Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. 1. Учебная программа лекционного курса.






Раздел (модуль) 1.

 

Введение. Предмет физиологической психологии. Основные методы изучения функций головного мозга (экстирпации, ЭЭГрафии, условных рефлексов, клинических наблюдений, хронические опыты с применением вживленных электродов). Краткая история становления физиологической психологии (Вундт, Вебер, Торндайк, Келлер, Милнер и другие).

Тема 1. Функциональная организация головного мозга. Сенсорные системы мозга. Анализаторы, их структура. Первичные, вторичные и третичные проекционные системы мозга. Модулирующие системы мозга. Лимбическая система и ретикулярная формация ствола мозга. Двигательные или интегративно-пусковые системы. Первичные, вторичные и третичные двигательные зоны коры больших полушарий головного мозга.

Тема 2. Механизмы управления движением. Виды движений (позно-тонические и целенаправленные), их взаимодействие и единство. Нервно-мышечные двигательные единицы. Двигательная система спинного мозга. Рефлексы. Сенсорная обратная связь, проприоцепция (Шеррингтон). Рецепторы длины и напряжения мышц. Механизм их действия. Двигательные системы головного мозга. Премоторная и моторная зоны коры.

Тема 3. 1. Функциональная структура поведенческого акта. Программирующая деятельность головного мозга. Вероятностное прогнозирование поведенческого акта. Значение доминантной мотивации для удовлетворения потребности. Роль инстинктов, безусловных рефлексов и стабильных условных рефлексов в формировании сложных поведенческих программ (долгосрочная память), оценка текущей ситуации (краткосрочная память) для адекватного программирования поведения в следах образа окружающей среды.

2. Ассоциативные системы мозга в структурах поведения.Высшие проекционные уровни мотивационных центров – лимбической системы мозга, фронтальная и теменная кора, их участие в оценке сигнальной значимости определенного фактора окружающего пространства и возникновение селективного внимания. Значение фронтальной и теменной коры в реализации программ поведенческого акта (движении). Значение положительных и отрицательных эмоций по результатам поведенческого акта.

3. Стадии поведенческого акта. Модели поведения в концепции функциональной системы (П.К. Анохин). Стадия афферентного синтеза и его компоненты. Стадия принятия решения, формирование акцептора действия, эфферентный синтез. Значение обратной афферентации и коррекции поведенческого акта. Роль эмоций. Нейронная организация поведенческого акта.

 

 

Тема 4. Физиологические основы потребностей и мотиваций.

1. Потребности как фундамент построения поведения и психической деятельности человека. Биологические и социальные потребности. Физиологические особенности мотивационных состояний. Мотивация как доминанта. Общие свойства различных мотиваций. Системные механизмы мотиваций, гипоталамус как центральный пункт восприятия потребностей. Корковые механизмы мотивационного возбуждения.

2. Нерегуляторные механизмы мотивации (исследовательский рефлекс, бегство и агрессивное поведение). Влияние повреждения различных участков головного мозга. Электрическая стимуляция различных структур мозга и влияние на мотивационное поведения животного. Гуморальные факторы, влияющие на агрессивное и оборонительное поведение.

3. Самораздражение и механизмы мотивации. Вознаграждающий эффект раздражения. Электрическая активность мозга при самораздражении. Физиологические теории подкрепления и мотивации. Мотивация как механизм выбора реакции. Механизмы самораздражения.

 

Раздел (модуль) 2.

Тема 5. Эмоция как структура поведенческого акта. Функции эмоций. Физиологическое выражение эмоций (уровень тонического напряжения мышц, изменение активности вегетативной нервной системы). Изменение биотоков головного мозга. Анатомический субстрат различия тех или иных эмоций (гипоталамус, поясная извилина, миндалина, лобная и височная кора головного мозга).

Тема 6. Функциональные состояния организма.

1. Функциональное состояние в структуре поведения. Оптимальное функциональное состояние. Фоновая активность ЦНС. Уровень бодрствования. Модулирующие системы мозга и механизмы регуляции функционального состояния. Физиологические реакции, используемые для оценки функционального состояния (уровень двигательной активности, характеристика дыхательной системы, КГР, АД, ЧСС, расширение и сужение кровеносных сосудов).

2. Сон. ЭЭГ-стадии сна. Гипнотические стадии перехода от бодрствования ко сну. Поведенческие проявления стадий медленного и быстрого сна (БДГ, расслабление мускулатуры, изменение функций вегетативных органов). Роль различных структур мозга в возникновении парадоксального сна. Психическая деятельность человека во время сна. Значение сна.

3. Стресс. Биологическая функция стресса. Воздействия, вызывающие стресс. Общий адаптационный синдром и его стадии. Участие симпатико-адреналовой системы.

Тема 7. Специализация человеческого мозга. Синдром лобных долей. Теории функций лобных долей. Повреждения лобных долей у человека. Язык и доминантность полушарий. Нарушения речи при повреждениях мозга. Афазии и их кортикальная локализация. Доминантность полушарий и ведущая рука.

Тема 8. Физиологические механизмы внимания. Периферическая сенсорная блокада и внимание. Реакция активации вызванных потенциалов. Привыкание. Электрофизиологические сдвиги. Восприятие в отсутствии внимания. Участие ретикулярной формации ствола мозга.

 

Тема 9. Нейрофизиологические основы памяти и обучения.

1. Память и обучение как основа индивидуального адаптивного поведения. Генотипическая и фенотипическая память, как единство с процессом обучения. Схема уровней памяти. Кратковременная и долговременная память. Гипотезы о механизме кратковременной памяти (реверберации, одномоментного обучения). Структурно-функциональные основы памяти (гиппокамп, фронтальная кора, таламокортикальная система). Нарушение памяти у человека и явление консолидации.

2. Теории обучения. Физиологические основы обучения. Влияние на обучение повреждений мозга. Электрофизиологические исследования обучения. Изменения активности гиппокампа при обучении. Активность отдельных нейронов в процессе обучения (моторная и соматомоторная области коры).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал