Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научно - исследовательская и опытническая работа в плодоводстве
Научное плодоводство и тесно связанное с ним опытное дело возникло давно - в России более 200 лет назад. Развитие его шло параллельно с развитием одноименной отрасли. Научными исследованиями проблем современного плодоводства занимается многочисленная армия ученых. Практически в каждой республике СНГ функционируют научно-исследовательские институты, опытные станции с различными структурными подразделениями. Научно-исследовательская работа, опытное дело по-прежнему являются основой прогресса в садоводстве, повышения его интенсификации. Поле для научного поиска в плодоводстве поистине необъятное, возможности широкие. В плодоводстве применяют различные методы исследований. Основными из них являются следующие: полевые опыты, проводимые непосредственно в плодово-ягодных насаждениях или в питомниках; вегетационные опыты – изучение реакций растений, при выращивании их в специальных сосудах с различными наполнителями (почва, песок, торф, вода и др.) и при различных условиях среды обитания; лабораторные опыты – в условиях оборудованных лабораторий изучение физиологических, биохимических, морфологических, анатомических особенностей роста и развития растений. Научные исследования, проводимые в полевых условиях, являются главным, ведущим звеном исследований, предполагающим включение в качестве сопутствующих и вспомогательных лабораторных, вегетационных исследований. Важно, чтобы научные разработки любого вопроса заканчивались внедрением в практику плодоводства результатов научных исследований или обобщений передового опыта. Ответственным моментом в исследовательской работе является выбор темы – она должна быть актуальной и в научном, и в прикладном аспекте, реально выполнимой в конкретных условиях. При разработке плана исследований необходимо учитывать биологические особенности объектов изучения и условия окружающей среды, в первую очередь почвенно-климатические условия, гидротермические и воздушные режимы в месте произрастания опытных растений. Успех проведения научно-исследовательской работы во многом зависит от того, насколько правильно подобраны опытные растения. В опыте в каждый вариант обычно включаются десятки деревьев, в 3 – 5 повторностях, а сам опыт проводится в течение ряда лет (не менее трех лет). Поэтому при проведении опытов с плодовыми культурами важнейшим является однородность исходного материала, включаемого в опыты и позволяющего иметь высокую степень сравниваемости опытных вариантов и получить достоверные выводы. Опытный участок должен быть однородным и прежде всего по характеру почвенного покрова и рельефа. Агротехнические мероприятия на нем должны проводиться одновременно и быть одинаковыми на всех вариантах опыта, за исключением изучаемого фактора. При постановке опыта число растений в каждом варианте и в каждой повторности, а также число повторностей в варианте определяется целями исследования, но оно должно обеспечить методическую достоверность опыта и правомерность выводов из полученных данных исследований. Индивидуальная изменчивость плодовых и ягодных растений, многолетний характер их развития, трудно учитываемая пестрота состава и свойств почв в опытных насаждениях значительно осложняют постановку опытов, особенно многолетних, в плодоводстве и увеличивает возможность получения ошибочных выводов и рекомендаций. Чтобы избежать этого важно: а) основательно продумать и обосновать методику закладки и проведения опыта с учетом биологических особенностей опытных растений и почвенно-климатических условий; составить календарный план проведения экспериментальной работы; б) своевременно проводить необходимые учеты, измерения и анализы общепринятыми методами с целью более полного представления о влиянии изучаемого приема или фактора на подопытные растения; в) умело и биологически обоснованно систематизировать и обрабатывать получаемые экспериментальные данные с обязательной их статистической обработкой методами вариационной биометрии. В садах и ягодниках можно провести интересные наблюдения и заложить разнообразные опыты, результаты которых могут стать материалом для написания курсовых и дипломных работ. Плодовое растение может служить объектом изучения на различных этапах своего развития. Тематика опытной работы может быть самой разнообразной. Например, могут быть интересными опыты по стратификации семян плодовых культур в различных режимах; по семенному и вегетативному размножению подвоев; по выращиванию саженцев и наблюдению за молодыми и плодоносящими деревьями в саду; по сортоиспытанию; изучению влияния различных приемов агротехники и регуляторов роста на плодоношение, рост и развитие растения и т.д. (Детали методики проведения опытной работы представлены в специальной литературе).
|