Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 4
Тема. «Двигательная активность и гигиена физического воспитания детей» I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний 1. Влияние физического воспитания на состояние здоровья, физическое и психическое развитие детей и подростков. 2. Понятие двигательной активности, гипокинезии. Профилактика гипо- и гиперкинезий. 3. Задачи физического воспитания. Основные формы физического воспитания школьников. 4. Закаливание. Физиологическая сущность, основные принципы. 5. Основные закаливающие факторы и формы их применения. 6. Медицинский контроль за организацией закаливания и оценка эффективности закаливающих процедур.
II. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы: Студент должен знать: · биологическая потребность детей и подростков в движениях, основы нормирования двигательной активности; · оздоровительная роль физического воспитания и гигиенические принципы его организации в образовательных учреждениях; · особенности реакции организма подростка на физическую нагрузку; · основы закаливания и его физиологическая сущность; · принципы закаливания, методы оценки эффективности проведения закаливающих процедур.
Студент должен уметь: · провести гигиеническую оценку физического воспитания в образовательной школе и условий проведения урока физической культуры с использованием хронометражных наблюдений; · оценить правильность дозирования нагрузки для детей основной, подготовительной и специальной групп на основе использования исследований частоты пульса, дыхания, артериального давления; · оценить эффективность закаливающих процедур, проводимых в образовательных учреждениях.
III. Литература: 1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских заведений. М. Медицина, 2001г. Гл. 4, С. 157-176.
IV. Задания по самостоятельной работе по изучаемой теме I. Вопросы: 1. Дайте определение следующим понятиям: Двигательная активность - ……….
Гипокинезия - ……………..
Гиперкинезия - ……………
2. Физическое воспитание – это ……..
3. Основные задачи физического воспитания: · функциональное совершенствование систем организма; · развитие основных физических качеств; · ………………. · ………………. · ………………. · ……………….
4. Заполните схему: Виды физического обучения
Основное ………….. …………. …………..
5. Основные и дополнительные виды обучения
……….. ……………… …………….
6. Факультативные и самостоятельные виды обучения
спортивные секции ………….. индивидуальные ………….. занятия
7. Перечислите средства физического воспитания:
8. Цель физического воспитания – это ………..
9. Занятия физической культуры в режиме учебного дня должны предусматриваться не менее ………. уроков, продолжительностью …………мин в неделю.
10. Заполните схему: Структура и продолжительность урока:
…………… …………. заключительная (3-5 мин)
11. Моторная плотность урока - …………….
12. Заполните таблицу:
13. Закаливание – это комплекс мероприятий, направленных на ……….
14. Действие закаливания на организм может быть:
специфическим, которое ……………………, проявляется повышением которое проявляется устойчивости к метеороло- ……………………… гическим факторам.
15. Основные принципы закаливания:
16. К специальным закаливающим процедурам относятся:
II. Практическое задание: Задача К какой группе для занятий физической культурой следует отнести следующих учеников: - ребенок с нарушением осанки, уплощением стоп, уровень физической подготовленности средний; - ребенок с бронхиальной астмой в стадии обострения, уровень физической подготовленности ниже средней; - ребенок с бронхиальной астмой в стадии в стадии стойкой ремиссии, уровень физической подготовленности средний; - ребенок с диагнозом: практически здоров, уровень физической подготовленности выше среднего. В школе первый день после перенесенной острой лакунарной ангины.
Дать гигиеническую оценку урока физической культуры в первом классе: Урок проводится в спортивном зале школы. В результате хронометража выявлено, что вводная часть длилась 3 минуты, основная – 37 минут, заключительная – 5 минут. Моторная плотность урока составила 97%.
Контрольно-обучающие тесты: 1.О гигиенически эффективном проведении физкультурного занятия у дошкольников свидетельствуют следующие показатели: а) максимальный прирост пульса - 50%, время его восстановления – 2 минуты, после занятия признаков утомления нет; б) максимальный прирост пульса - 80%, время его восстановления - 3 минуты, после занятия небольшое утомление; в) максимальный прирост пульса - 40%, восстановление к концу занятия, признаков утомления нет; г) максимальный прирост пульса - 60%, восстановление к концу занятия, признаков утомления нет.
2. Для учёта суточного объёма двигательной активности не используются в качестве единиц измерения: а) локомоции; б) часы; в) частота сердечных сокращений. 3. Удовлетворение биологической потребности школьников в движении достигается при двигательной активности учащихся не менее: а) 90 минут в неделю; б) 4 часов в неделю; в) 1 часа в неделю; г) 1 часа ежедневно; д) 2 часов ежедневно. 4. Комплектование специальной медицинской группы осуществляется с учетом: а) возраста; б) пола; в) клинического диагноза; г) физической работоспособности; д) степени развития физических показателей; е) успеваемости по физической культуре.
5. Занятия с учащимися подготовительной группы физического воспитания организуются: а) вместе с основной, по той же программе, но без сдачи нормативов; б) вместе с основной, по той же программе, но со снижением нагрузки и без сдачи нормативов; в) вместе с основной, но по своей программе; г) вне сетки расписания, по своей программе. 6. Перевод учащегося из специальной медицинской группы в подготовительную осуществляется на основании: а) течения основного заболевания; б) результатов выполнения нормативов физической подготовленности; в) результатов функциональных проб.
7. Распределение школьников на основную, подготовительную и специальную группы осуществляется с учетом: а) пола; б) состояния здоровья; в) физической подготовленности; г) желания учащегося или его родителей; д) штатного расписания преподавателей физкультуры. 8. К основным принципам закаливания относятся: а) учет состояния здоровья и степени закаленности; б) постепенность; в) систематичность; г) комплексность; д) создание положительной мотивации; е) малая трудоемкость организации; ж) доступность. 9. Абсолютными противопоказаниями к проведению водного закаливания а) частые простудные заболевания; б) острые воспалительные процессы; в) хронические воспалительные заболевания почек; г) пороки сердца в стадии субкомпенсации; д) реконвалесценции после простудных заболеваний.
10.Наиболее доступной и эффективной в детских дошкольных учреждениях является система закаливающих мероприятий, включающая: а) воздушные ванны во время физкультурных занятий в зале и прогулок, обливание тела; б) воздушные ванны во время физкультурных занятий на улице, прогулок с подвижными играми, обтирание; в) воздушные ванны во время физкультурных занятий на улице, прогулок с подвижными играми, создание теплового комфорта путем соответствия одежды детей микроклимату в помещениях.
Ответы: 1 - б; 2 - в; 3 - д; 4 - а, в, г; 5 - б; 6 - а, в; 7 - б, в; 8 - а, б, в, г, д; 9 - б, в, г; 10 - в.
|