![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава: О глубине понимания знаний*.
*Примечание: Имам Аль-Бухари привел эту главу после главы «Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага», как будто бы желая еще раз подтвердить и указать на то, что знания - это милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Хадис № 64 (72)
Муджахид рассказывал: «/Однажды/ я сопровождал Ибн Умара по пути в Медину. И я не слышал, чтобы он рассказывал какой-либо хадис, кроме одного. Он сказал: «Однажды, когда мы находились у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, принесли джуммар, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, есть среди деревьев такое, которое подобно мусульманину. Так расскажите же мне, что это /за дерево/? ”. Я хотел сказать, что это финиковая пальма, /но вспомнил, что/ я самый младший из присутствующих, и промолчал. Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это — финиковая пальма” ». * *Примечание: Полная версия хадиса приводится под номером 55. Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе побуждение к пониманию знаний. 2. В хадисе указание на то, что следует просить знания и их понимания у Того, Кто всем этим наделяет, а это Всевышний Аллах. 3. В хадисе указание на достоинство стеснительности и на ее желательность, если это не приведет к упущению пользы. 4. В хадисе указание на баракат финиковой пальмы. 5. В хадисе указание на дозволенность продавать сердцевину пальмы. 6. В хадисе указание на дозволенность приводить примеры с целью увеличить вероятность понимания знаний и чтобы укрепить их смысл в сердце обучающихся. 7. В хадисе указание на то, что уподобление или сравнение чего-то с чем-то не значит их уподобление со всех сторон. 8. В хадисе указание на необходимость уважения к старшим. 9. В хадисе указание на то, что сын должен отдавать предпочтение своему отцу в речах и не торопиться высказывать свое мнение, даже если он убежден в правильности своего понимания. 10. В хадисе указание на то, что иногда и большой ученый может не понять то, что понял малый требующий знания. 11. В хадисе указание на то, что знания и понимание это подарок от Аллаха, Который дарует его кому пожелает. 12. В хадисе указание на презренность мирского в глазах Умара (в некоторых версиях хадиса сказано о том, что когда Абдуллах рассказал своему отцу о том, что он знал ответ, его отец, т.е. Умар сказал: «Мне было бы намного любимей, чтобы ты ответил, нежели иметь красных верблюдов»). 13. В хадисе указание на достоинство Абдуллаха бин Умара, да будет доволен им Аллах. 14. В хадисе указание на достоинство Умара, да будет доволен им Аллах. 15. В хадисе указание на то, что термин хадисоведения «тахдис» использовался Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, что видно в его словах «Так расскажите же (хадиссуни) мне». 16. В хадисе указание на желательность задавать вопросы своим сподвижникам или ученикам, чтобы проверить уровень их знаний или их понимание. 17. В хадисе указание на желательность задавать познавательные вопросы и обучать знаниям. 18. В хадисе указание на разнообразие путей в передаче знаний. 19. В хадисе указание на желательность ученому задавать вопрос своим ученикам, чтобы притянуть их внимание и закрепить знания в их сердце.
|