Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Теория. Методы. ДиагностикаСтр 1 из 35Следующая ⇒
ПСИХОЛОГИЯ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ Теория. Методы. Диагностика. Коррекция Рекомендовано Советом по психологии УМО университетов России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология» Москва ACADEMA 2001 УДК 15(075.8) ББК S Л 12 Авторы книги: В.А.Лабунская — введение, гл. 1—6, 10—12; Ю.А.Менджерицкая — гл. 7—9, 13—16; Е.Д.Бреус — гл. 17—20 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, академик РАО А.А.Бодалее; доктор психологических наук, профессор Т. П. Скрипкина Лабунская В. А. и др. Л 12 Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бре-ус. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288 с. ISBN 5-7695-0694-6 Рассмотрено затрудненное общение в координатах рахчичных отраслей современной психологии (в плане культурно-психологическом, социально-педагогическом и психофизическом)- Проанализированы факторы затрудненного общения, феномен субъекта затрудненного общения. Особое внимание уделено рассмотрению причин затрудненного профессионального общения. Книга может быть полезна практическим психологам, научным работникам, интересующимся этими проблемами. УДК 15(075.8) ББК 88.53я73 © Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д., 2001 ISBN 5-7695-0694-6 © Издательский центр «Академия», 2001
ВВЕДЕНИЕ В результате усилий психологов, психотерапевтов, этнографов, социологов, философов, культурологов возникло еще одно направление в психологии — социальная психология затрудненного общения. Пристальное внимание к различным аспектам затрудненного общения отражает современные тенденции социальной психологии, которая стремится к изучению личности в конкретных ситуациях ее жизнедеятельности, сопровождающихся отказами, ограничениями, оскорблениями, обвинениями и другими способами фрустрации ее социальных потребностей. Затрудненное общение — это сложное и многогранное явление, которое формируется в пространстве координат «культура — личность — общение». Изучение такого общения страдает рядом редукций. Наблюдается увлеченность идеями субъективной природы трудностей общения, что приводит к поиску все новых и новых индивидных, личностных детерминант осознания, переживания затруднений общения, к сведению феномена затрудненного общения к явлению эмоционального напряжения или к характеристикам определенных состояний личности. Отношение к затрудненному общению как к феномену, имеющему сугубо субъективную природу, привело к поиску внешних, заданных критериев степени затруднений: наблюдаемое общение постоянно соотносится с «оптимальными» моделями общения. В результате многогранности самого общения, многоликости подходов к его трактовке, к пониманию личности как субъекта общения сложилась весьма пестрая, а порой и противоречивая картина признаков «оптимального» общения. Следовательно, существующая практика оценки затруднений в общении ведет к размыванию феномена затрудненного общения, к формированию исследовательской и практической пристрастности в его оценке, к возникновению эффекта наклеивания ярлыка общению, к несогласию партнеров с оценкой общения как затрудненного, к актуализации коммуникативных защит и т. д. Сравнивание общения с так называемыми оптимальными моделями общения ведет к «коллекционированию» индивидно-личностных переменных затрудненного общения, к такому расширению списка характеристик субъекта общения, оказывающих влияние на возникновение феномена затрудненного общения, что этот список перестает выполнять диагностические и прогностические функции. Целью настоящего учеб- ного пособия является создание на теоретическом, эмпирическом и практическом уровнях целостного представления об источниках затрудненного общения и о личности, квалифицируемой как субъект затрудненного общения. В теоретических главах обсуждаются результаты фундаментальных работ, в которых изучались роль и функции характеристик субъекта общения в формировании способов его взаимодействия, в возникновении ситуаций затрудненного общения. Принципиальная позиция авторов книги заключается в том, что в качестве факторов, определяющих развитие, изменение ситуации затрудненного взаимодействия, должны выступать система отношений как базовая характеристика субъекта общения, уровень развития социальных способностей личности, например эмпатии, формально-содержательные характеристики представлений индивида о другом как трудном партнере общения. Именно эти характеристики субъекта общения стали предметом рассмотрения данного учебного пособия. В нем представлены социально-психологические модели субъектов затрудненного общения, которые сконструированы на основе описаний личности как в социальной психологии, так и в социально ориентированной психотерапии. В истории психотерапевтических направлений прослеживается не только смена представлений о личности, но и трансформация представлений о базовых факторах возникновения затруднений в общении. Объединение представлений о затрудненном общении, сложив шихся в психологии, и понимания личности как субъекта затрудненного общения, имеющегося в социально ориентированной психотерапии, дает множество вариантов понимания субъектов затрудненного общения. Несмотря на эту многоликость, общим для них является дисгармония внутреннего мира (рассогласование мотивов, отношений, сложившихся образов и ожиданий). Собирательный портрет субъекта затрудненного общения, составленный с учетом базовых характеристик неподтвержденной, невротической, деструктивной личности, дает представление' о субъекте, раздираемом противоречиями, защищающемся от себя и окружающего мира, испытывающем постоянные внутренние конфликты, тревожном, неконгруэнтном, либо, наоборот, самодостаточном, агрессивном, стремящемся к личностному превосходству В настоящем пособии обращается внимание на то, что человек, являющийся субъектом затрудненного общения, ' не всегда сознательно, целенаправленно делает общение затрудненным или создает коммуникативные, социально-перцептивные, смысловые интерактивные и другие барьеры, преследует цель вызвать состояние эмоционального напряжения, тревоги и т.д. Утверждение что человек является субъектом затрудненного общения, означа- ет прежде всего то, что сочетание его особенностей объективно ведет к затруднениям в общении. Но он может этого не осознавать даже тогда, когда последствия его действий получают ценностно-смысловую оценку со стороны партнеров. В этой связи особое внимание уделяется рассмотрению принципов выхода из ситуаций затрудненного общения, а также приводится вариант социально-психологического тренинга, направленного на развитие осознания себя и другого как субъекта затрудненного общения. Для других людей субъект затрудненного общения представлен в совокупности его умений и навыков, в демонстрируемых отношениях. К их числу могут быть отнесены: экспрессивно-интонационные, социально-перцептивные характеристики, навыки и умения взаимодействия, различные виды отношений к себе и другому. Для себя субъект затрудненного общения раскрывается благодаря преломлению отраженных умений и навыков через качественно-специфическое сочетание его внутренних, личностных особенностей, включающих сложившуюся систему отношений, способы понимания, эмоционального реагирования и переживания ситуации затрудненного общения. Для выявления комплекса социально-психологических и личностных характеристик субъекта общения в книге приводятся методики, направленные на диагностику системы отношений, уровня развития эмпатии, структуры и содержания представлений о трудном партнере общения, об особенностях его невербального экспрессивного поведения. Проблема затрудненного общения интенсивно разрабатывается в социальной психологии на протяжении последних 20 лет. Пристальное внимание ученых и практиков к этой сфере объясняется сложностью феномена затрудненного общения, многогранностью его форм и сфер проявления. Наиболее актуальными являются исследования педагогического общения в полиэтнических коллективах. Нарушения, барьеры, возникающие в процессе педагогического общения, оказывают влияние на характер отношений между учителем и учеником, на особенности развития личности как школьника, так и педагога, на формирование у последнего нарушений в профессиональном общении. В этнографических, социоэтнолингвистических работах в качестве причин, затрудняющих межэтническое общение, называют невербальные компоненты поведения и обычаи, связанные с их использованием. Но, несмотря на то что в общении, например, народов Северного Кавказа невербальные компоненты (ритуалы, табу) играют большую роль в статусно-ролевом, половозрастном взаимодействии, они практически не рассматриваются в пособиях по психологии общения. Одной из задач прикладной, практической психологии является определение устойчивых, стабильных характеристик субъекта затрудненного общения, свойственных этническим группам, и динамических составляющих представлений о трудном партнере, разъединяющих их и изменяющихся под влиянием такой важной переменной, как ролевая позиция партнера. Чтобы восполнить дефицит прикладных исследований, в книге приводятся примеры изучения представлений педагогов о трудном партнере общения, рассматриваются различия между партнерами в зависимости от этнической принадлежности и их ролевых позиций. Данное учебное пособие не только рассказывает о том, как возникает затрудненное общение, но и показывает, как его можно изучать, решая задачи профессионального общения. Например, в нем приводится исследование особенностей эмпатии студентов, которые относятся к субъектам затрудненного и незатрудненного общения, дается пример изучения системы их отношений, подробно анализируются результаты исследования невербальных паттернов ролевого поведения учителей, относящихся к различным этническим группам. Завершающие главы пособия содержат программу социально-психологического тренинга и пример его использования для коррекции представлений о себе и другом как трудных партнерах общения. Таким образом, предлагаемое учебное пособие включает теоретический анализ затрудненного общения, подбор методов, позволяющих осуществить диагностику и составить многогранный портрет субъекта затрудненного и незатрудненного общения, а также программу социально-психологического тренинга, специально разработанную для лиц, испытывающих трудности в сфере профессионального общения.
|