![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле: Общее число сделанных положительных выборов К = ------------------------------------------------------------------ Общее количество испытуемых
Для нашего примера К= 60: 10 = 6. В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам: «Звезды» - Китаева А.; «Предпочитаемые» - Малахова С; «Принимаемые» - Иванов А., Беглиев А., Ильченко И., Кислова М., Новикова Е.; «Непринимаемые» - нет; «Отвергнутые» - Александров П., Покровская Д. Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: Количество взаимных выборов KB =-------------------------------------- Общее число выборов В нашем случае KB = (40: 60) х 100 % = 66, 7 %. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов. НАШИ ОТНОШЕНИЯ (методика составлена по книге: Л. М. Фридман и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов») Цель: выявить степень удовлетворенности подростка различными сторонами жизни коллектива. Ход опроса Испытуемому предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявлено несколько различных сфер взаимоотношений подростков в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений: 1. Наш коллектив очень дружный и сплоченный. 2. Наш коллектив дружный. 3. В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе. 4. В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя. 5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры. 6. Наш коллектив очень недружный. Трудно учиться в таком классе. Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие): 1. В нашем классе принято помогать без напоминания. 2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям. 3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик. 4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель. 5. В нашем классе не принято помогать друг другу. 6. В нашем классе отказываются помогать друг другу. Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного подростка показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА В КОЛЛЕКТИВЕ (методика Л. Г. Жедуновой) Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
|