Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Корпоративной экономики
Муниципальное образование как корпорация представляет по сути социально-финансовую группу. Главная функция СФГ МО обеспечение интересов населения, а главная задача корпоративного управления — организация оптимальных взаимоотношений участников. Акционерный и заемный капитал СФГ МО представляют собой лишь один из типов инвестиций, а именно финансовый капитал. В то же время ряд участников инвестируют другие формы капитала (например, работающие по найму работники вкладывают «человеческий капитал», в том числе интеллектуальный). У населения-акционеров, заинтересованных в уровне и качестве управления корпорацией, имеются в распоряжении несколько внешних механизмов, к каковым относятся Фонд «СЭПИН» рынки, которые могут помочь поставить под контроль деятельность менеджмента. Роль этих механизмов в различных схемах корпоративного управления определяется конкретными условиями и возможностями МО. Фонд «СЭПИН» — некоммерческая общественная организация, созданная при участии администрации МО. В СФГ МО он выполняет роль управляющей компании и представляет собой, но сути фонд населения-акционеров, передавших акции в доверительное управление. В функции Фонда «СЭПИН» входит выравнивание различий между разными структурами корпорации — участниками СФГ МО, в то время как советы директоров каждой из структур разрабатывают и реализуют стратегию, направленную на гармонизацию интересов всех участников. В предложенном виде СФГ МО — это свободные социально-финансовые структуры, которые не являются авторитарно учрежденными государством структурами. Они представляют собой наиболее дееспособные и самостоятельные органы экономической жизни, работающие в интересах населения города или района. Роль СФГ МО может быть особенно значимой в настоящий момент, когда необходимы оперативная мобилизация ресурсов, их концентрация и эффективное перераспределение в ключевые сферы науки, техники, производства. В сложившихся условиях хозяйствования важнейшими задачами СФГ МО являются: • сертификация социально-экономического состояния муниципальных образований, мониторинг социально-экономического потенциала населения; • развитие местной финансовой инфраструктуры, работающей на население; • организация местного производства товаров, продуктов и услуг с учетом территориальных особенностей и возможностей, развитие семейного и малого предпринимательства; • обеспечение занятости населения, открытие дополнительных рабочих мест; • разработка стандартов в области социального обслуживания населения, создание эффективной системы контроля за предоставлением социальных услуг; • внедрение оптимальных моделей территориальных социальных служб; • концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики; • формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды; • защита приватизируемых промышленных предприятий путем передачи пакетов акций в собственность СФГ МО. Таким образом, под социально-финансовой группой как организационной формой реализации принципа корпоратизма понимается официально зарегистрированное объединение коммерческих организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых проведено в порядке и на условиях, предусмотренных уставом. Участниками СФГ МО являются население, корпоративные коммерческие организации и финансовые институты, предприятия любой организационно-правовой формы независимо oт вида собственности, а также иные учреждения, инвестиционные институты и организации, в том числе иностранные. В составе участников СФГ МО можно выделить три группы институтов и организаций, объединенные общими для них целями. 1. Финансовая группа, включающая банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, компании по управлению активами и другие финансовые институты. 2. Производственная группа, объединяющая предприятия, исследовательские, опытно-конструкторские и другие учреждения. 3. Коммерческая группа, в состав которой входят сбытовые, торгово-закупочные и другие обслуживающие обеспечивающие организации. СФГ МО, являясь юридическим лицом: • выражает корпоративные интересы населения МО; • существует независимо от состава его участников (может существовать бессрочно); • обладает самостоятельной волей, не всегда совпадающей с волей отдельных ее участников; • имеет имущество, обособленное от имущества участников; • несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам закрепленным за ней имуществом; • вправе совершать от своего имени сделки, не запрещенные законом; • может взыскивать и отвечать в органах юрисдикции от своего имени. Такая трактовка СФГ МО имеет свое экономическое обоснование. За рубежом и в нашей стране они появились как форма удовлетворения общественной потребности в механизме аккумулирования капиталов, необходимых для обеспечения роста качества уровня жизни населения сообщества (муниципального образования). Сущность СФГ МО заключается в том, что это — экономическое единство самостоятельных хозяйствующих субъектов. Механизм СФГ МО используется для достижения множества корпоративных интересов в различных социально-экономических сферах жизни сообщества (населения). Среди основных принципов, определяющих порядок создания СФГ МО, можно выделить следующие: • добровольное вхождение организаций в состав групп; • многовариантность и индивидуальный характер проектов создания каждой СФГ МО на основе единой нормативно-правовой базы как в форме учреждения участниками группы акционерного общества (открытого или закрытого), так и на основе холдинговых или трастовых отношений; • использование разнообразных организационно-правовых форм интеграции финансового, коммерческого и торгового капиталов на основе взаимной заинтересованности в результатах совместной деятельности в качестве определяющего условия создания групп; • государственное содействие и поддержка создания и функционирования СФГ МО, инвестиционные проекты и программы которых отвечают целям и приоритетам социально-экономической политики на основе договоров о партнерстве и взаимной ответственности между СФГ МО, администрациями субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями. Формы государственной поддержки СФГ МО могут быть разнообразными, учитывающими специфику как общей экономической ситуации, так и деятельности конкретных групп. Правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров определяются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах». Взносы в уставный капитал, создаваемой СФГ МО, могут быть представлены: • денежными средствами в рублях и иностранной валюте, ценными бумагами; • зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другими материальными ценностями; • правами пользования землей, водой и другими природными ресурсами; • интеллектуальной собственностью. При создании СФГ МО инициаторы должны решить ряд управленческих проблем, основными из которых являются: • подбор заинтересованных потенциальных участников, нахождение способов удовлетворения их экономических интересов в рамках совместной деятельности; • формирование единой взаимоприемлемой стратегии поведения на различных рынках: финансовом, товарном, труда и др.; • формирование достаточного начального капитала; • разработка эффективного механизма наращивания собственного капитала; • выбор оптимальных организационно-правовых форм, методов руководства совместной деятельностью и взаимосвязи участников. СФГ МО формируются в добровольном порядке или в порядке консолидации пакетов акций путем: • учреждения участниками группы акционерного общества открытого типа; • передачи участниками группы находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы; • приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, а также учреждений и организаций, становящихся участниками группы. При формировании СФГ МО необходимо обязательное предварительное согласование определенных вопросов с руководителями органов исполнительной власти субъектов Федерации, на территориях которых расположены организации-участники. Уставный капитал СФГ МО, их финансовых институтов должен соответствовать необходимым нормативным требованиям. На рис. 10.4 представлена укрупненная модель управления СФГ МО, в которой реализуется основная цель развития МО — социальная, экономическая и правовая защита интересов населения города (района). Размеры корпоративных экономических территорий определяются границами целостных административных единиц. Они начинаются с города или района и могут расширяться до пределов области, края, республики. СФГ МО, ФПГ городов и районов и их связи перерастают в корпоративный «сплав», за счет которого соответствующие корпоративные экономики районов (городов) сливаются в более крупные хозяйственные единицы. Рис. 10.4. Модель управления СФГ МО
|