![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 1Стр 1 из 20Следующая ⇒
Государственное образовательное учреждение высшего Профессионального образования «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Владикавказ 2010
СОДЕРЖАНИЕ:
Тема. «Физическое развитие детей и подростков. Методы исследования»………....
Тема. «Санитарно-гигиеническое обследование детских дошкольных учреждений»………………………………………………………………………….......
Тема. «Санитарно-гигиеническое обследование школьного учреждения, учебно-воспитательного режима и условий обучения в школе»……………………………
Тема. «Гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся»………………………………………………………………………………….
Тема. «Двигательная активность и гигиена физического воспитания детей»…………
Приложение ……………………………………………………………………………….
Занятие 1 Тема. «Физическое развитие детей и подростков. Методы исследования» I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
II. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы: Студент должен знать:
Студент должен уметь:
III. Литература: 1) Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских заведений. М. Медицина, 2001г. Гл. 1, С. 31-93 2) Кардашенко В.Н. Руководствок лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. М. Медицина. Гл. 1, С. 7-51. 3) Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М. 1999г.
IV. Задания по самостоятельной работе по изучаемой теме I. Вопросы: 1. Гигиена детей и подростков - ………
2. Основные закономерности роста и развития детей: 1) неравномерность темпа роста и развития; 2) неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность); 3) ……………… 4) ……………… 5) ……………… 6) ……………… 7) ………………
3. Дайте определение следующим понятиям: Акселерация - ……………..
Ретардация - ……………
4. Перечислите основные теории акселерации: · …………… · …………… · …………… · ……………
5. Дайте определение следующим понятиям: Хронологический возраст - ……….
Биологический возраст - ………….
6. Допишите основные критерии определения биологического возраста: · уровень оссификации скелета; · …………… · …………… · ……………
7. Возрастная периодизация
8. Дайте определение следующим понятиям: Здоровье –…………
Индекс здоровья –…………..
Патологическая пораженность –………….
Индивидуализирующий метод –…………..
Генерализирующий метод – ………..
9. Критерии для определения группы здоровья (по Громбаху): · ………………. · ……………… · ……………… · ………………
10. Заполните таблицу:
11. Заполните схему:
гармоничным ……………. ……………
12.Основные правила антропометрических измерений: 1)……. 2)……. 3)…… 4)……
13. При изучении физического развития используют ……………………..показатели – длину и массу тела, окружность грудной клетки; форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание, относятся к ………..…………..показателям; жизненная ёмкость легких, сила сжатия кисти рук – это ……..…………… показатели. 14. Заполните пропуски в таблице:
15.При патологических состояниях позвоночника возможны искривления в переднезаднем направлении - ……………., так и боковые - ……………..
16. Перечислите патологические формы грудной клетки:
17. Формы стопы – если перешеек составляет до 50% длины перпендикуляра – стопа ……………; 50-60% - стопа ……………; свыше 60% - стопа …………….. Этот метод называется …………………... 18. Методы оценки физического развития детей и подростков: 1) ………… 2) ………… 3) ………… 4) …………
19. Допишите: Факторы, формирующие здоровье:
50% - ………… 20% - ………… 20% - ………… 10% - …………
II. Практическое задание: Составьте 3 вопроса тестового контроля Пример. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний не выявлено. Физическое развитие отстает от паспортного возраста, гармоничное. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес пневмонию, коревую краснуху, острый катаральный отит а) 1-я группа б) 2-я группа в) 3-я группа г) 4-я группа д) 5-я группа
Решите задачу: При изучении определены следующие показатели физического развития мальчика 13 лет: рост 142 см, масса тела 42 кг, окружность груди 58 см. Дайте оценку физического развития мальчика.
Тесты: 1. К закономерностям роста и развития организма детей относятся: а) неравномерность темпа роста и развития; б) увеличение удельных энерготрат организма; в) гетерохронность; г) половой диморфизм; д) обусловленность роста и развития наследственностью и средовымифакторами; е) биологическая надежность функциональных систем и организма в целом; ж) акселерация роста и развития.
2. Акселерация включает: а) ускорение роста и развития; б) увеличение продолжительности жизни; в) увеличение продолжительности репродуктивного периода; г) увеличение дефинитивных размеров тела; д) изменение структуры заболеваемости.
3. Биологический возраст – это: а) период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования; б) совокупность морфо-функциональных свойств организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития; в) период от зачатия до момента обследования; г) период от зачатия до момента рождения.
4. Возрастная периодизация: а) необходима для организации б) необходима для определения возраста поступления ребенка в) необходима для гигиенического нормирования факторов окружающей среды; г) базируется на неравномерности роста и развития; д) базируется на явлении акселерации роста и развития. 5. Возрастной период - это отрезок времени, в пределах которого: а) процессы роста и развития завершены, а реакции на раздражители не отличаются; б) процессы роста и развития, физиологические особенности организма в) физиологические особенности организма достоверно не различаются; г) ребенок посещает детские учреждения одного типа. 6. Индивидуализирующий метод изучения физического развития детей и подростков-это: а) оценка физического развития индивидуума; б) исследование физического развития одних и тех же групп детей в) исследование физического развития больших групп детей в относительно короткий срок; г) однократное исследование физического развития детей.
7. Генерализирующий метод изучения физического развития детей и подростков – это: а) оценка физического развития индивидуума; б) исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение периода роста и развития; в) исследование физического развития больших групп детей;
8. По каким группам признаков изучается физическое развитие: а) соматометрическим; б) физиометрическим; в) психофизиологическим; г) соматоскопическим.
9. Комплексный метод оценки физического развития детей позволяет: а) учесть гетероморфность и гетерохронность развития; б) учесть своевременность физического развития; в) производить взаимосвязанную оценку длины и массы тела; г) учесть асимметрию в распределении ряда признаков физического развития.
10. Искривления позвоночника, встречающиеся у детей при несоответствии мебели их росту: а) лордозы; б) кифозы;
11. Физиометрические признаки физического развития: а) жизненная емкость легких; б) сила мышц кисти; в) окружность грудной клетки; г) становая сила; д) величина АД, частота пульса.
|