Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос: как Вы оцениваете отношения в вашем коллективе?






 

Шкалы оценки отношений в коллективе
1. Слабый –3 –2 –1         Сильный
2. Легкий –3 –2 –1         Тяжелый
3. Мягкий –3 –2 –1         Твердый
4. Женский –3 –2 –1         Мужской
                 
5. Медленный –3 –2 –1         Быстрый
6. Пассивный –3 –2 –1         Активный
7. Холодный –3 –2 –1         Теплый
8. Тупой –3 –2 –1         Острый
                 
9. Плохой –3 –2 –1         Хороший
10. Темный –3 –2 –1         Светлый
11. Ложный –3 –2 –1         Правдивый
12. Некрасивый –3 –2 –1         Красивый

 

Предполагается, что:

3 – очень сильный,

2 – сильный,

1 – не очень сильный,

0 – не сильный и не слабый,

–1 – не очень слабый,

–2 – слабый,

–3 – очень слабый.

0 – значение, когда человек не имеет ассоциаций по данному понятию, либо не имеет адекватной оценки, не может установить соответствий.

Шкала с пятью градациями:

сильный 2 – 1 – 0 – 1 – 2 слабый

В шкалах можно использовать различные значения:

4. Полностью согласен

3. Согласен.

2. Затрудняюсь ответить.

1. Не согласен.

0. Полностью не согласен.

Или: 2. Согласен. 1. Затрудняюсь ответить. 0. Не согласен.

В самой анкете не обязательно давать такие расшифровки.

Осгуд придумывал по несколько сотен пар с полюсами значений, использовал в шкалах не только слова-антонимы, но и рисунки, знаки (круги, кресты, стрелки).

Он сформировал 21 шкалу антонимов. Кроме названных в табл. 20 он включал такие антонимы как:

жесткий – добрый,

кривой – прямой,

разболтанный – пунктуальный,

вкусный – безвкусный,

неудачный – удачный,

глупый – умный,

новый – старый,

неважный – важный,

острый – округлый,

хладнокровный – восторженный,

бесцветный – красочный и др.

Обычно используют не 21 шкалу, а 9–0, причем из каждой группы выбираются те шкалы, которые дают наибольший коэффициент корреляции.

Критерием отбора шкал является частота встречаемости таких антонимов и способность шкалы вызвать реакцию респондентов при оценке самых различных объектов в рамках предлагаемого континуума.

После многочисленных экспериментов Осгуд отобрал ряд шкал и разделил их на три группы, в которых шкалы тесно связаны между собой.

Данная процедура разбиения множества шкал на группы осуществляется с помощью факторного анализа.

Были получены три группы шкал по трем факторам (сила, активность, оценка–отношение).

Фактор оценки (отношения) реализует себя через следующие пары антонимов: хороший–плохой, светлый–темный, чистый–грязный, красивый–некрасивый, правдивый–ложный.

Фактор силы формируют пары: сильный–слабый, тяжелый–легкий, твердый–мягкий.

Фактор активности дает следующие пары: активный–пас­сивный, быстрый–медленный, теплый–холодный, острый–тупой.

В табл. 20 фактор " Сила" отражают шкалы 1, 2, 3, 4.

Фактор " Активность" включает шкалы 5, 6, 7, 8.

Фактор " Отношение" (оценка) оценивается с помощью шкал 9, 10, 11, 12.

В обстоятельных исследованиях может быть использовано большое количество шкал. Например, при оценке художественно-эстетических объектов, личностных качеств человека авторы использовали следующий перечень шкал (табл. 21).

Респондентам предлагается по очереди оценить рассматриваемые объекты с помощью набранных шкал. Каждый объект должен быть оценен по всем шкалам. Заполняется опросный лист с оценками каждого респондента.

Баллы по каждой шкале суммируются, затем вычисляется средняя арифметическая оценка объекта (установки) для респондента и группы в целом.

Средняя высчитывается и по каждому из трех факторов. Она складывается из оценок по всем шкалам, входящим в этот фактор и по всем респондентам, деленной на величину, равную произведению числа шкал и числа респондентов.

Таблица 21


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал