Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формализация как достижение науки






Коснемся заявленного в заголовке вопроса, не вдаваясь глубоко в суть соответствующей проблематики.

Прежде всего - несколько слов о понятии формализации.

Ясно, что описание какого-либо фрагмента реальности с помощью математического языка - это формализация. Однако понятие формализации шире. В него можно включать, скажем, переход к использованию формальной логики. Более того, этапу математизации, переводу представлений исследователя на математический язык неизбежно предшествует этап определенной " доматематической", логической (в обыденном смысле этого слова) формализации, размещению этих представлений " по полочкам", т.е. внесению той четкости, без которой невозможна математика (вспомним, например, какие рассуждения мы использовали в главах 5 и 6, прежде чем выразили мнение одного человека об одном оцениваемом объекте в виде определенного нормального распределения).

Очевидно, что подобная логическая формализация может и не иметь своей целью образование базиса для математизации представлений исследователя о реальности (хотя, как мы отмечали в п. 3.3, математический подход возможен там, где формализация достаточно четкая).

Заметим, что ядром процесса формализации всегда служит выделение каких-то сторон реальности. А такое выделение является отражением модельных представлений, иногда довольно сильных (началом процесса моделирования в реальных социологических исследованиях чаще всего служит переход к " мышлению признаками", о чем мы уже говорили в п. 1.3). Уточняя свойства выделенного фрагмента, мы снова фактически пользуемся моделями. Поэтому термины " модель", " моделирование" далее, при обсуждении проблем, связанных с формализацией, будут активно использоваться.

" Доматематический" этап формализации иногда называют построением качественной модели изучаемого явления, математический этап связывают с количественной моделью. Но мы и здесь выскажем свое негативное отношение к использованию в таком смысле названной пары терминов, поскольку совершенно неясно, где провести границу между качественной и количественной моделями. Будем просто говорить о формализации и ее этапах.

Сама возможность формализации научных представлений о любом предмете свидетельствует о достижении достаточно высокого уровня знания. Ввести какой бы то ни было формализм - значит иметь довольно четкое представление о том, что мы изучаем. Пока такой четкости нет, никакой формализм невозможен.

В большинстве известных нам наук рано или поздно использовалась формализация хотя бы каких-то их фрагментов (это касается не только социологии, но и таких наук, как психология, демография, социальная статистика, лингвистика, история, логика, философия и даже литературоведение).

Будучи как бы материальным воплощением научных представлений, достигнутых рассматриваемой ветвью науки к определенному моменту, формализация, несомненно, играет огромную положительную роль. Она дает возможность четко обрисовать круг уже достигнутых результатов, выявить совокупность нерешенных задач, сформировать представления о возможных направлениях их решения и т.д. Другими словами, успешно осуществленная формализация - это знак того, что рассматриваемый фрагмент науки в достаточной мере похож на науку. (Отметим, что в советской философской литературе анализу роли формализации в познании уделялось довольно большое внимание [Гносеологические проблемы формализации, 1969].)

Формализация понятия измерения в социологии олицетворяется в так называемой репрезентационной теории измерений (РТИ), о которой пойдет речь в главе 14. Эта формализация позволила систематизировать соответствующие представления, что дало возможность, с одной стороны, решить ряд стоящих перед социологической практикой задач (п. 14.1), а с другой - выявить минусы этих представлений, определить, какие социологические ситуации остались не учтенными формализмом (п. 14.2), и наметить пути включения этих представлений в общую теорию (п. 14.3).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал