспрессивных символов и конститутивными символи­ческими структурами, образующими ядро религиозных систем.

В конечном счете ценности легитимизируются главным образом в религиозных терминах. В контексте культурной легитимизации, таким образом, общество является самодостаточным в той мере, в какой его институты легитимизированы ценностями, которые разделяются его членами с относительным согласием и которые в свою очередь легитимизированы благодаря соответствию членов общества другим компонентам культурной системы, в особенности ее конститутивному символизму.

Важно помнить, что культурные системы не полностью со­впадают с социальными системами, включая и общества. Наиболее значительные культурные системы обычно бывают, в различных вариантах, институционализированы во множестве обществ, в ко­торых наличествуют и субкультуры. Например, культурная система, сложившаяся на базе западного христианства, является общей, со множеством оговорок и вариантов, для всей европейской системы модернизованных обществ...

Подсистемы общества

В соответствии с нашей четырехфункциональной схемой, пред­назначенной для анализа систем действия, мы аналитически делим общество на четыре основные подсистемы (как показано в таблице /). Так, подсистема сохранения и воспроизводства образца преимуще­ственно касается отношений общества с культурной системой и через нее с высшей реальностью; целедостиженческая, или политическая, подсистема — отношений с личностными системами индивидов; адаптивная, или экономическая, подсистема — отношений с по­веденческим организмом и через него с материальным миром...


Таблица 1

Общество (или более обобщенно социальная система)

 

Подсистемы Структурные компоненты Аспекты процесса развития Основная функция
Социетальное сообщество Нормы Включение Интеграция
Воспроизводство образца или фидуциарная подсистема Ценности Генерализация ценностей Воспроизводство образца
Политика Коллективы Дифференциация Целедостижение
Экономика Роли Повышение адаптивного потенциала Адаптация

В рамках такого рассмотрения ядром общества как разновид­ности социальной системы является четвертый компонент — его интегративная подсистема. Поскольку мы интерпретируем соци­альную систему как интегративную для систем действия в целом, то особое внимание надо уделять тому, как она обеспечивает или, наоборот, не обеспечивает различные порядки и уровни внутренней интеграции. Эта интегративная подсистема общества будет назы­ваться социетальным сообществом.

Возможно, самой общей функцией социетального сообщества является сочленение системы норм с коллективной организацией, обладающей единством и внутренней логикой. Следуя Веберу, мы называем нормативный аспект системы легитимным порядком, а коллективный аспект предлагаем именовать социетальным сообще­ством, обладающим свойствами единого, имеющего определенные границы коллектива. Социетальный порядок требует ясной и определенной интеграции в смысле последовательности норма­тивного строя, с одной стороны, и социетальной «гармонии» и «координированное™» — с другой. Более того, необходимо, чтобы нормативно определенные обязательства были усвоены, в то время как коллективы при выполнении своих функций и для отстаивания своих законных интересов должны иметь в своем распоряжении


нормативную санкцию. Таким образом, нормативный порядок на социетальном уровне содержит «решение» поставленной Т. Гоббсом проблемы — как уберечь человеческие отношения от вырождения в «войну всех против всех».

Важно не допускать трактовку структуры социетальных норм как монолитной целостности. Поэтому мы аналитически различаем четыре ее составляющих, хотя в конкретной реальности они в выс­шей степени перемешаны между собой. Наши различения касаются оснований обязанностей и прав, а также характера санкций за на­рушение норм и вознаграждений за их соблюдение или за высокий уровень их исполнения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал