Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примеры поста в Ветхом Завете
Регулярную практику поста можно встретить во многих вероисповеданиях: иудействе, мусульманстве, индуизме, религии американских индейцев и др. Наша книга освещает пост с позиции христианства, что обусловлено духовным наследием и личным опытом автора. Поэтому мы обратимся к Священному Писанию в качестве основного источника информации. Библия авторитетно высказывает свое мнение о любом предмете, давая ему свою конечную оценку. И тема поста не является здесь исключением. Закон иудеев предписывал лишь один обязательный пост — в День искупления, который люди чтили как субботу отдохновения «...в покое и смирении духа; это постановление вечное» (Левит 16: 31, ЖБ). Еврейских детей с раннего возраста приучали поститься в День искупления, воспитывая в них послушание Богу и соблюдение требований закона в этот национальный праздник очищения. Существуют также подтверждения того, что многие евреи регулярно постились по понедельникам и четвергам. Кроме этого, они соблюдали и другие дни, в которые предписывалось воздержание от пищи. Факты свидетельствуют, что наиболее значительным событиям, описанным в Библии, предшествовали смирение духа и «умерщвление» плоти. Книги Священного Писания знакомят нас с историями о посте: в Ветхом Завете их двадцать три, а в Новом — двенадцать. Рассмотрим несколько примеров.
1. Индивидуальный пост ради получения руководства, мудрости и исцеления Первое упоминание о посте в Ветхом Завете приводится в книге Бытие 24: 33, когда раб Авраама — старший в доме и управлявший всем его имением — принял решение не вкушать пищу до тех пор, пока не найдет жену для Исаака. О Моисее сказано: «И пробыл там... у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исход 34: 28). Позже Моисей, взойдя на гору, чтобы вновь получить наставления от Господа, повторил свой сорокадневный пост полного воздержания, чтобы избавить народ и Аарона от Божьего возмездия за их грех идолопоклонства (см. Второзаконие 9: 18; 10: 10). Анна постилась, выпрашивая у Бога дитя мужского пола, и Он благословил ее сыном (см. 1 Царств 1: 12-22). Когда заболел младенец, родившийся у Давида, царь семь дней постился и объяснил слугам: «Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (см. 2 Царств 12: 22). Очевидно, воспитание Давида или его личный опыт подсказывали, что в критических ситуациях, а также при необходимости Божественного вмешательства следует смирять себя в посте и молитве. И все же Господь не пощадил ребенка, и причиной этого стали обстоятельства, при которых он был зачат. Однако я сомневаюсь, чтобы Давид сожалел о своих усилиях вступиться за жизнь младенца и придать событиям иной поворот. После того как Даниил обратился к Господу в посте и молитве, исповедуя прегрешения своего народа и свои личные, пророк получил через Божьего посланника мудрость и разумение, способные истолковать его видение относительно последних времен (см. Даниил 9: 3).
2. Совместный пост в интересах защиты и безопасности Во 2-й книге Паралипоменон, главе 20, мы читаем о царе Иосафате, которого намеревались атаковать моавитяне и аммонитяне. Боясь за свою жизнь и безопасность нации, он объявил пост по всей Иудее. В результате этого призыва народ вышел из городов Иудиных; даже жены и дети собрались в Иерусалиме, перед домом Господним, чтобы: • Взыскать Господа. • Единодушно провозгласить Его своим Богом. • Совершить совместный пост и молитву. Что произошло дальше? На одного из мужей по имени Иозиил сошел Дух Господень среди собрания. Он Произнес пророчество о том, что эта война не народа Израилева, а Бога. Через Иозиила Господь обратился к людям со следующим напутствием: • Вам не придется сражаться. • Вы стойте и смотрите, как будет действовать Господь. • Я дам вам указание по поводу того, что и каким образом следует предпринять. • Вместо солдат выставьте Мне певцов. Начав воспевать и славословить Господа, жители Иудеи одержали победу. Другую иллюстрацию совместного поста и молитвы можно найти на страницах книги Ездры, в главах 7 и 8. Ездра — известный духовный лидер своего времени — попросил у царя Артаксеркса разрешения обучать закону Божьему в Иудее и Иерусалиме. Поскольку кроме книг Закона он хотел вынести из Вавилона также золото и серебро для приношения Богу Израилеву, Ездра собрал около двухсот священников и других представителей своего народа, чтобы вместе с ними проделать этот путь. Затем он призвал их к посту и молитве, которые преследовали три цели: • Успех путешествия. • Защиту от разбойников. • Безопасность детей во время отсутствия их родителей. Писание гласит: «...Чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути...» (Ездра 8: 21). Каким же был исход этого предприятия? Люди спаслись от грабителей и благополучно прибыли к себе на родину, в Иерусалим. Книга Есфирь является драматическим свидетельством того, как посредством поста Израиль был избавлен от уничтожения. Коварный государственный чиновник по имени Аман задумал истребить всех иудеев в царстве Артаксеркса, включая женщин и детей. Кровавая расправа должна была состояться 28 февраля и охватить все персидские области. Узнав от своего воспитателя, Мардохея, о готовящемся заговоре, Есфирь приказала ему собрать всех иудеев и поститься ради успешного исполнения ее плана спасения своих соотечественников: «...Три дня не ешьте и не пейте, ни днем, ни ночью...». Есфирь со своими служанками тоже участвовала в этом посте. Потом она сказала Мардохею: «...Хоть это настрого запрещено, я войду к царю, чтобы увидеть его; и если мне погибнуть — погибну» (Есфирь 4: 16, ЖБ). Когда Есфирь приблизилась к царю Артаксерксу, он оказал ей милость и разрушил интригу своего подданного против иудеев. 28 февраля, в тот день, в который должны были истребить еврейский народ, иудеи победили своих врагов.
3. Пост национального масштаба, призванный восстановить экономическое положение в стране Из первых трех глав книги пророка Иоиля мы узнаем о чудовищном опустошении, постигшем землю в тот исторический период: урожай поела саранча, скот остался без корма и воды, даже хлебные приношения и возлияния прекратились в доме Господнем. Тогда Иоиль повелел священникам назначить пост. «Кто знает? — сказал пророк, — может быть, Господь решит не оставить вас обездоленными, но пошлет вам благословение вместо этого ужасного бедствия. Возможно, Его даяние будет столь щедрым, что вы, как и прежде, сможете возносить Богу хлеб и вино. Издайте трубный звук на Сионе! Объявите пост и созовите весь народ на торжественное собрание: приведите стариков, юношей и младенцев» (Иоиль 2: 14-15, ЖБ). Духовные лидеры израильского общества были наделены ответственностью взывать к Богу о помощи. «Пусть священники, служители Господни, станут между собранием и жертвенником и возрыдают в молитве: пощади народ Твой, о Господь наш; не дай язычникам господствовать над ним, ибо Израиль — собственность Твоя» (Иоиль 2: 17, ЖБ). К чему привел этот акт национального смирения? Господь совершил великое чудо. Он удалил с земли губящих ее, и она снова произрастила урожай. Люди перестали голодать — пища была в преизбытке.
4. Пост и национальное покаяние В главе 3 книги Ионы Господь вторично повелел пророку идти в Ниневию и предупредить жителей этого города, что из-за их беззаконий он будет разрушен. На этот раз Иона послушался Бога. В первый же день, как только пророк вошел в город и начал проповедовать о том, что через 40 дней Ниневия превратится в развалины, люди покаялись. Царь объявил пост, и весь народ оделся во вретище — одежду из грубой ткани, в которую облачались во время скорби. Люди отчаянно взывали к Богу: «Кто знает? Может быть, Господь еще сохранит наши жизни и удержит пылающий гнев Свой от уничтожения» (Иона 3: 9, ЖБ). Ниневитяне не ошиблись в своем предположении. «И когда увидел Господь, что они положили конец злым делам своим, — то отменил Свой разрушительный замысел и не привел его в исполнение» (Иона 3: 10, ЖБ). Этот случай характерен тем, что людям и даже животным пришлось полностью обходиться не только без пищи, но и без воды. Ветхий Завет содержит двенадцать других примеров поста и молитвы, иллюстрирующих их важную роль в жизни еврейского народа.
5 Пост, который угоден Господу Пост, избранный Богом, и пост в представлении человека — это не одно и то же; Исаия 58: 1-12 является классическим подтверждением этого. Люди спросили Бога: «Почему мы постимся пред Тобой... а на Тебя это не производит впечатления? Почему Ты не видишь наших жертв и не слышишь наших молитв? Мы совершили много раскаяний, а Ты этого даже не замечаешь!» Господь не замедлил с ответом: «Потому что во время своего поста вы участвуете в пагубных наслаждениях... Какая от него польза, когда между вами продолжаются ссоры и распри? Таким постом вы ничего от Меня не добьетесь» (ЖБ). Люди лишь внешне проявляли благочестие и даже в постные дни занимались деловыми расчетами, вели домашнюю бухгалтерию и распоряжались этим временем в своих личных интересах. Они не стремились обрести близость с Богом, не желали познать Его волю для своей жизни и в большей степени испытать на себе Его силу. В упомянутых выше стихах главы 58 книги пророка Исаии Господь объясняет, что пост — это нечто большее, чем воздержание от пищи; это состояние сердца, которое находит свое выражение в том, как мы обращаемся с другими людьми. • Перестаньте угнетать тех, кто на вас работает. • Поделитесь с голодными своей пищей. • Введите в свой дом нуждающихся. • Накормите бедных, беспомощных и обездоленных. • Отогрейте замерзающих, предложив им одежду. • Не скрывайтесь от своих родственников, которым необходимо ваше участие. Каким будет результат поста, если мы всем сердцем правы перед Богом? • Господь озарит нас Своим дивным светом. • Он исцелит нас. • Наше благочестие поможет нам следовать истинным путем. • Праведность будет нашим щитом спереди. • Слава Господня будет сопровождать нас сзади. • Воззовем, и Господь откликнется, Он ответит нам. Все, что от вас требуется, — положить конец притеснению слабых, прекратить лживые обвинения и гнусные сплетни. Господь говорит, что, если вы удалите из своей среды ярмо; если перестанете указывать пальцем на других и не будете произносить злобных речей; если откроете свое сердце для голодного и утешите скорбящую душу, тогда: • Ваш свет воссияет из темноты. Тьма вокруг вас превратится в ясный день. • Господь будет непрестанно водить вас, изливать на вас Свои даяния благие и хранить в добром здравии. • Вы будете как напоенный водою сад и как неиссякаемый источник. • Ваши сыновья заново отстроят ваши заброшенные города. Вас будут называть «народом, который восстановил свои города и их стены». Это всего лишь очередное доказательство безграничной щедрости нашего Господа в награду за то немногое, что Он от нас требует!
6. В каких случаях поститься слишком поздно В главе 14 книги Иеремии Господь сказал пророку: • Не молись больше об этом народе. • Не проси, чтобы Я благословил его. • Он даже не пытается ходить Моими путями. Тогда люди ответили Богу: • Да, мы согрешили. • Но Ты помоги нам ради Твоей репутации милостивого Бога. • Мы называемся Твоим народом; Твое имя наречено над нами. • Ты обитаешь среди нас. Разве Ты беспомощен и не можешь даровать нам избавление? Однако Господь обратился к Иеремии с такими словами: • Не взывай ко Мне больше о благе для этого народа. • Не ходатайствуй за него в молитвах. • Если они будут поститься, Я не услышу их вопля. • Если вознесут всесожжение и дар, не приму их. • Но мечом и голодом и моровою язвою истреблю их. Может ли народ настолько отойти от Бога, что Он отнимет от него Свои благословения, даже если люди будут смирять себя постом и молитвой? В книге Иеремии 36: 9 народ Израиля вновь объявил пост, но это не помогло изменить обстоятельства. Почему? Бог дал Иеремии Свой ответ: «За то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не благоволит к ним...» (Иеремия 14: 10). Как устрашающе звучат эти слова в нашем современном обществе, когда лицемерие проникло даже в церковь! Доктор Джеймс Кеннеди получил от Бога такой упрек в адрес христиан: «Измените свое поведение или измените имя, которым вы называтесь».
|