Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А). Подготовка спасателей.
Залогом успешного решения задач по ликвидации ЧС природного и техногенного характера аварийно-спасательными формированиями является высокий уровень профессионального мастерства спасателей, который складывается из многих факторов, в том числе из профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка спасателей организуется и проводится в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. № 151- ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами, распоряжениями и указаниями МЧС России, Программой профессиональной подготовки спасателей МЧС России и других нормативно-правовых документов. Для организации и проведения профессиональной подготовки спасателей и поддержания высокого постоянного уровня их готовности к работе по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера в системе МЧС России разработана многоуровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу положен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профессионального обучения, основными из которых являются первоначальная (базовая) профессиональная подготовка и общая (непрерывная) специальная подготовка. Первоначальная профессиональная подготовка спасателей, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» и Программой первоначальной подготовки спасателей МЧС России. Первоначальная профессиональная подготовка спасателей на базе среднего общего, среднего и высшего профессионального образования с последующим представлением их в соответствующую аттестационную комиссию проводится в два этапа: обучение в составе АСФ и обучение в образовательных учреждениях. Обучение в составе АСФ граждан, впервые принятых на должность спасателя, проводится по месту предстоящей работы, начиная со дня назначения кандидата на должность. Планирование первоначальной подготовки осуществляется начальником АСФ с учетом времени испытательного срока, установленного для лиц, принятых на работу в АСФ. При планировании первоначальной подготовки в АСФ разрабатывается план первоначальной подготовки спасателей. Обучение начинается с инструктажа по правилам охраны труда в соответствии с нормативными документами. Содержание обучения определяется тематическим расчетом часов Программы первоначальной подготовки спасателей и расписанием занятий. Начальник АСФ в течение всего срока осуществляет организационное и методическое руководство подготовкой спасателей и контроль за ее проведением. Учет результатов первоначальной подготовки и выполнения программы ведется в журнале учета посещаемости и выполнения программы обучения. Необходимо учитывать, что в период прохождения первоначального обучения принятый на работу, но не аттестованный в установленном порядке спасатель, только состоит в должности спасателя. Его запрещается включать в состав дежурной смены и допускать к проведению аварийно-спасательных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций при которых может возникнуть угроза его жизни и здоровью в связи с профессиональной неподготовленностью. Фактическое приобретение статуса спасателя осуществляется только после его аттестации. Подготовка спасателей на этапе обучения в составе АСФ проводится под руководством начальника этого формирования. Для обучения спасателей могут привлекаться инструкторы, а также спасатели не ниже 2 класса. Занятия проводятся два дня в неделю по шесть часов. В дни занятий отводится два часа для самостоятельной работы. Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также на применение других технологий и специального снаряжения (альпинистского, водолазного). К обслуживанию и работе с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом и электроустановками обучаемый допускается после сдачи зачета. Обучение спасателей в образовательных учреждениях организуется и проводится в учебно-методических центрах ГОЧС субъектов Российской Федерации или иных учебных заведениях на договорной основе. По окончании обучения в общеобразовательном учреждении обучаемые сдают зачеты. Оценки результатов подготовки в образовательном учреждении и в составе АСФ, характеристика, данная начальником АСФ, где обучаемый проходил испытательный срок (принят на работу), а также другие документы согласно утвержденному перечню предоставляются в аттестационную комиссию. При положительном решении аттестационной комиссии и присвоении квалификации «спасатель» гражданин допускается к самостоятельному исполнению должностных обязанностей приказом соответствующего начальника. Общая (непрерывная) профессиональная подготовка спасателей организовывается и проводится в соответствии со Сборником программ повышения квалификации спасателей МЧС России по общей и специальной тематике. Непосредственно профессиональную подготовку спасателей организует начальник АСФ. Она проводится в составе дежурных смен в период их дежурств (теоретические занятия) или в составе АСФ во время проведения учебно-тренировочных сборов. К проведению занятий могут привлекаться наиболее подготовленные спасатели не ниже 2-го класса, имеющие методические навыки и практический опыт ведения поисково-спасательных работ, а также на договорной основе преподаватели (специалисты) образовательных учреждений, других организаций соответствующего профиля. Учебная нагрузка должна составлять 3-4 учебных часа в течение одних суток дежурства и не менее 24 часов в месяц. Продолжительность учебного часа - 45 минут. Для подготовки к очередным занятиям, закрепления изученного учебного материала, выполнения упражнений и нормативов отводится два часа для самостоятельной работы. Учебный год состоит из двух учебных периодов: январь - май, июль - ноябрь. Время между учебными периодами используется для подготовки, развития и совершенствования учебной материально-технической базы (УМТБ) и проведения необходимых работ по обустройству мест расположения АСФ. Занятия не проводятся в дни государственных, национальных и ведомственных праздников. Практические занятия по водной, горной, десантной и другим видам подготовки планируются и проводятся в период учебно-тренировочных сборов в каждом полугодии. Профессиональная подготовка спасателей и других специалистов аварийно-спасательных формирований, выполнение должностных обязанностей которых требует специальной подготовки с выдачей соответствующих документов (водолазы, газоспасатели, водители маломерных судов и др.), проводится в соответствующих лицензированных образовательных учреждениях начального профессионального образования на договорной основе. По окончании учебного периода у спасателей принимаются зачеты по основным дисциплинам специальной подготовки, а также нормативы по физической подготовке с обязательным выставлением оценок. Полученные оценки учитываются при последующей аттестации. При проведении занятий основное внимание обращается на выработку твердых практических навыков и умений по предметам обучения и обязательному соблюдению правил и мер безопасности в сложных и особо опасных условиях. На учениях и в ходе реальных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций отрабатываются вопросы взаимодействия с войсками гражданской обороны и аварийно-спасательными формированиями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. При планировании профессиональной подготовки в АСФ разрабатываются: план переподготовки и повышения квалификации спасателей на два года; план профессиональной подготовки на год (по периодам обучения); план-график проведения учебно-тренировочных сборов, учений, соревнований; годовой план распределения времени по предметам и месяцам обучения; тематический план и расписание занятий на месяц. С учетом особенностей регионов, дислокации АСФ и возложенных на них задач предоставлено право: руководителям органов управления по делам ГОЧС уточнять количество учебных часов на изучение тем по предметам обучения без изменения общего количества часов; начальникам АСФ уточнять время и содержание отдельных занятий. Руководители органов управлений по делам ГОЧС осуществляют организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей и организуют контроль его проведения. Повышение квалификации спасателей 3, 2, 1 и международного класса проводится в Российском центре подготовки спасателей (РЦПС), а также в лицензированных профессиональных образовательных учреждениях по требуемой специализации на договорной основе. Аттестация спасателей проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.97 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей». За основу при аттестации берется уровень профессиональной подготовленности спасателей, который обусловлен классификационными характеристиками на работников спасательной службы: «Спасатель международного класса» должен выполнять работу спасателя первого класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; иметь высшее техническое или медицинское образование или свидетельство о прохождении международных курсов спасателей; участвовать в спасательных работах за рубежом или в команде, занявшей первое третье места на международных соревнованиях спасателей; владеть на уровне разговорного одним из западноевропейских языков. «Спасатель первого класса» должен работать спасателем второго класса не менее двух лет; обладать навыками командирской или инструкторской подготовки; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса; иметь среднее специальное техническое или медицинское образование; многократно участвовать в ликвидации последствий ЧС; владеть тремя спасательными специальностями или же двумя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию. «Спасатель второго класса» должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. «Спасатель третьего класса» должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории «В» и одной из специальностей спасателя. «Спасатель» должен пройти специальную учебно-курсовую подготовку.
|