Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изложение психологического метода
Дыхательная гимнастика совершенно игнорируется психологическим методом не только по своей безполезности, но и потому, что она вредна, внушая больному ложную мысль, что он избавится от заикания благодаря дыхательным движениям (искусственным), а не общему психологическому преобразованию всей своей личности. Программа психологического метода может быть резюмирована... в форме следующих показаний. I. Разъяснить больному сущность страдания, происхождение и современное его состояние на основании его собственной истории болезни, написанной перед вступлением в лечебницу. II. Создать правильный двигательный ощущения и представ- III. Произносить слова смело, уверенно, соблюдая в каждом ударение, без толчков и напряжения, сообразно закону наименьц|их мышечных усилий. I IV. Ознакомление со словесными образами речи: слуховым, двигательным, умственным, зрительным и письменным. V. Развить смелость не только в речевом аппарате, но и одновременно во всех выразительных местах тела. Лечить больного человека, а не одну только речь. VI. Ослабить и уничтожить его подозрительность, конфузливость и пр., а также изменить его односторонние взгляды и суждения на счет окружающей среды людей и самого себя. VII. Развить у него правильную наблюдательность в обществе, научить уметь сосредоточиваться не на одном себе, но и надругих предметах. VIII. Совершенно у него уничтожить «навязчивыя мысли» и «трудныя слова» и навязчивый страх перед речью и во время разговора, существующий в образе мучительнаго ожидания и напряженнаго внимания. IX. Очистить воображение от привычных образов и картин страха и постепенно заместить их образами и картинами смелости, приобретаемой ежедневными успехами в разговорной речи. X. Научить пользоваться своими неудачами, как полезными уроками для будущаго. Научить бросить все уловки, как продукт прежняго оборонительнаго поведения, обусловленнаго страхом. XI.Оставить свое прежнее поведение и развить в каждом случае разговора наступательное поведение против опасности, тоесть практику смелости, спокойствия, самообладания. XII. Ежедневная практика в разговорной речи дома и в обществе, — речи, освобожденной от навязчивых мыслей, уловок, навязчиваго страха, а также практика смелаго поведения. Отчет в своих успехах, неудачах. Дневник словесный и письменный. Теперь чем пользуется психологический метод лечения, как внешним орудием. Он признает, как психологическое орудие, следующие приемы: звукообразование, слово и фразу; последнюю в форме чтения, рассказа и особенно разговорной речи. При этом фраза может быть произносима с голосом, шопотом, мысленно, но всегда на первых порах медленно... Никаких образцов для подражания не предлагается, а у каждого больного вырабатывается собственная индивидуальная манера говорить сообразно его развитию, образу занятия и общественнаго положения. Кроме того, особое внимание обращается одновременно на практику умственной речи, которая признается также пострадавшей, заикливой, несмотря на видимое отсутствие судорожности во время самаго процесса мышления. Всякие дидактические упражнения в форме дыхательной гимнастики, голосовой и артикугляторной совершенно отвергаются не только как безполезные прцемы, но и безусловно вредные, ведущие не только к безобразной искусственной речи, но и создающие новую навязчивость в уме больнозр и новыя уловки.
|