Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава: О возвышающем свой голос с /целью передачи/ знания.
Хадис № 54 (60)
Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен им Аллах, сказал: Полезные выводы, извлекаемые из хадиса: 1. В хадисе указание на то, что ученый должен следить за положением людей, за их поклонением: не противоречат ли их действия Сунне, с целью исправлять и обучать их. 2. В хадисе указание на важность указывать людям как на очень важные и большие вопросы религии, так и на менее важные и малые. 3. В хадисе указание на необходимость порицания порицаемых вещей и на то, что не следует молчать тому, кто видит нечто порицаемое. 4. В хадисе указание на желательность обучения невежественных людей. 5. В хадисе указание на стремление сподвижников к поклонению. 6. В хадисе указание на достоинство сподвижников. 7. В хадисе указание на то, что не каждый, кто желает добра, приобретает (достигает) его. 8. В хадисе указание на то, что намерения не оправдывают человека, если его дела не соответствуют Сунне. 9. В хадисе указание на то, что одного намерения не достаточно для принятия дел. Обязательно должно быть соответствие Сунне. 10. В хадисе указание на разнообразие путей обучения и наставления. 11. В хадисе указание на законность совершения омовения перед молитвой. 12. В хадисе опровержение рафидитам. 13. В хадисе указание на то, что мыть ноги при омовении является обязательным обрядом. 14. В хадисе указание на поднятие голоса при преподавании с целью донести знания, если в этом есть нужда или для того, чтобы указать на важность того, о чем говорится. 15. Указание на дозволенность использовать звуковые динамики, для увеличения голоса, так как это соответствует целям шариата. 16. В хадисе указание на то, что обучение должно осуществляться как в маджлисах знаний, также и в пути, на рынках и т.д, в соответствии с возникающими ситуациями, требующими разъяснения. 17. В хадисе указание на желательность повторять те или иные слова при обучении, чтобы закрепить эти знания у слушающих и для того, чтобы они их хорошо запомнили. Глава: Имам задаёт вопросы тем, кто находится у него, чтобы проверить, каково их знание. Хадис № 55 (62)
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал: «Однажды, когда мы находились у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, [и он ел сердцевину финиковой пальмы /джуммар/] он сказал: «Расскажите мне о дереве похоже м или подобном мусульманину (в версии: «Есть среди деревьев такое, благодать которого подобна благодати мусульманина...»), листья его не опадают, и не..., и не..., и не.... Оно плодоносит всегда [с дозволения своего Господа], /скажите мне/, что это /за дерево/? ” — и люди стали вспоминать, какие деревья растут в пустыне (в версии: «Люди начали говорить: «Это такое-то дерево, это такое-то дерево»). ‘Абдуллах Ибн ‘Умар сказал: «И мне пришло в сердце, что это финиковая пальма, [и я хотел сказать: «Это финиковая пальма, о посланник Аллаха! Но я обернулся и увидел, что нас десять человек, и я - самый младший, ] и я видел, что Абу Бакр и Умар молчат, и мне не захотелось (в версии: «...я постеснялся...») говорить. И когда никто ничего не сказал, они попросили: [«О посланник Аллаха! Скажи нам, что это /за дерево/?»] — и он сказал: «Это — финиковая пальма». Затем, когда мы встали, я сказал Умару: «О отец, клянусь Аллахом, мне пришло в сердце то, что это финиковая пальма. На что он мне сказал: «А что тебе помешало ответить?» Я сказал: «Я увидел, что вы молчите, и поэтому мне не захотелось что-либо говорить». Умар сказал: «Если бы ты сказал это, для меня это было бы приятнее, нежели иметь то-то и то-то»». Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе побуждение к знаниям и к их пониманию. 2. В хадисе указание на то, что следует просить знания и их понимания у Того, Кто всем этим наделяет, а это Всевышний Аллах. 3. В хадисе указание на достоинство стеснительности и ее желательность, если это не приведет к упущению того, в чем есть польза. 4. В хадисе указание на благодать (барака) финиковой пальмы и фиников. 5. В хадисе указание на дозволенность покупать и продавать сердцевину пальмы. Все, что можно кушать, можно продавать и покупать. 6. В хадисе указание на законность приводить примеры, с целью достижения большего понимания слушающими, и для того, чтоб знания закрепились в разуме обучающихся. 7. В хадисе указание на то, что сравнение чего-то с чем-то не обязывает их подобием со всех сторон. 8. В хадисе указание на необходимость и похвальность уважения к старшим. 9. В хадисе указание на то, что сыну следует отдавать предпочтение отцу в словах, и на то, что ему не следует торопиться с тем, что он понял, даже если он убежден в своей правоте. 10. В хадисе указание на благовоспитанность детей сподвижников. 11. В хадисе указание на то, что иногда большой ученый может упустить то, что понимает маленький студент. 12. В хадисе указание на то, что знания это дар от Аллаха. 13. В хадисе указание на достоинство Умара, да будет доволен им Аллах. 14. В хадисе указание на то, какое презренное положение занимал этот свет в глазах Умара. 15. В хадисе указание на достоинство Абдуллаха бин Умара, да будет доволен им Аллах, и его глубокое и тонкое понимание религии. 16. В хадисе указание на то, что термины, используемые учеными при передаче хадисов, не являются новоизобретёнными, и первым, кто называл хадис хадисом, был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует («хаддисуни»). 17. В хадисе указание на законность задавать ученому вопросы своим ученикам, чтобы проверить их знание и понимание. 18. В хадисе указание на законность использования вопросов и ответов, как в требовании знаний, так и в обучении им. 19. В хадисе указание на законность задавать ученому вопрос своим ученикам, чтоб укрепить эти знания. 20. В хадисе указание на желательность родителю привлекать своих детей к участию в маджлисах знаний, а также же на дозволенность желать родителю, чтобы его ребенок отличился в них своими знаниями и сообразительностью. 21. В хадисе указание на то, что сподвижники считали местом разума сердце.
|