Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел (модуль) 2.






1. 1.Эмоции как структура поведенческого акта. Функции. Участие различных отделов головного мозга.

2. 2.Функциональное состояние организма в период бодрствования. Активирующие системы мозга.

3. 3.Сон. Поведенческие проявления медленного и быстрого сна.

4. 4.Роль различных структур мозга в возникновении парадоксального сна.

5. 5.Специализация человеческого мозга.

6. 6.Язык и доминантность полушарий.

7. 7.Физиологические механизмы внимания.

8. 8.Нейрофизиологические основы памяти.

9. 9.Нейрофизиологические основы обучения.

10. 10.Влияние на обучения повреждений мозга.

 

6. Требования к рейтинг – контролю

Отчетность по теоретическому курсу:

На протяжении первого триместра знания студентов оцениваются в два этапа: на 7-й и 14-й неделях учебного процесса. Ответы студентов оцениваются из 60 баллов.

На этапе 1 – письменный коллоквиум из 30 баллов.

На этапе 2 – письменный коллоквиум из 30 баллов.

Результат коллоквиума по самостоятельной работе оценивается на 2-м этапе – из 20 баллов.

Неявка студента на коллоквиум по неуважительной причине оценивается в 0 баллов.

Повторная сдача материала не разрешается. Студенты, пропустившие по уважительной причине, документально подтвержденной, допускаются к коллоквиуму по направлению деканата.

Для получения зачета студент должен выполнить все работы и набрать не менее 50 баллов. Студент, не набравший 50 баллов, сдает теоретический зачет в последнюю неделю фактического завершения занятий (см. п. 6).

 

7. Раздаточный материал: наглядные пособия, таблицы, атлас «Нормальная физиология».

Кинофильм. Учебный фильм «Механизмы произвольных движений человека».

 

 

Приложение.

Основные понятия в физиологии ВНД

(в помощь студентам при самостоятельной работе).

1. Высшая нервная деятельность – сложная форма жизнедеятельности, обеспечивающая индивидуальное поведение, приспособление человека и животных к изменяющимся условиям среды. В основе ВНД лежит взаимодействие врожденных безусловных и приобретаемых в процессе онтогенеза условных рефлексов.

2. Понятие ВНД введено И.П.Павловым как противопоставление понятию “низшая нервная деятельность”. “…деятельность больших полушарий с ближайшей подкоркой, деятельность, обеспечивающую нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру, законно называть вместо прежнего термина “психической” – высшей нервной деятельностью, внешним поведением животного, противопоставляя ей деятельность дальнейших отделов головного и спинного мозга, заведующих главнейшим образом соотношениями и интеграцией частей организма между собой под названием низшей нервной деятельности”. (И.П.Павлов “Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения животного” 1938, стр.605).

3. Предмет физиологии ВНД – объективное изучение условных рефлексов, вскрытие общих закономерностей их образования и изменчивости, частных проявлений в жизни человека и животных, и, в первую очередь, поведенческих приспособительных реакций.

4. Поведение – совокупность двигательных актов организма, возникающих в ходе взаимодействия с внешней средой и направленных на удовлетворение доминирующей у организма потребности. Поведение имеет адаптивное значение и является важным фактором эволюции вида.

5. Поведение особи – это прежде всего генетически детерминированная видоспецифическая программа, а также лабильная система конкретных адаптаций к меняющимся условиям среды обитания данной особи.

6. Наследственно-закрепленные формы поведения (безусловные рефлексы и инстинкты) лежат в основе приспособительных поведенческих реакций, проявляющихся без предварительного научения. Они постоянны и неизменны для каждого вида, класса или типа животных и включают четко очерченную врожденную программу поведения, приспособленную к определенным условиям жизни вида.

7. Инстинкт – врожденная, строго постоянная специфическая для каждого вида форма приспособительного поведения, побуждаемая основными биологическими потребностями в организме и специфическими (“ключевыми”) раздражителями внешней среды.

8. Этология – наука, изучающая преимущественно видоспецифические формы поведения в естественных условиях обитания животных, т.е. инстинктивные движения.

9. По происхождению инстинкты можно разделить на 3 группы:

10. инстинкты, происхождение которых связано с изменениями внутренней и внешней среды организма. Это – гомеостатические (пищевой, питьевой и др. направленные на сохранение внутренней среды организма); инстинкт отдыха и сна; половой инстинкт, строительный (строительство нор, берлоги, гнезд, плотин у бобров); инстинкт миграции рыб во время нереста – связан и с влиянием внешней среды.

11. Инстинкты, связанные только с изменениями внешней среды: инстинкт самосохранения (избавление и избегание от нападения, неблагоприятных воздействий окружающей среды); территориальный инстинкт (поведение) – мечение территории и изгнание со своей территории других особей; инстинкты лидерства и подражания (имитации); инстинкт зимней спячки некоторых видов животных; инстинкт перелета птиц.

12. Инстинкты запрограммированные в ЦНС; санитарный инстинкт (гнездо, берлогу, собственную шерсть содержать в чистоте); родительский инстинкт (воспроизведение и охрана потомства); игровой инстинкт и движений; инстинкт свободы и исследовательский.

13. В инстинктивном поведении выделяют 2 фазы: поисковое (подготовительное) и завершающее поведение. Поисковая фаза наиболее пластичная, изменчивая часть инстинктивного поведения, а завершающая – наиболее стабильная, генетически фиксированная. Инстинкты передаются по наследству.

14. Основные положения современной этологической концепции инстинктивного поведения. Инстинктивное поведение состоит из “комплексов фиксированных действий” (КФД), одинаковых у всех особей данного вида, стереотипных по последовательности и форме исполнения двигательных актов. Под действием внутренних и внешних факторов (гормоны желез внутренней секреции, состояния внутренней среды, температуры) в нервных центрах накапливается “специфическая энергия действия”. Она вызывает поисковое поведение, направленное на удовлетворение определенных побуждений (голода, жажды, половой потребности и т.д.), но ЦНС блокирует КФД. Блок снимается “ключевыми” или знаковыми раздражителями, высвобождающими “врожденный пусковой механизм”. Доминирующая потребность и возникшая на ее основе мотивация повышают чувствительность сенсорных систем, избирательно настроенных на внешние стимулы, адекватные данной потребности. При появлении таких стимулов происходит запуск определенного стереотипного рефлекторного акта.

15. Ключевыми раздражителями для животных являются другие животные, а также пространственные отношения, магнитное поле земли, положение солнца и звезд.

16. Жизнедеятельность организма в постоянно меняющейся внешней среде включает широкий спектр индивидуальных поведенческих адаптаций. Индивидуальный опыт приобретается различными путями в основе которых лежит общая способность живых организмов к обучению, что возможно благодаря важнейшему свойству организма сохранять на какой-то срок элементы обучения, т.е. свойствам памяти. Под обучением понимается процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта.

17. Неассоциативное (облигатное) обучение обусловлено набором средовых факторов и не требует непременного совпадения (ассоциации) внешних сигналов с той или иной целостной деятельностью организма (суммационная реакция, привыкание, импринтинг, подражание).

18. Ассоциативное (факультативное) обучение – активный процесс формирования собственной среды путем извлечения для себя функциональных составляющих, значимых для выполнения тех или иных актов поведения (классический условный рефлекс и инструментальный условный рефлекс).

19. Когнитивное обучение основано на формировании функциональной структуры среды, т.е. на извлечении законов связей между отдельными ее компонентами.

20. Образное (психонервное) поведение интегрирует элементы внешней среды в одно целое переживание, воспроизводящее целостный образ, который через ориентировочную реакцию направляет поведение животного. Пример – латентное обучение у высших позвоночных животных при первом восприятии положения пищи. Создается образ и конкретное представление и ее местоположении в среде. Оно запоминается и используется каждый раз, когда животное снова попадает в эту камеру, будучи голодным, и сразу же идет к кормушке.

21. Элементарная рассудочная деятельность – использование предварительно воспринятой тактики изменений в среде для построения стратегии своего будущего поведения. Способность животного к экстраполяции (улавливание направления движения объекта) может рассматриваться как одно из элементарных проявлений рассудочной деятельности животных. Животное использует предварительно воспринятую тактику изменений в среде для построения логики своего будущего поведения. (Л.В. Крушинский)

22. К ассоциативному обучению относится условно-рефлекторное поведение, которое формируется в условиях совпадения действия индифферентного по отношению к рефлекторной реакции раздражителя и привычного раздражителя вызывающего безусловно-рефлекторный ответ.

23. Открыл условный рефлекс и разработал правила и методику выработки условных рефлексов И.П. Павлов (1849–1936). Правила выработки условных рефлексов:

24. обязательное подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем;

25. первым должен включаться условный (слабый) сигнал, а затем подкрепляющий (безусловный);

26. отсутствие посторонних раздражителей;

27. определенная степень возбудимости корковых нейронов;

28. оптимальная сила условного сигнала.

29. Условный рефлекс – приспособительная деятельность организма, осуществляемая высшими для данного животного отделами ЦНС, путем образования условной временной связи между сигнальным раздражителем и сигнализируемой реакцией. Приобретается в процессе онтогенеза и последующей жизни животных и человека.

30. Физиологическую основу условного рефлекса составляет процесс замыкания условной временной связи между корковым центром условного сигнала и корковым представительством безусловного рефлекса, что определяется совокупностью ультраструктурных, нейрофизиологических, биохимических, биофизических изменений в нейронах головного мозга, которые формируют определенные взаимоотношения между различными мозговыми образованиями. Механизмы памяти фиксируют этим взаимоотношения, обеспечивая их функцию и воспроизведение.

31. Для успешного замыкания условной временной связи в коре больших полушарий головного мозга необходимы процессы возбуждения в нейронах, воспринимающих условный и безусловный раздражители и торможение тех корковых нейронов, которые могут препятствовать этому процессу.

32. Торможение условных рефлексов И.П. Павлов классифицировал на внешние (безусловные) и внутренние (условные), которые вызывают уменьшение условно-рефлекторной реакции или полностью угнетают ее.

33. Если внешнее торможение возникает сразу при действии постороннего раздражителя, то виды внутреннего торможения вырабатываются постепенно при соблюдении главного условия – отмена подкрепления. Это приводит к тому, что ранее положительный условный сигнал становится отрицательным, не вызывающим реакцию животного.

34. Биологическое значение торможения состоит в приведении условных рефлексов животного в соответствие с конкретными условиями в данной ситуации.

35. Нормальная работа высших отделов головного мозга, обеспечивающая поведенческие реакции животных и человека, типологические особенности ВНД, состояния бодрствования и сна, интегративная деятельность, связаны с взаимодействием двух нервных процессов – возбуждения и торможения.

36. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения осуществляется благодаря трем закономерностям: иррадиации (распространения) процессов возбуждения и торможения на соседние центры; концентрации (сосредоточение) этих процессов в исходном центре и взаимной индукции, т.е. наведению противоположных процессов.

37. Функциональная мозаика коры – распределение в коре возбужденных и заторможенных нейронов, которые в результате иррадиации и взаимной индукции постоянно меняют свой знак (+или-), но при этом ни одного нейрона не оказывается находящимся в состоянии покоя.

38. Важным свойством корковых нейронов является способность однотипно реагировать на однотипные изменения окружающей среды, что лежит в основе системности в работе головного мозга.

39. Динамический стереотип – система безусловных и условных рефлексов, объединенных в единый функциональный комплекс, который вырабатывается на стереотипно повторяющиеся стимулы окружающей среды. Лежит в основе привычек.

40. Основными свойствами нервной системы являются длительное хранение информации о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также использование этой информации для построения текущего поведения. Эти свойства легли в основу формирования неврологической памяти.

41. Память – это хранение и извлечение информации о прошлом опыте, представляющий механизм, с помощью которого прошлый опыт накапливается и может становиться источником новых адаптивных изменений поведения.

42. Память классифицируется на следующие виды: биологическая (генетическая, иммунологическая) и неврологическая в виде гено- и фенотипической, чувственно-образная (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, моторная), словесно-логическая, произвольная и непроизвольная, эмоциональная.

43. Временная организация памяти характеризуется различной длительностью хранения следа памяти (энграммы) о каком-либо событии, факте, чувственном переживании. По длительности хранения следа информации различные авторы выделяют несколько вариантов памяти.

44. Первым этапом отмечается сенсорная (иконическая, эхоическая) память с более коротким периодом удержания информации в виде сенсорных следов (образов), оставленных только что действующим стимулом. Емкость иконической памяти около 9 элементов при удержания следа от зрительного стимула 250 мс. Сенсорное хранилище выполняет важную функцию, так как дает возможность отбирать из него для дальнейшей обработки и хранения только существенную информацию.

45. Кратковременная (первичная) память следующий этап формирования энграмм. Её существование во времени ограничено секундами и минутами. След в КП лабилен, неустойчив, так как подвержен сильным воздействиям со стороны амнестических факторов: электрошок, травма головы, инсульт и др. Объем информации 7±2 единицы. Чтобы удержать какую-нибудь информацию нужно постоянно ее повторять. Забывание возникает при стирании более поздних следов новыми раздражителями.

46. В качестве механизма КП большинство ученых рассматривают многократное циркулирование импульсов (реверберация) по замкнутой цепочке нейронов в коре и подкорковых структурах, а также некоторые изменения клеточной мембраны нейронов.

47. Долговременная память (вторичная и третичная) следующий этап формирования следа памяти, который приведет его в устойчивое состояние. Энграмма устойчива, не подвержена действию амнестических факторов, время хранения неограниченно, так же как и объем информации. Забывание возникает при длительном неиспользовании информации.

48. В качестве механизма ДП рассматриваются устойчивые изменения нейронов на клеточном, молекулярном и синаптическом уровнях.

49. Процесс перехода КП в ДП называется процессом консолидации памяти.

50. Условиями для консолидации памяти являются такие особенности информации как значимость, повторяемость, эмоциональная окраска.

51. В памяти выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, включающего узнавание, воспоминание, припоминание и забывание неиспользованной информации.

52. Последовательность запоминания:

53. запечатление различных сенсорных признаков, точнее некоторых из них, т.е. производится определенный отбор, перевод сигнала на уровень иконической памяти и превращение их в кратковременные образы;

54. процесс образования кратковременной памяти, что проявляется в выборе соответствующего образа из многих возможных (переработка или кодирование полученных сигналов;

55. Сложное кодирование следов и включение их в многомерную систему категорий, из которых субъект каждый раз должен производить выбор соответствующей системы необходимым условием является оптимальный тонус коры и ближайшей подкорки, т.е. состояние полного бодрствования, таким образом, по своей структуре процесс запоминания опирается у человека на целую систему совместно работающих аппаратов мозговой коры и нижележащих образований, и каждый из этих аппаратов вносит свой специфический вклад в организацию мнестических процессов.

56. Запоминание может быть непроизвольным, случайным и произвольным, когда перед субъектом стоит задача – направление внимания и отбор запоминаемого материала.

57. Забывание, т.е. трудность актуализации нужных следов по современным представлениям, является в значительной мере следствием влияния побочных, интерферирующих воздействий, тормозящих нормальное воспроизведение ранее запечатленных следов.

58. Нейрофизиологический механизм иконической памяти заключается в возникновении следовых процессов на базе рецепторного потенциала мембраны рецепторной клетки.

59. Физико-химическая энграмма иконической памяти отличается высокой информативностью, полнотой признаков и высокой скоростью стирания следов.

60. Основу биологической и социальной жизнедеятельности людей составляют постоянно возникающие потребности в пище, информации, общении.

61. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей называют мотивациями.

62. Эмоции – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение.

63. Эмоции у человека имеют 2 выражения – внутреннее в виде чувства радости, горя, отвращения, наслаждения, ненависти, гнева и др., т.е. субъективное состояние и внешнее – в виде сопровождающих эти чувства мимико-жестикулярных, голосовых и вегетативных реакций (изменения АД, ЧСС, скорости кровотока, дыхания, потоотделения, просвета кожных капилляров и др.).

64. Биологическое значение эмоционального состояния состоит в том, что оно позволяет животному и человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, а также возможность ее удовлетворения в результате уже совершенных когда-то действий.

65. Эмоции определяются мотивациями (побуждениями) – голода, жажды, полового влечения, они связаны с возникновением и удовлетворением потребностей организма и при благоприятной внешней ситуации приводят к реализации целенаправленного поведения.

66. Общепринято деление эмоций на отрицательные эмоции, отражающие неудовольствие и положительные, отражающие удовольствие (положительные чувства).

67. Отрицательные эмоции ощущаются человеком в форме недовольства собой или средой обитания в форме обиды, гнева, страха. Они сигнализируют об удалении момента удовлетворения потребности или невозможности ее удовлетворения.

68. Положительные эмоции ощущаются в виде радости, довольства собой, блаженства, часто сопровождают момент удовлетворения потребности или только приближение удовлетворения потребности (чувство предвкушения).

69. Эмоции выполняют важные функции: отражательную (оценочную), подкрепляющую, переключательную и коммуникативную, которые адаптируют поведение животных и человека к условиям среды, обеспечивая восприятие раздражителей, определяют их значимость для достижения цели – удовлетворения потребности.

70. Активность животных и человека, способность к восприятию раздражителей, адекватные реакции на них, мышечная активность, интегративная деятельность мозга определяется функциональным состоянием их центральной нервной системы, органов и систем органов, которое подвержено ритмическим колебаниям.

71. Наиболее показательные колебания функционального состояния проявляются в циркадном (околосуточном) цикле “бодрствование-сон”.

72. Состояние бодрствования характеризуется высокой активностью скелетных мышц, органов чувств, систем организма, поддерживающих высокий уровень обмена веществ, способностью головного мозга к интегративной деятельности, а у человека – наличием сознания.

73. Регулирование уровня бодрствования осуществляется модулирующими системами мозга и в первую очередь, восходящими тонизирующими влияниями ретикулярной формации ствола мозга.

74. Сон – это особое состояние центральной нервной системы, противоположное состоянию бодрствования, имеющее свои собственные механизмы и функциональное значение.

75. Согласно современным представлениям сон рассматривается как фаза циркадного цикла, активное состояние, способствующее восстановлению работоспособности и переводу информации из КП в ДП.

76. Сон является необходимой потребностью организма, так же как потребность в пище, воде, свежем воздухе. Лишение животного сна приводит его к гибели.

77. Существуют различные теории причин наступления сна: сосудистая (Моссо и др.), ядов сна – гипнотоксинов (Лежандр, Пьерон), центра сна (Гесс), корковая теория (Павлов), корково-подкорковая (Анохин).

78. У животных и человека регистрируются 2 фазы сна: медленный (ортодоксальный) и быстрый (парадоксальный), сменяющие друг друга на протяжении всего сна. Ночной сон человека состоит, таким образом, из 4-5 циклов, каждый из которых начинается медленным сном.

79. Различают следующие виды сна: нормальный физиологический, который может быть у человека монофазным, а у животных полифазным, т. е. многократным; фармакологический и условнорефлекторный (применяют в лечебных целях); патологический (сомнамбулизм или лунатизм, летаргический, нарколепсия и др.); наркотический.

80. Медленный и быстрый сон отличаются по суммарной электрической активности головного мозга (ЭЭГ), двигательной активности глаз (БДГ) и многочисленным вегетативным показателям (частота сердечных сокращений и дыхания, электрическому сопротивлению кожи и др.).

81. Фазам сна соответствуют определенные изменения ЭЭГ. Так медленный сон сопровождают 4 стадии изменения электрической активности, возникающие в 4 стадии засыпания или наступления сна у человека, они отличаются и по глубине. Если в период расслабленного бодрствования основным ритмом на ЭЭГ является a-ритм, то в первую стадию засыпания (дремотное состояние) он исчезает и сменяется низкоамплитудными колебаниями различной частоты. Во второй стадии (поверхностный сон) появляются веретенообразный ритм – 14-18 колебаний в секунду (сонные веретена). В это время происходит отключение сознание. Третья и четвертая стадии объединяются под названием дельта-сна. На ЭЭГ преобладают высокоамплитудные медленные дельта-волны с частотой колебаний 1-4 Гц, амплитуда сотни мкВ (глубокий сон). 5 стадия в цикле сна характеризуется сменой a-ритма на b-ритм (быстрый сон).

82. Продолжительность этих стадий медленного и быстрого сна: 1 стадия занимает 5-10% времени сна; 2 стадия – 40-50%; дельта-сон – 20-25%; быстрый сон 17-25%. Таким образом, существует соответствие стадий сна и активности ЭЭГ. a-ритм частота 8-13 Гц, амплитуда 50-100 мкВ, преобладает при расслабленном бодрствовании и монотонной работе; b-ритм, частота колебаний 14-30 Гц, амплитуда 5-30 мкВ – (смена a-ритма на b-ритм, т.е. десинхронизация) преобладает при условном возбуждении и интенсивной деятельности и во время парадоксального сна. Тета-ритм (q), частота 4-8 Гц, амплитуда 20-100 мкВ, наиболее выражен в гиппокампе. Связан с поисковым поведением, усиливается при эмоциональном напряжении. Дельта-ритм возникает при естественном и наркотическом сне; гамма-ритм наблюдается при решении задач, требующих максимального сосредоточения внимания и при обучении.

83. Медленный и быстрый сон характеризуется не только ритмами ЭЭГ, но и ритмичным изменением деятельности внутренних органов и двигательной активности.

84. В состоянии медленного сна у спящего человека снижается мышечный тонус, становятся регулярными и урежаются дыхание и пульс, понижается температура (в среднем на 0, 50С) отсутствуют движения глаз.

85. Быстрый сон сопровождается усилением мозговой активности, возникают быстрые движения глазных яблок при закрытых веках, мышечные подергивания в отдельных группах мышц, резкое изменение частоты сердечных сокращений (от тахикардии к брадикардии) и дыхания, подъем и падение АД, именно в этой стадии возможна большая часть запоминающихся сновидений.

86. В онтогенезе человека меняются соотношение фаз сна. У новорожденного фаза парадоксального сна составляет 50% времени суток, по мере взросления продолжительность парадоксального сна снижается и достигает у взрослого человека 20-25%.

87. В течение ночи у человека отмечается 4-5 циклов парадоксального сна, длительностью около 20 мин каждый, в течение которых человек видит сновидения и это занимает от 1 до 2 часов ночного сна.

88. Сновидения возникают у каждого спящего человека и многократно в течение ночного сна, но помнит и может рассказать содержание только того сновидения, которое он видел перед пробуждением.

89. Лишение человека возможности спать быстрым сном (депривация стадии быстрого сна) приводит к нарушению восприятия раздражителей в бодрствующем состоянии, невротическим проявлениям (галлюцинации, тревожное состояние), что свидетельствует о большом значении этой фазы сна для человека.

90. Сновидения возникающие во сне – это образные представления и воспринимаемые как реальная действительность. У зрячих людей и людей рожденными зрячими и ослепшими в последующей жизни сновидения разыгрываются в зрительной сфере. У слепорожденных – возникают сноощущения на базе слуховой, вкусовой, обонятельной сенсорной системы.

91. Сновидения – следствие жизненного опыта человека, отражение событий, происшедших с ним ранее. И.М. Сеченов не случайно называл их “небывалыми комбинациями бывалых впечатлений”.

92. Сновидения детерминированы, так как любое воздействие в состоянии сна может послужить поводом для развертывания целостной картины сновидений.

93. Результаты многочисленных исследований позволяют предполагать, что одной из основных функций сновидений являются “эмоциональная стабилизация”.

94. Наиболее часто рассматриваемая гипотеза-предположение, что сновидения выполняют функцию психологической защиты, так как в сновидениях используется образное мышление для решения конфликтных проблем, которые не удается решить во время бодрствования, а также сновидения сигнализируют о нарушениях в организме на 1-3 месяца раньше их появления.

95. Эксперименты по выявлению структур мозга, участвующих в механизме медленного и быстрого сна показали, что структуры, ответственные за медленный сон находятся в каудальной части мозгового ствола, а двигательные и ЭЭГ-проявления фазы быстрого сна связаны с активацией структур в области моста.

96. Гипноз – это психологическое состояние человека связанное с особым изменением сознания, при котором неосознанные психические процессы, вызванные гипнотическим внушением, становятся максимально управляемыми гипнотизером и доминирующими в поведении загипнотизированного, который перестает ощущать себя как личность. Такое состояние человека называют трансом. Обычно выделяют 4 стадии гипноза:

97. Стадия гипноидности, которая сопровождается психическим и мышечным расслаблением и закрыванием глаз.

98. Стадия легкого транса (каталепсия конечностей) – еще большее расслабление скелетных мышц и конечности могут длительное время находиться в необычном положении.

99. Стадия среднего транса, когда возникает амнезия, изменения личности, возможны простые негипнотические внушения.

100. Стадия глубокого транса, которая характеризуется снохождением (сомнамбулизм) и разнообразными, фантастическими внушениями.

101. И.П. Павлов рассматривал гипноз как частичный сон. Гипнотическое воздействие создает в коре головного мозга разлитое торможение со строго ограниченным очагом концентрированного очага возбуждения (“сторожевой пункт” по Павлову) или зону “раппорта”, через нее загипнотизированный избирательно воспринимает лишь слова гипнотизера который словесным воздействием может влиять на вторую сигнальную систему, на подкорку, на многие функции организма. Следовательно раппорт может возникнуть и в первой сигнальной системе.

102. Для того чтобы перевести человека в состояние гипноза необходимо установить словесный контакт с испытуемым (раппорт), который должен поддерживаться на протяжении всего сеанса гипноза. Если такой контакт нарушается, то гипноз переходит в обычный сон. Таким образом, основным условием для перехода человека в состояние гипноза является словесное внушение.

103. Внушение – это подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Внушение содержится в любом общении людей. Любая речь – это внушение, действенное или нет в зависимости от таланта говорящего и готовности слушающего поверить этому. Внушением можно назвать всякое информационное воздействие на личность помимо сознательного контроля разума у нее.

104. Сопутствующее внушению понятие – внушаемость характеризуется тем, в какой степени человек обладает врожденным механизмом податливости к внушению, т.е. гипнабельность человека, которая определяется полом, возрастом и нервно-психическим статусом испытуемых.

105. Во время гипноза существенно меняется высшая нервная деятельность. Это касается функций сенсорных систем, когда можно внушить отсутствие слуха, зрения, осязания и даже боли, можно получить извращенные реакции (иллюзии) на вкусовые или обонятельные раздражения, вызвать галлюцинации – положительные, т.е. восприятие несуществующих предметов и явлений, или выключить из восприятия определенные предметы (отрицательные галлюцинации).

106. При гипнозе изменяется состояние коры больших полушарий головного мозга, которое меняет соотношение между первой и второй сигнальными системами, что проявляется в снижении контроля второй сигнальной системы над первой и облегчается воспроизведение пережитых состояний и зрительных образов, вплоть до видимых морфологических изменений в тканях (например волдырь при внушении ожога, гематомы от мнимого ушиба и т.п.) при этом воспроизводимые функциональные изменения всегда адекватны ранее перенесенным реальным воздействиям.

107. В состоянии глубокого гипноза (транса) можно внушить другой возраст загипнотизированному (регрессия возраста). При этом у него восстанавливаются особенности памяти, речи, почерка, характерные для его детства, меняется выразительность речи, темпа и содержание мышления.

108. Гипнотику, т.е. человеку пребывающему в состоянии гипноза, можно внушить различные эмоциональные состояния, воздействовать на интеллектуальные, моральные и этические чувства, на сферу его внимания, но нельзя изменить личность человека, вопреки его убеждениям (социальным и индивидуальным).

109. Даже в случае глубокого гипнотического транса испытуемого невозможно заставить совершать действия, которые не согласуются с его мировоззрением, моральными ценностями, личными установками. Это свидетельствует о сохранении контроля над гипнотической ситуацией со стороны гипнотизируемого.

110. Гипноз применяют в медицине, используя его при многих функциональных расстройствах центральной нервной системы (неврастении, истерии, фобиях, психостении), при нарушениях сна, вызванных различными причинами на фоне общего невроза и для улучшения состояния больного при терапевтических заболеваниях.

111. Тип высшей нервной деятельности – совокупность врожденных (генотип) и приобретенных особенностей нервной системы, отражающаяся на характере взаимодействия организма с окружающей средой и функциях организма.

112. В основу классификации типов ВНД И.П. Павлов положил свойства тормозного и возбудительного процессов. Были выделены три свойства этих нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность.

113. Под силой нервных процессов понималась способность корковых нейронов отвечать на сильные и чрезвычайно сильные раздражители. Об уравновешенности нервных процессов судили по равенству силы процессов возбуждения и торможения. Подвижность определяли по способности корковых клеток быстро в различных условиях окружающей среды “уступать место” одному процессу перед другим, т.е. возбуждению перед торможению и наоборот.

114. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы позволили выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим факторам.

115. 1 тип – слабый тип нервной системы, характерный для трусливых собак, у которых перенапряжение возбудительного процесса приводило к запредельному торможению. Процесс торможения то же слабый. Работоспособность нервной системы низкая.

116. 2 тип – сильный, неуравновешенный, безудержный тип, животные с сильным возбудительным нервным процессом. Положительные рефлексы образуются быстро, а тормозные образуются медленно и не бывают полными (например дифференцировочные, условный тормоз) поэтому быстро растормаживаются. Животные агрессивные, возбудимые.

117. 3 тип – собаки с сильным, уравновешенным, подвижным типом ВНД. Животные реактивны и подвижны. Переделка положительных условных рефлексов в отрицательные, и наоборот, протекают у них быстро. Легко вырабатывается запаздывающий рефлекс и переделывается динамический стереотип. Собаки живые, легко привыкающие к новой обстановке, в однообразной обстановке засыпают.

118. 4 тип – собаки, обладающие сильным, уравновешенным и инертным типом ВНД. У таких животных с большим трудом происходит переделка сигнального значения условного раздражителя. Такие животные характеризуются отличной работоспособностью корковых нейронов, а также сбалансированностью процессов возбуждения и торможения. Их трудно вывести из равновесия, они с трудом изменяют свои реакции при изменении значения условного сигнала, т.е. они инертны.

119. Гиппократ (V в до н.э.) выделил четыре темперамента людей. Его представления основывались на признании 4 Элементов или стихий природы: воздуха, воды, огня и земли. Соответственно и в организме человека различали 4 основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы (кровь, лимфа, желтая желчь и черная желчь). Комбинация этих материй и определяет особенности поведения человека. Гиппократ считал, что уровень жизнедеятельности человека зависит от этих четырех жидкостей. Смесь этих жидкостей определяет индивидуальное своеобразие каждого организма. В переводе с греческого на латинский слово “смесь” звучит как “temperamentum”, отсюда и классификация темпераментов. Основные типы темпераментов получили названия по тем жидкостям, которые преобладают у человека: сангвинический связан с преобладанием крови (sanguis), холерический – преобладание желчи (chole), меланхолический – черной желчи (melanos+chole), флегматический – лимфы (слизи)(phlegma). Каждый темперамент характеризуется уровнем психической и эмоциональной активности, подвижностью. Сангвиник – человек решительный, энергичный, быстро возбудимый, подвижен, впечатлителен, с ярким внешним выражением эмоций и легкой сменой их. Флегматик – спокойный, медлительный, со слабым проявлением чувств, трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Холерик – вспыльчивый, с высоким уровнем активности, раздражительный, энергичный, с сильными, быстро возникающими эмоциями, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике. Меланхолик имеет низкий уровень нервно-психической активности, унылый, тоскливый, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительный, склонный к мрачным мыслям и с угнетенным настроением, замкнут, пуглив.

120. И.П.Павлов показал соответствие между темпераментами по Гиппократу и типами высшей нервной деятельности: слабый тип соответствует – меланхолику, сильный неуравновешенный – холерику, сильный уравновешенный, живой – сангвинику, сильный уравновешенный инертный – флегматику.

121. Для определения типов ВНД собак в Павловской лаборатории был разработан стандарт испытаний (большой и малый стандарты). Большой стандарт около 2-х лет, малый 5-6 месяцев.

122. Типы ВНД – совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, что в значительной степени определяет характер взаимодействия организма с окружающей средой, при этом соотношение врожденного и приобретенного может меняться в зависимости от условий и взаимодействия организма со средой.

123. В необычных, экстремальных условиях на первый план в поведении животных и человека выступают преимущественно врожденные механизмы высшей нервной деятельности, которые обладают разными адаптивными способностями и устойчивостью к невротизирующим агентам, вызывающим неврозы или “срывы высшей нервной деятельности” (И.П. Павлов).

124. Неврозы – это обратимые, т.е. функциональные нервно-психические расстройства, характеризующиеся специфическими эмоционально-аффективными и нейро-вегетативно-соматическими нарушениями. Иными словами, это патологическая, чаще всего избирательная реакция личности на нарушения в микро-социально-психологических отношениях с окружающими людьми.

125. Большинство отечественных авторов выделяют 3 формы неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний.

126. Большой вклад в разработку учения о причинах развития неврозов у человека внесли И.П. Павлов и его ученики при изучении экспериментальных неврозов, которые возникали у собак в специальных экспериментах.

127. Начало изучения экспериментальных неврозов было положено опытами сотрудницы И.П. Павлова М.Н. Ерофеевой (1911-1921 г.г.), которая показала возможность выработки условного пищевого рефлекса на сильное электроболевое раздражение. При этом собаки с трудом справлялись с предъявленными задачами, у них наступало состояние, которое проявлялось в том, что они стали бояться обстановки эксперимента, вырывались из станка, неадекватно реагировали на условные сигналы. Это состояние получило название “срыва высшей нервной деятельности” и послужило началу систематическим исследованиям “экспериментальных неврозов”.

128. Нарушение высшей нервной деятельности собаки проходило несколько последовательно сменяющих друг-друга стадий. Первая стадия – “тормозная”, условный рефлекс не проявлялся, был заторможен. На второй стадии – “парадоксальной” – условный рефлекс на слабый раздражитель был больше, чем на сильный. На третьей стадии – “уравнительной” величина условного ответа на слабые и сильные раздражители уравнивалась. На четвертой “промежуточной” исполнение условного рефлекса приближалось к норме.

129. Наводнение в Ленинграде осенью 1924 года, затопившее виварий института экспериментальной медицины вызвало у многих собак срыв высшей нервной деятельности и характер невротических состояний зависел от типа высшей нервной деятельности животного. У возбудимых собак (крайний сильный неуравновешенный тип) срыв происходит в сторону преобладания возбуждения, у собак слабого типа – в сторону торможения.

130. Согласно концепции И.П. Павлова причиной неврозов у собак в эксперименте и у человека может быть перенапряжение возбудительного процесса, перенапряжение тормозного процесса и (или) перенапряжение подвижности нервных процессов.

131. В лаборатории И.П. Павлова перенапряжение возбудительного процесса достигалось применением сверхсильных раздражителей, продолжительным действием положительных раздражителей, применением устрашающих раздражителей. Перенапряжение тормозного процесса вызывали выработкой тонких и сложных дифференцировок, суммацией разных видов внутреннего торможения и т.п., перенапряжение подвижности нервных процессов достигалось переделкой сигнального значения условных раздражителей, что вызывало “сшибку” процессов возбуждения и торможения.

132. Экспериментальные неврозы сопровождаются расстройствами вегетативных функций (повышение кислотности желудочного сока, стойкое повышение АД, периодические язвы на коже и т.д.).

133. При развитии невроза выделяют следующие стадии или этапы:

134. латентный период невроза, наиболее длительный;

135. уравнительная стадия – реакция на положительные и отрицательные раздражители одинаковой силы и направленности;

136. парадоксальная стадия – на слабые раздражители сильный ответ, на сильные раздражители ответа нет;

137. ультрапарадоксальная – извращение реакции на положительный сигнал нет реакции и появление ответа на ранее “-” сигнал;

138. полный невроз – отсутствие реакций на раздражители.

139. Общие закономерности ВНД у животных и человека едины, однако ВНД человека имеет существенные отличия.

140. Для различения ВНД животных и человека И.П. Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем, выражающих различные способы психического отражения действительности.

141. Единственная система у животных и первая сигнальная система у человека обеспечивает отражение действительности в виде непосредственных чувственных образов, т.е. определяет образное мышление у животных и человека.

142. Специфические особенности ВНД человека представлены второй сигнальной системой, которая возникла в результате развития речи как средства общения людей в процессе труда. Развитие речи привело к появлению языка как новой системы отображения мира в обобщенном и символьном виде.

143. Осознания, эмоции и понятия формируются у человека при участии второй сигнальной системы.

144. Вторая сигнальная система охватывает все виды символизации. Она использует не только речевые знаки, но и самые различные средства, включая музыкальные звуки, рисунки, математические символы, художественные образы, а также производные от речи и тесно с ней связанные реакции человека, например, мимико-жестикуляционные и эмоциональные голосовые реакции, обобщенные образы, возникающие на основе абстрактных понятий и т.п.

145. Речь – это одна из форм использования языка. Она может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней, с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям, устной и письменной.

146. Сигналами второй сигнальной системы являются слова, с помощью которых осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятиям и представлениям второй сигнальной системы. Основной функцией слова является его обозначающая роль, т.е. слово обозначает предмет, действие, качество или отношение, т.е. “предметную отнесенность”.

147. Речь выполняет важные функции. Основными функциями являются: коммуникативная, которая обеспечивает общение между людьми с помощью языка; регулирующая, которая реализует себя в высших психических функциях – сознательных формах психической деятельности, в первую очередь в развитии волевого, произвольного движения и программирующая функции речи, которая выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию, осуществляемое с помощью внутренней речи.

148. Клинические данные, полученные при изучении поражений мозга, позволили выявить те критические структуры коры, которые важны для способности говорить и понимать речь. Выделяют две группы структур мозга с различными функциями речевой деятельности. Их поражение вызывают нарушения речи или афазии. Это передние и задние отделы коры левого полушария.

149. К передним отделам речевых зон коры относится центр Брока, расположенный в нижних отделах третьей лобной извилины, у большинства людей в левом полушарии. Эта зона контролирует осуществление речевых функций. Ее поражение вызывает эфферентную моторную афазию, при которой страдает собственная речь больного, а понимание чужой речи в основном сохраняется. Больные с афазией Брока говорят с большим трудом и мало. Поражение другой части передних речевых зон (в нижних отделах премоторной коры) сопровождается динамической афазией, когда больной теряет способность формулировать высказывания, переводить свои мысли в развернутую речь.

150. Центр Вернике относится к задним отделам речевых зон коры. Он расположен в височной доле и обеспечивает понимание речи. При его поражении возникают нарушения фонематического слуха, проявляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). Речь такого больного достаточно беглая, но обычно бессмысленная, так как больной не замечает своих дефектов.

151. Спереди от роландовой (центральной) борозды находится область, ответственная за ритм речи и грамматику – так называемая дополнительная (или добавочная) моторная область. Больные с поражением этой области говорят без интонации, делают большие паузы между словами, путаются в грамматике, пропускают союзы, местоимения, нарушают грамматический порядок слов. Нарушается грамматическая обработка как произносимой, так и слышимой речи.

152. У человека, в отличие от животных, наблюдается функциональная асимметрия полушарий головного мозга (латерализация функций). Подтверждение этого было получено у больных с расщепленным мозгом, в результате рассечения мозолистого тела с целью облегчить эпилептические припадки, не поддающиеся другому консервативному лечению. В результате такой операции каждое полушарие выполняло свои определенные функции, не зависящие от функции другого полушария.

153. С помощью психологических тестов Р.Сперри и его сотрудники пришли к выводу что функции обеих половин мозга существенно различаются. Левое полушарие обеспечивает владение письменной и устной речью, и речевые центры располагаются в левом полушарии у всех правшей и у 95% левшей. Эти исследования позволили заключить, что левое полушарие воспринимает и обрабатывает преимущественно сигналы второй сигнальной системы (абстрактное мышление). У некоторых левшей речевые центры находятся либо а правом, либо в обоих полушариях. Речевое полушарие – доминантное.

154. Изолированное правое полушарие не обеспечивает речь, но оно способно к зрительному или тактильному распознанию форм и в определенной степени к пониманию речи, больные выполняют услышанные команды, читают простые слова. Таким образом было показано, что правое полушарие воспринимает и обрабатывает преимущественно сигналы первой сигнальной системы (образов, конкретное мышление) правое полушарие более “эмоционально”.

155. Высшая нервная деятельность человека и животных формируется после рождения и обеспечивает индивидуальное приспособление организма к условиям среды.

156. Мыслительная деятельность человека неразрывно связана со второй сигнальной системой.

157. Вторая сигнальная система формируется у ребенка после рождения в процессе образования условных рефлексов на слова, что обуславливает созревание центров понимания речи (центр Вернике) и центры моторной речи (центр Брока).

158. Правильная последовательность этапов развития психики человека – это ощущение, восприятие, представления, интеллект, сознание.

159. Основу психической деятельности составляют системные процессы в мозгу.

160. Информацию о внешней и внутренней среде организм человека и животных получает с помощью сенсорных систем или анализаторов. И.П.Павлов обозначил этим термином системы чувствительных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражители.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка  
I. Зоопсихология.  
Учебная программа лекционного курса  
Рабочая учебная программа  
Список литературы  
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов  
Банк контрольных вопросов по теоретическому курсу  
Требования к рейтинг-контролю  
Раздаточный материал и наглядные пособия  
Приложение 1. Типовые тесты  
Приложение 2. Глоссарий  
II.Основные положения физиологии ВНД  
Учебная программа лекционного курса  
Рабочая учебная программа  
Список литературы  
Примеры тестовых заданий  
Банк контрольных вопросов по теоретическому курсу  
Требования к рейтинг-контролю  
Раздаточный материал и наглядные пособия  
III. Физиологическая психология  
Учебная программа лекционного курса  
Рабочая учебная программа  
Список литературы  
. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов  
Банк контрольных вопросов по теоретическому курсу  
Требования к рейтинг – контролю  
Раздаточный материал и наглядные пособия  
Приложение. Основные понятия в физиологии ВНД  

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.031 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал