![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Предмет и методы дифференциальной психофизиологииСтр 1 из 3Следующая ⇒
Пояснительная записка
Цель дисциплины: формирование у студентов представлений об основах индивидуальных различий между людьми. Задачи дисциплины: · Рассмотреть основные проблемы современной дифференциальной психологии; · Познакомиться с основными методами исследования в дифференциальной психологии; · Рассмотреть прикладные аспекты дифференциальной психологии (в процессе обучения, при отборе кадров, в криминалистике и т.д.). Место дисциплины в системе высшего профессионального образования: в качестве основ для дифференциальной психологии выступают физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, общая и возрастная психология. В свою очередь, данные дифференциальной психологии находят свое применение в психологии развития, экспериментальной психологии, психологии труда и спорта.
Учебно-тематический план
Модуль. Предмет и методы дифференциальной психофизиологии. Исследования индивидуально-типологических различий
Комплексная цель модуля – формирование у студентов представлений о предмете и методах дифференциальной психофизиологии, основных направлениях и результатах исследований индивидуально-типологических различий. Тема 1. Предмет и методы дифференциальной психофизиологии История развития дифференциально-психологической мысли. Предмет дифференциальной психологии, проблемное поле, основные методы и задачи. Связь с другими науками. Прикладное значение решаемых задач. Основные исследовательские методы. Методологические подходы, использующиеся в дифференциальной психофизиологии (Ратанова Т.А., 2008). Представления о процессах возбуждения и торможения. Развитие отечественной дифференциальной психофизиологии. Основные свойства нервных процессов по И.П. Павлову, типы высшей нервной деятельности, концепция свойств нервной системы. Школа Б.М. Теплова. Структура индивидуально-психологических различий по Б.М. Теплову. Вклад В.Д. Небылицына в разработку концепции свойств нервной системы. Структура темперамента по В.Д. Небылицыну. Структурно-системный подход В.Д. Небылицына к анализу физиологических факторов человеческого поведения. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. Связь дифференциальной психофизиологии с другими науками. Методы дифференциальной психологии и психофизиологии. Значение достижений общей психофизиологии и дифференциальной психологии для становления научных методов психофизиологии индивидуальных различий. “Типологический” и “измерительный” принципы. Виды статистического анализа. Развитие электрофизиологических методов и их применение для измерения индивидуальных различий.
Литература к теме 1: 1. Базылевич Т.Ф. К психологии целостной индивидуальности. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. 2. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 3. Поворинский А. Г., Заболотных В. А. ПОСОБИЕ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ https://www.mks.ru/library/books/eeg/kniga01/index.html 4. Психофизиология. Учебник для вузов 2-е издание, дополненное и переработанное. Под редакцией Ю. И. Александрова Серия «Учебник нового века» СПб.: Питер, 2003. -496 с. 363-378. 5. Ратанова Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности: Учебное пособие.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2008.- 160 с.
|