![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Материалы на основе битумов и дегтей.
Асфальтовые и дегтевые бетоны и растворы. Это искусственные каменные материалы, получаемые при затвердевании ра-ционально подобранной и качественно изготовленной смеси вяжущего (битума или дегтя), минерального порошка и рыхлых каменных материалов — песка или от-сева, щебня или гравия (в бетоны) или только мелкого заполнителя (в растворах). Если в качестве связующего использован битум, материал называют асфальтобе-тоном или асфальтовым раствором, а при использовании дегтей — дегтебето-ном или дегтераствором. Вследствие большого разнообразия получаемых материалов конгломератно-го строения их классифицируют по различным признакам. Прежде всего, по произ-водственному назначению выделяют дорожные, аэродромные, гидротехнические, промышленные и декоративные бетоны и растворы. По крупности зерна заполнителя различают крупнозернистые (с размером зерна до 40 мм), среднезернистые (до 25 мм) и мелкозернистые (до 15 мм) асфа-льтобетоны и песчаные (с частицами до 5, реже до 3 мм) растворы. В структурообразовании бетонов и на их свойства решающие влияние оказы-вает содержание щебня и песка. Различают следующие типы структур асфальтобе-тонных смесей: А —многощебенистые с содержанием щебня 50-60%; Б — сред-нещебенистые — 40-50%; В — малощебенистые — 30-40%; Г — песчаные из дробленого песка; Д — песчаные из природного песка. Высокоплотные горячие смеси и соответствующие им асфальтобетоны содержат щебень до 70%. При классификации по пористости асфальтобетоны подразделяют неплот-ные (с пористостью 3-5%) и пористые (с пористостью 5-10%). Наличие остато-чной пористости в асфальтобетонах решающим образом зависит от вида применя-емого битума и технологических особенностей приготовления асфальтобетонных смесей. По температуре применения различают горячие и холодные асфальтобетон-ные смеси. Горячие смеси готовят с использованием вязких и жидких нефтяных до-рожных битумов и укладывают с температурой не ниже 120 °С. После укатки они набирают достаточную структурную прочность для последующей малоинтен-сивной эксплуатации в течение 2-3 суток. Холодные смеси готовят с использова-нием жидких нефтяных битумов и укладывают с температурой не ниже 5°С. После укладки и укатки их структурообразование продолжается 20-30 суток, в течение которых дорожное полотно не должно эксплуатироваться. В зависимости от величины остаточной пористости асфальтобетоны из горячих смесей делят на высокоплотные (остаточная пористость от 1 до 2, 5%), плотные (2, 5-5%), пористые (5-10%) и высокопористые (10-18%). Асфальтобетоны из холодных смесей должны иметь остаточную пористость от 6 до 10%.
Минеральный порошок в асфальтобетоне играет структурообразующую роль. Совмещаясь с органическим веществом, он формирует асфальтовяжущее, которое во многом обусловливает плотность, прочность и теплоустойчивость асфальтобетона. Лучшими свойствами обладают минеральные порошки из карбонатных горных по-род (известняков, доломитов и пр.) и основных доменных шлаков. Основные свойства — тонкость помола и гидрофильность минеральных порошков. Степень измельчения порошка должна быть такой, чтобы при мокром рассеве он полнос-тью проходил через сито 1, 25 мм, а содержание частиц менее 0, 071 мм было не менее 70% (по массе). Коэффициент гидрофильности представляет собой отноше-ние объема исследуемого порошка после набухания в воде в течение 3 суток к объему при набухании порошка в керосине. Допускаются к использованию поро-шки с коэффициентом гидрофильности менее единицы. В качестве мелкого заполнителя применяют как природный, так и искусст-венный песок, полученный в виде отсева от дробления горных пород. Предпочтение отдают песку с модулем крупности 2 и более. При использовании мелких песков эффективно его обогащение отсевами. В песках ограничивается содержание пыле-ватых и глинистых частиц (в природном — не более 3%, в искусственном — не более 5%). Щебень для асфальтобетона получают дроблением массивных горных пород и металлургических шлаков. Щебень из основных горных пород (известняка, доло-мита, базальта, диабаза и т.п.) обладает повышенной адгезией к битуму (дегтю), тогда как щебень из кислых пород (гранит, андезит и др.) уступает по этому свойст-ву основным породам. Кроме того, в щебне нормы ограничивают содержание зерен пластинчатой и игловатой формы, а также содержание пылеватых и глинистых час-тиц (до 2%). Оптимальная структура минеральной части асфальтобетонной сме-си может быть обеспечена при использовании фракционированного щебня. Для повышения качества асфальтобетона используют добавки ПАВ (поверх-ностно-активных веществ) и минеральные активаторы поверхности заполнителей (например, известь-пушонку), введение которых улучшает прилипание битума к поверхности минеральных материалов, его прочность и долговечность. Наиболее эффективно использование активированного минерального порошка, в состав кото-рого при помоле добавляют до 0, 5% ЛСТ. В этом случае улучшается удобоукла-дываемость асфальтобетонных смесей, повышается производительность смесите-льных установок, замедляются процессы «старения» высоковязких битумов. В зависимости от назначения структура асфальтобетона может быть: порфи-ровой, контактной или законтактной. Для асфальтобетонов в верхних покрытиях до-рог оптимальной считается такая структура, при которой минеральные зерна щебня и песка контактируют через прослойки асфальтовяжущего вещества. При этом со-держание битума должно быть минимальным, но в то же время достаточным для создания сплошной пространственной сетки в уплотненном монолите и обеспече-ния необходимой удобоукладываемости асфальтобетонной смеси, особенно на ста-дии ее уплотнения. Определение состава асфальтобетона начинают с выбора оптимального со-отношения компонентов минеральной части, зависящего от его структуры. Затем принимают требуемое количество минерального порошка. Для выбора оптимальной дозировки битума (обычно от 5 до 10%) проводят опытные формовки. Холодные асфальтобетонные смеси сначала укладывают в штабели, а затем в удобное время их отправляют к месту непосредственной укладки. Распределение холодных смесей производят слоями, на 50-60% превышающими проектную то-лщину покрытия. Уплотнение осуществляют более легкими катками, в частности эффективными вибромоторными. Структурообразование горячей асфальтобетонной смеси завершается сразу после укладки и остывания. Для формирования структур асфальтобетона из холод-ных смесей его необходимо выдерживать определенное время перед открытием движения автотранспорта. К основным свойствам асфальтобетона относят прочность, водостойкость, износостойкость, сдвигоустойчивость. Следует отметить, что названные свойства асфальтобетона в значительной мере зависят от температуры. Так, если при температуре 20 ° С горячий асфальтобетон имеет предел прочности при сжатии не менее 2, 2 МПа, что вполне достаточно для восприятия напряжений, возникающих в эксплуатируемом покрытии, то с повышением температуры до 50 ° С прочность снижается до 1, 0 МПа. Естественно, при снижении температуры сопротивление сжатию возрастает, а при отрицательных температурах 15-25 СС его прочность становится соизмеримой с прочностью цементного бетона. При нормальных температурах асфальтобетон хорошо сопротивляется удар-ным и истирающим воздействиям, например, его годовой износ не превышает 1, 5 мм. Асфальтобетон обладает хорошей водостойкостью, а его коэффициент размягчения обычно не менее 0, 9. Однако по сравнению с цементным бетоном асфальтобетон обладает мень-шей сдвигоустойчивостью, особенно (при повышенных температурах вследствие высокой пластичности). Этот недостаток асфальтобетона приводит к появлению волн и наплывов в покрытии чаще на участке торможения. При отрицательных те-мпературах вследствие весьма низкой пластичности асфальтобетон проявляет хруп-кость, что приводит к появлению трещин и выколов в покрытии. Крупнозернистые асфальтобетоны используют в нижних слоях многослой-ных дорожных покрытий, средне- и мелкозернистые — для верхнего слоя покры-тий. При интенсивном движении предпочтение отдают мелкозернистым асфальто-бетонам. Песчаные асфальтобетоны используют для покрытий тротуаров, полов промышленных зданий, плоских кровель и гидроизоляции. Холодные асфальтобетоны наряду с меньшей их стоимостью и возможнос-тью укладки при повышенной влажности и после длительного хранения смеси усту-пают горячим асфальтобетонам по прочности и долговечности, а со временем становятся более скользкими. Дегтебетоны готовят с использованием тех же сырьевых материалов, а в ка-честве вяжущего применяют каменноугольный деготь, составленный из пека и ка-менноугольного масла. По всем основным показателям (прочности, теплоустойчи-вости, водо- и износостойкости) он уступает асфальтобетонам. Отдельно следует отметить, что в случае эксплуатации при длительном воздействии воды из дегтебе-тона вымываются некоторые растворимые компоненты дегтей. Например, фенолы, вымытые из дегтя, обладают токсичностью, что может вызвать отравление грун-товых вод и водоемов. Поэтому дегтебетоны укладывают вне населенных пунктов на второстепенных дорогах. Асфалътополимербетоны применяют для устройства различных узлов гид-ротехнических сооружений, эксплуатируемых в условиях очень низких темпера-тур. Для их приготовления используют гудроны или тяжелые нефти, модифици-рованные полимерами (латексами, синтетическими каучуками).
|