![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этиология заикания
Причины заикания можно разделить на предрасполагающие и производящие или случайные. К первым следует отнести пол, возраст, наследственность, географическое и этнографическое место субъекта и род занятий, ко вторым относятся: душевные потрясения, травмы и некоторые другия влияния. А. Причины предрасполагающие а) Возраст ...Заикание есть, по преимуществу, детская болезнь, что половина всех заикающихся получают свою болезнь между 2 и 5 годами жизни, что громадное большинство, именно почти 9/10 заболевает раньше десятилетнего возраста. б) Пол Древние врачи знали, что мужчины более подвержены заиканию, чем женщины (Авиценна, Итар, Вуазен, Щультесс, Колом-ба, Кленке, Винекен, Норден). У женщин почти в три раза слабее выражена наклонность к заболеванию, чем у мужчин. Женщины более мужчин склонны к раннему заболеванию заиканием: количество заболевающих девочек значительно превышает количество мальчиков в первые три года развития речи (48, 4% мальчиков и 71, 7% девочек). Эта разница, может быть, стоит в связи с найденным авторами фактом более раннего развития речи у девочек, чем у мальчиков (Шервен, 1878). Более раннее и быстрое развитие сложной функции речи может, конечно, служить предрасполагающим моментом к болезненным расстройствам в сфере этой функции. Такое толкование не противоречит общим физиологическим соображениям. в) Наследственность Предрасположение, выражающееся множественным фамильным заболеванием, обнаруживается в 1/3 части всех случаев заикания. Физические знаки вырождения, особенно в форме неправильного образования челюстей, неправильного расположения зубов и неполного числа их, встречается у заикающихся столько час-го, как у глухонемых от природы. Кроме того, часто встречается углубленное сводообразное твердое нёбо, двойной ряд зубов, весьма неправильное расположение их, отсутствие одного или двух резцов, неодинаковая величина тождественных зубов, малая величина и зачаточный, недоразвитый вид некоторых из них, ненормально развитое и несоразмерное большое мягкое нёбо, короткая, плотная, рубцевидная или хрящевая уздечка языка, неправильности в форме ушной раковины и многие другие общеизвестные физические признаки вырождения....У значительного числа заик наблюдаются физические признаки вырождения и болезненный темперамент. Уже врачи классической древности были хорошо знакомы с этими болезненными признаками и в них видели причину заикания (Гален, Меркуриалис, Вельпо, Диффенбах, Беркон). Наследственность, предрасполагающая к заиканию, обнаруживается четырьмя признаками, именно: 1) фамильным заиканием, 2) фамильными нервными болезнями, 3) физическими знаками вырождения и 4) специальными особенностями характера. Последний признак наиболее част. Процент случаев заболевания заиканием, в которых наследственность играет роль предрасполагающего момента должна быть не менее 73%. Таким образом, наследственности должно приписать главную роль в происхождении заикания. г) Географические и этнографические причины Наименьшую наклонность к заболеванию заиканием обнаруживают племена, язык которых сделал наименее прогресса и сохранил наиболее первобытных элементов. Б. Причины производящие (случайные) Самым существенным толчком к развитию заикания служит испуг (67, 5%) и в ряду случайных или производящих причин он занимает первое место. Второе место в ряду случайных причин принадлежит ушибу (27, 5%). Инфекционные заболевания — 2, 5%, подражание 2, 5%... в этих случаях существовало наследственное предрасположение, и на почве его развилось заикание, подражание же могло и не играть здесь существенной роли. Общий план рационального лечения заикания I. Лечение предупредительное (профилактика). П. Гимнастика речи (дидактическое лечение). III. Психическое лечение. IV. Фармацевтическое и динамическое лечение. V. Излечимость заикания. Профилактика заикания Тщательное наблюдение за ходом развития речи у ребенка. «Во-вторых, необходимо — заботиться, чтобы умственное развитие ребенка не брало перевеса над его физическим развитием и чтобы на этой почве не возникло состояние психического утомления, которое обнаруживается прежде всего увеличенной возбудимостью и неспособностью сдерживать душевные волнения, т. е. такими условиями, при которых случайный испуг может возыметь опасное влияние и вызвать заикание. В-третьих — необходимо обратить особое внимание на методическое развитие системы произвольных движений помощью игр и гимнастики. В особенности необходимо при этом озаботиться развитием того широкого отдела произвольных движений, которые относятся к голосу и речи. Сюда входит всестороннее упражнение детей в пении, чтении и декламации.
Гимнастика речи Под именем гимнастики речи следует разуметь всю сумму л.еханических упражнений голоса и речи. Упражнения эти могут касаться то отдельных механизмов членораздельной речи, то всей речи, в ея целом составе. На этом основании удобно разделить гимнастику речи на два большие раздела: а) упражнения элементарные и б) упражнения сложные. К первому отделу мы относим упражнение дыхания, упражнения голоса и упражнения артикуляции; ко второму отделу: отраженную речь, чтение, умственную речь, шопотную речь, рецитатную речь, декламацию, импровизацию и беседу. Умственная речь состоит в мысленном воспроизведении чтения, разговоров или вообще в мысленной речи. Речь эта... может сопровождаться жестами и некоторыми слабыми движениями артикуляторных органов: губ, языка, выдыхательного механизма. Целью этого рода упражнения должно быть отчетливое и ясное воспроизведение импульсов к движению. Рецитация представляет собою изустную передачу точно заученных отрывков речи. В рецитации, как и в чтении по книге, редакция мыслей не подлежит никакой перемене, и от читающего требуется лишь изустная передача их. Рецитация уже труднее для Исполнения, нежели чтение и отраженная речь, потому что она требует, подобно умственной речи, чистого воспоминания, не вызываемого непосредственными внешними впечатлениями. Рецитация предполагает собою существование умственной речи и есть ея внешнее проявление. Шопотная речь в высшей степени предохраняет от заикания: за самыми ничтожными исключениями все заики говорят шопо-гом совершенно свободно. Тонированная речь и декламация. Сюда мы относим простейшую тонированную речь, ритмическую речь, монотонную и речь низким голосом. Простейшую форму тонированной речи представляет собой прибавление к каждому звуку произносимого слова укороченного звука э. Это преобразование слова равносильно в сущности изменению его слогового состава. Слово «страх» превращается в трехсложное слово сэ-тэ-рах. Монотонная речь есть речь, лишенная естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на уменьшение заикания известно почти всем авторам. Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для уменьшения или устранения приступов заикания, и в этом отношении она мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимущества более естественного явления, не поражающего ухо слушателя своею искусственностью, как речь ритмическая. Три вида тонированной речи, а именно: речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом, весьма удобно на практике совмещать, рекомендуя медленную речь, произносимую низким голосом однообразным тоном. Такая речь имеет в себе большую предохранительную силу против заикания, в особенности если ея медленность дана значительным падением выдыхания на границе слогов — что на самом деле большею частью и бывает. Лечение психическое Основываясь на данных классической медицины и на наших собственных наблюдениях, мы предлагаем следующий план психического лечения: 1) дать больному покой, устранив все условия, которые под держивают приступы болезни. 2) Дать больному руководителя-врача для непосредственного сложного личного воздействия. 3) Организовать систему благотворного внешнего воздействия на больного. 4) Организовать систему благотворных внутренних условий. 13 Зак. 1876 Внешние условия психического лечения а) Упражнения на открытом воздухе вдали от людей. б) Упражнения стоя. в) Что касается лучшего времени для речевых упражнений, то Внутренние условия психического лечения а) Направление внимания, б) внутренняя речевая гимнастика, в) упражнения в мыслительных редакциях речи и г) условия, изменяющие настроение духа и привычные ассоциации идей. Наблюдатели советуют отвлекать внимание больного от трудных звуков в иную сторону. Безель советует больным думать о гортанных звуках в ту пору, когда им приходится произносить губные или язычные звуки. Он предлагает также разрисовывать некоторые буквы, чтобы этим побочным впечатлением отвлечь внимание больного от трудных звуков. Все сложные весьма разнообразные виды речевой гимнастики и упражнения в нормальной речи должны в конце концов сделаться предметом умственных упражнений. Таким образом все то, что больной проделывает громко, как-то: дыхательная гимнастика, вокальные, различные артикуляторные упражнения, жесты, такт, чтение, тонированная речь, которые больной делает реально, должны быть производимы мысленно.
|