Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Минэкономразвития России её не примет, как бы грамотно она ни была
составлена. Такой подход к контролю социально-экономических программ реципиентов с точки зрения центра вполне понятен. Действительно, регионы-реципиенты должны каким-то образом оправдывать средства, вложенные в их развитие. И одним из самых лёгких способов достижения этой цели является создание типового плана развития для всех этих регионов. А с точки зрения законодательства, главное назначение Типового макета – обеспечение методологического единства региональных программ и согласование их с государственной стратегией экономического и социального развития. Очевидно, что согласование с государственной стратегией экономического и социального развития необходимо. Только вот не совсем понятно, есть эта самая стратегия или нет. Выше уже давалась соответствующая характеристика того, как обстоят дела в этом плане. Методологическое единство тоже, в какой-то степени, должно присутствовать. Впрочем, такое единство уже в значительной степени задаётся общепризнанными подходами к разработке документов стратегического характера.
Другое дело, когда требование обеспечения методологического единства выливается в разработку Типового макета, никоим образом не стимулирующего инициативу в разработке оригинальных, конкурентных региональных стратегий. Наличие Типового макета подавляет инициативу регионов и поддерживает их в состоянии реципиентов. Ведь если есть законный и лёгкий (а подставить данные своего региона в Типовой макет – несомненно, проще, чем анализировать конкурентные преимущества) способ получить бюджетную дотацию, то зачем составлять конкурентные стратегии, которые всё равно не примет Минэкономразвития?
Распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. № 467р была одобрена Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 годах. Основной идеей концепции является уход от межбюджетного выравнивания к повышению финансовой самостоятельности регионов. В частности, регионам-реципиентам предполагается установить лимиты государственного долга и дефицита бюджета, расходов на содержание органов государственной власти и т.п. Финансирование регионов-доноров, согласно концепции, не будет сокращаться. Хотя в тексте Концепции не указывается влияние нововведений на создание стратегий регионами, по всей видимости, эта инициатива будет способствовать повышению конкурентоспособности регионов и подведёт их к необходимости создания конкурентных стратегий.
Рассмотрение Типового макета с точки зрения элементов стратегии, которые он включает в себя, позволяет сделать следующие выводы. В макете предусмотрен довольно подробный анализ социально-экономического положения региона, однако при этом не делается акцент на сильные и слабые стороны или конкурентные преимущества. Вместо этого существует раздел «Проблемы социально-экономического развития». Кроме того, предусмотрен анализ применяемых мер преодоления этих проблем. Этот раздел, пожалуй, наиболее целесообразен, т.к. представляет собой инструмент обратной связи. Другой вопрос, что обратная связь не единственный и не главный инструмент стратегического анализа. В целом, анализ предыдущего опыта может быть очень полезен, если он используется при разработке стратегии, а не стоит особняком.
Цели и задачи в Типовом макете «в целом определяются положениями» федеральных программ. Более того, в макете указаны мероприятия, способствующие достижению целей, а типовые задачи перечислены. Это, на самом деле, неправильно, поскольку стратегия – документ индивидуальный, и типовые, точнее, похожие, задачи и мероприятия там могут присутствовать, однако они явно не должны доминировать. Пока же Типовой макет
|