Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современный прагматизм






Изложено по книгам:

1. Апресян, Р.Г. Польза / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян // Этика: учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. ‑ М., 2002. ‑ С. 323 ‑ 335.

2. Канке, В.А. Современная этика: учебник / В.А. Канке. ‑ М., 2007. ‑ С. 122.

 

Утилитаризм и прагматизм. На латыни «utilitas» значит «польза, выгода». Во второй половине XVIII ‑ XIX веке сложилась этическая концепция (система этических взглядов), получившая название «утилитаризм». Наиболее последовательное отражение идей утилитаризма содержится в работах английских философов Иеремии Бентама и Джона Стюарта Милля.

Согласно утилитаризму, высшей ценностью для общества и человека является польза. Утилитаристы полагали, что все без исключения люди стремятся к личной выгоде и пользе, ими движет заложенное от природы желание получать удовольствие и избегать страданий. Как человеку получить пользу? Надо выбрать такую линию поведения, которая вела бы к достижению удовольствия с наименьшими потерями.

Развитие идей утилитаристов продолжилось в философии прагматизма. Название направления образовано от греческого слова «pragma», что значит «дело, действие». В 70-е годы XIX ‑ начале ХХ века американские философы Чарльз Пирс, Уильям Джемс и Джон Дьюи разработали этику действия.

Действие ‑ основное понятие прагматизма. Действие ‑ это форма существования человека; оно обладает чертами сознательности и целенаправленности. А предшественник прагматизма ‑ утилитаризм ‑ учил, что главная цель человека ‑ получить удовольствие с наименьшими потерями. Значит, рассуждали прагматисты, нравственными будут такие действия человека, которые принесут пользу, будут успешными и эффективными. Если возникает проблема морального выбора, человек не знает, какое действие ему предпочесть, то он должен выбрать такое действие, которое принесет максимум удовольствия максимальному количеству людей.

В подобном же ключе прагматизм относится и к истине, в том числе, к этической. Сами по себе идеи, мыслительные установки ничего не значат. Критерий истинности морального суждения ‑ проверка действием. Если поступки приносят выгоду, пользу, значит, определившие их установки морального сознания истинны, верны. Нравственность, добродетель хороши, только если делают человека счастливым (то есть довольным, испытывающим наслаждение).

С историко-философской точки зрения, термины «утилитаризм» и «прагматизм» не являются синонимами. Но с нравственно-этической точки зрения «утилитаризм» и «прагматизм» ‑ это синонимы. Так мы и будем употреблять эти слова далее.

Можно четко сформулировать главные принципы утилитаризма (прагматизма).

1. В нравственной жизни надо руководствоваться своими наблюдениями, а не отвлеченными принципами.

2. Необходимо помнить, что поведение человека всегда определяется его мотивами и желаниями. А это означает, что главной целью человека является достижение счастья, максимума наслаждений и удовольствий при минимуме страданий и боли.

3. О поступке человека (социальной группы, государства) необходимо судить по его ПОСЛЕДСТВИЯМ (прагматизм называют также «этикой последствий»), по результату. Одобрение получают такие последствия (результаты), которые приносят максимум удовольствия при минимуме страданий максимальному числу людей.

4. Жизнь необходимо ориентировать на наслаждения высокого качества (духовные наслаждения благотворнее физиологических).

5. Воспитание в себе добродетелей ‑ вот путь к счастливой жизни.

6. Нужно обнаруживать эмпирическим путем правила поведения, и если они ведут к счастью, то следовать им.

7. Человек должен совершенствовать себя, потому что полновесная в нравственном отношении жизнь предполагает многообразие мотивов и желаний.

8. Моральные вопросы, будучи для человека наиважнейшими, нуждаются в глубоком научном осмыслении. Необходимо способствовать их научному пониманию.

Прагматизм (утилитаризм) широко востребован сегодня. Дело в том, что его развитие тесно связано с экономикой, развитием рыночного хозяйства и предпринимательства в широком смысле слова. Именно предпринимательство является такой деятельностью человека, которая ориентирована на достижение полезного результата.

Что такое польза? Польза ‑ это те средства, которые позволяют человеку сохранять и улучшать свое экономическое, социальное, профессиональное положение. Полезно то, что содействует достижению целей, поставленных человеком.

Понятие «польза» употребляется вместе с понятиями «успех» и «эффективность». Успех ‑ это достижение тех результатов, которые были запланированы человеком в качестве цели его действий. Эффективность ‑ это достижение результатов с наименьшими затратами.

Итак, что-либо (средство, слово, поступок, программа действий) признается полезным, если удовлетворяет следующим условиям:

- отвечает чьим-то интересам,

- обеспечивает достижение поставленных целей,

- позволяет достичь результаты, близкие поставленным целям, то есть способствует успешности действий,

- позволяет достичь цели с наименьшими затратами, то есть способствует эффективности действий.

Жизненную стратегию, ориентированную на получение пользы, называют «принципом пользы» или «принципом полезности». Человека, руководствующегося в своей деятельности принципом полезности, называют «прагматиком».

 

Польза не является высшей моральной ценностью. Польза, успех, эффективность, целесообразность относительны. Они могут обнаруживаться и в алчности, потребительстве, эгоизме, с одной стороны, и в предпринимательстве, благодеяниях, ‑ с другой. Польза не равна ни Добру, ни Истине, ни Совершенству.

Прагматизм отрицает нравственные идеалы, считает их оторванными от жизни абстракциями, ненужными человеку. Прагматик не нуждается в ценностях, которые выходили бы за рамки ситуации, в которой он действует. Прагматик проявляет себя в сфере того, что существует в эмпирической действительности, он озабочен решением конкретных задач.

Подобное отношение к жизни явственно показывает фундаментальную разницу между моралью как таковой и пользой, возведенной в жизненный принцип. Мораль помогает преодолевать обособленность людей, их отчужденность друг от друга, она запрещает использовать людей как средства для достижения каких-либо целей, ищет то, что заставляло бы нас преодолевать эгоизм, своекорыстие. Отношения полезности, напротив, построены на том, что люди отчуждены друг от друга, эксплуатируют друг друга, могут употреблять друг друга как средство.

Принцип пользы подвергался и подвергается критике с различных позиций. Философы разных направлений отмечали, что:

- стремление к пользе своекорыстно, чрезмерная забота об успехе ведет к игнорированию обязательств;

- последовательно осуществленный принцип полезности не оставляет места человечности;

- с точки зрения общества, принцип пользы косвенно подпитывает центробежные силы (общество распадается на своекорыстных индивидуумов).

 

Предпринимательство ‑ деятельность, организованная по принципу полезности. Фигура предпринимателя противоречива. С одной стороны, это деловой человек, новатор, самоотверженно отдающийся делу. С другой стороны, предприниматель ‑ это делец, ловчила, видящий в деле лишь средство наживы, источник приобретательства.

Предпринимательство требует от человека инициативности, решительности, мобильности, готовности идти на риск.

Если какая-то форма общественной жизни мешает предпринимательству, оно ломает преграды, заставляет общество преобразовываться. В то же время предпринимательство создает много нового (производит товары и услуги, поощряет развитие науки и техники, влияет на принятие новых законов). Конечно, и разрушают, и созидают предприниматели ради собственной наживы. А потому последствия их деятельности могут нравиться не всем. Но в целом, предпринимательство признается формой социального творчества.

Развитие предпринимательства возможно только в условиях конкуренции. Конкуренция поощряет развитие одних моральных качеств предпринимателей и блокирование других. Чем более гибок человек по характеру, тем вероятнее, что его ждет успех. В один момент предпринимателю может понадобиться стремительность и напористость, в другой, ‑ терпеливость и осторожность. С одной стороны, богатый набор черт характера ‑ это хорошо, но с другой стороны, ‑ в погоне за прибылью человек рискует утратить самоидентичность, потерять себя самого (смотрите параграф 2.4 о честности), ведь не он определяет, каким ему быть, а требования рынка.

Успех в предпринимательстве может восприниматься как определяющая ценность. Успех здесь ‑ это возрастание капитала. Как показывает социально-нравственный опыт, стремление к успеху порой оборачивается тем, что его ищут любой ценой: за счет партнера, потребителя; ценой опустошительной эксплуатации социальных и природных ресурсов.

 

Позитивные и негативные последствия конкуренции. Продукты предпринимательской деятельности ‑ товары и услуги ‑ оцениваются на рынке. Конкуренция ‑ это соревнование товаров и услуг, в ходе которого осуществляется отбор партнеров и потребителей. В этом отношении конкуренция ‑ важный фактор повышения эффективности производства.

Но в то же время конкуренция приводит к столкновению честолюбивых амбиций, к стремлению конкурентов не просто одержать верх, но и подчинить и подавить соперника.

Конкуренция теоретически предполагает равенство возможностей. Поставленные в условия конкуренции люди начинают сравнивать достижения друг друга. Обобщение этих сравнений стимулирует деятельность людей. Но от природы люди неравны, у них разные способности и возможности! Люди появляются на свет в различных социальных условиях. Предпринимательство, конкуренция, ориентация на успех полностью игнорируют различия между людьми, заставляют сравнивать всех со всеми. Это все равно, как если бы боксер-тяжеловес дрался с боксером суперлегкого веса. Был бы гарантирован не просто нокаут, но смерть. Таким образом, конкуренция не только приводит к улучшению производительности, успешности и эффективности предприятия и увеличению удовольствия потребителя, но и к социальной ревности, зависти, злобе, ненависти и мстительности.

В условиях конкуренции каждый отвечает за себя. Получается, что человек берет личную ответственность не только за свои собственные поступки, но и за то, что происходит вокруг.

Мораль требует от человека заботиться не только о себе, но и о других (смотрите далее параграф 2.6. о долге), проявлять чуткость, заботливость. Принцип полезности диктует иные моральные отношения. В делах каждый отвечает сам за себя, каждый проявляет внимание к другому лишь в той мере, в какой другой представляет интерес, в противном случае, другой человек безразличен. Так конкуренция порождает ДВОЙНОЙ СТАНДАРТ: для себя ‑ забота и свобода; для других ‑ равнодушие и произвол.

 

Взаимопользование. Отношения взаимопользования выражаются девизом «Ты ‑ мне, я ‑ тебе». Вовлеченность в рыночные отношения требует учета взаимных интересов и прав людей.

Взаимопользование наблюдается там, где один человек, стремясь к удовлетворению своего частного интереса, вступает во взаимоотношения с другим человеком, через которого он и реализует собственный интерес. Взаимопользование возможно лишь как обмен, оно предполагает удовлетворение интересов всех участников. Таким образом, взаимопользование утверждает равенство и справедливость в человеческих отношениях.

Отношения взаимопользования безличны. Здесь люди друг для друга ‑ только носители товаров и услуг, исполнители определенных ролей и функций. Деловой человек вершит свои дела невзирая на лица, и эта беспристрастность опасна тем, что человеческие отношения становятся чисто функциональными, лишаются человечности.

Лишая человеческие отношения человечности, взаимопользование, как ни странно, ведет к благоприятным для развития общества последствиям. Оно позволяет отрешиться от лиц, быть беспристрастными, игнорировать не касающиеся дела качества партнера (национальную принадлежность, культурные ориентации, социальные различия и тому подобное). Получается, что в широком социально-философском плане принцип полезности лежит в основе ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. Гражданское общество ‑ это такая система политико-правовых, социальных и экономических механизмов, духовных представлений и соответствующих нормативных регуляторов, которые гарантируют автономию индивидов, их равенство перед законом, охрану их имущества и юридических прав, возможность для каждого в меру его готовности реализовывать собственный интерес.

 

Польза ни под каким видом не может заменить добродетель. В сознании, ориентированном исключительно на пользу, любые ценности, не относящиеся к доминирующей ориентации, признаются производными и, следовательно, второстепенными. Принцип полезности требует ограничений. Стремление к пользе и успеху должны быть освящены какими-либо высокими и благородными целями. Сам по себе принцип пользы не плох и не хорош. Все зависит от того, на службу чему он поставлен. Прагматизм, оправдывающий любые средства достижения поставленных целей и вменяющий человеку счастье в обязанность, недопустим.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое утилитаризм? Когда он возник? В трудах каких философов нашел отражение?

2. Каковы фундаментальные положения утилитаризма?

3. Что такое прагматизм? Когда он возник? Именами каких философов представлен?

4. Почему прагматизм называют этикой действия?

5. Что служит в прагматизме критерием истинности этических суждений?

6. «Утилитаризм» и «прагматизм» ‑ это синонимы?

7. Каковы главные принципы утилитаризма (прагматизма)?

8. Востребован ли прагматизм сегодня? Почему?

9. Что такое польза, успех, эффективность?

10. Что такое «принцип пользы»? Кто такой прагматик?

11. Является ли польза высшей моральной ценностью? Почему?

12. В чем фундаментальная разница между моралью как таковой и принципом полезности?

13. За что принцип полезности подвергается критике?

14. Как связаны принцип полезности и предпринимательство?

15. Чем опасно стремление к успеху в предпринимательстве?

17. Конкуренция ‑ это хорошо или плохо?

18. Что такое взаимопользование? К каким практическим последствиям оно приводят?

19. Как связаны принцип взаимопользования и создание гражданского общества?

20. Может ли польза заменить добродетель? Какие принципы прагматизма нельзя счесть приемлемыми?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал