Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Региональном уровне
Функции по разработке региональных стратегий в субъектах Федерации распределены по разным органам власти. Во многих регионах разработка стратегий относится к ведению министерств экономики или министерств экономического развития. Документы разрабатываются их же собственными силами, без аутсорсинга. Так, например, Министерством экономики и торговли Кабардино-Балкарской республики при участии отраслевых министерств и ведомств Республики была разработана Стратегия социально-экономического развития на 2002-2006 гг.. Другой пример: среднесрочная Программа экономического и социального развития Ставропольского края была разработана Министерством экономического развития и торговли Ставропольского края, в соответствии с законодательно возложенными на него функциями. Основным разработчиком среднесрочной программы Удмуртской республики является республиканское правительство, хотя и при участии представителей всех кругов экономической и социальной жизни республики.
А вот долгосрочная стратегия Приморского края была разработана группой исследователей под редакцией Губернатора края и научном сопровождении Тихоокеанского центра стратегических разработок. В отдельных случаях программа развития региона разрабатывалась по федеральному заказу. Например, программа развития Республики Татарстан на 2001-2006 гг. является федеральной целевой программой, и государственным заказчиком выступает Минэкономразвития России. Разрабатывалась же она Кабинетом Министров Татарстана совместно с Международным фондом развития регионов. Аналогичная ситуация с программой 2003-2006 гг. Республики Башкортостан. Однако многие области не ограничиваются собственными ресурсами и применяют аутсорсинг. Надо отметить, что основная масса нетиповых стратегий появилась именно в результате такой организации работы. Аутсорсинг может быть организован как по договорённости с научной организацией, так и на конкурсной основе. Например, при разработке стратегии развития Камчатской области был привлечён Дальневосточный научно- исследовательский институт рынка, и до сих пор институт участвует в стратегических разработках области. А Администрация Томской области провела тендер на разработку долгосрочной стратегии развития среди консалтинговых компаний. Есть и достаточно оригинальные примеры того, как в тех или иных регионах разрабатываются программы и стратегии развития. Например, в Сахалинской области эта задача была возложена на Комитет экономики области. По факту же долгосрочная стратегия области разрабатывается не его силами. Весной 2005 г. Комитет экономики объявил конкурс на разработку стратегии среди научно-исследовательских и консалтинговых компаний. За день до вскрытия конвертов конкурс был отменён. После этого была создана рабочая группа по разработке стратегии, в которую вошли руководители департаментов и комитетов области, и одновременно администрация области объявила 3 конкурса с довольно скромным финансированием.
Предметом конкурсов и возможными соискателями были определены: 1. Формулировка миссии области – население региона. 2. НИР по проблемам конкурентоспособности Сахалинской области – студенты. 3. Презентация " Стратегическое видение развития Сахалинской области" – авторские коллективы студентов.
В качестве призов за первые места предлагались путёвка в санаторий и денежные вознаграждения. Все три конкурса в итоге состоялись. У этого нестандартного способа, несомненно, есть преимущества для администрации. Расходы на проведение конкурса и разработку стратегии могут быть существенно ниже, к тому же администрация улучшает свою репутацию перед населением. Однако качество таких стратегий вряд ли сможет сравниться с разработками группы исследователей, обладающих зачастую обширным опытом в подобных вопросах. В то же время трудно отрицать, что общественное мнение относительно направления развития региона может являться большим подспорьем при разработке стратегии. В любом случае, замену экспертного мнения на общественное или на студенческие работы при решении таких важных задач, как формирование долгосрочной стратегии, вряд ли можно считать бесспорно удачным и эффективным решением. Таким образом, организация разработки стратегий на региональном уровне может строиться по-разному. Но даже такое разнообразие оказывается недостаточным для того, чтобы все без исключения регионы имели свои программы и стратегии социально-экономического развития.
|