Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Третий уровень Сложности
1. Ответьте на вопрос. Августин Блаженный, рассуждая о природе зла, утверждал, что зло как таковое (как субстанция) отсутствует в мире. Какие доводы приводят теологи в пользу такого суждения?
2. Дайте развернутый, аргументированный ответ на вопрос. По мнению Монтеня, человеческая жизнь самоценна, и поэтому ее цель ‑ в ней самой. Человек должен созидать свою жизнь своими собственными усилиями, и при этом не оглядываться на внешние авторитеты. Как Вы думаете, возможно ли строить свою жизнь, избегая при этом влияния общественных авторитетов, суждений и стереотипов?
3. Дайте развернутый ответ на вопрос. Человек смертен. Можно ли преодолеть смерть в моральном плане? Каким образом?
4. Дайте развернутый ответ на вопрос. По мнению Эпиктета, осознание и обретение внутренней свободы и есть смысл и цель жизни. А дорога к свободе есть «презрение к тому, что не зависит от нас». В чем еще может состоять смысл и цель жизни? 5. Прокомментируйте высказывание И. Канта. «Человек из-за своих пороков может ступить на два ложных пути: или подлости, то есть грубости, когда он из-за нарушения обязанностей по отношению к самому себе как личности ставит себя наравне со скотом; или злобы, а это ‑ сатанинство, когда человек делает своим ремеслом творение зла и поэтому ему не свойственно уже никакое доброе намерение. Пока у человека сохраняется добрый нрав и желание быть добрым, он еще ‑ человек, но если они замещаются злостностью, он превращается в дьявола. Состояние порока ‑ это состояние рабства, где господствует склонность. Чем более человек добродетелен, тем более он свободен. …Конечное назначение человеческого рода состоит в наивысшем моральном совершенстве, которое достигается при помощи свободы человека, благодаря чему человек приобретает способность к высшему счастью» (Кант, И. «Лекции по этике» (1780 ‑ 1782) / И. Кант // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. ‑ М., 1990. ‑ С.310). МОДУЛЬ 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ СПЕЦИФИКА ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ ТРАДИЦИОННЫЕ И ОТКРЫТЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ Изложено по книге: Этика: учебное пособие / Т.В. Мишаткина [и др.]; под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. ‑ 4-е изд. ‑ Минск, 2006. ‑ С. 250 ‑ 256.
Предмет и особенности прикладной этики. Сегодня разработка проблем прикладной этики является общемировой тенденцией и магистральным направлением развития этического знания в третьем тысячелетии. Прикладная этика (далее везде ПЭ)‑ это совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию регуляции поведения людей в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Сущность ПЭзаключается в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности. В основе ПЭ лежат общечеловеческие моральные принципы и ценности нормативной этики. ПЭ носит ситуативный характер. ПЭ предназначена конкретному адресату со специфическими формами практической жизнедеятельности. Содержание ПЭ составляют практические моральные проблемы, имеющие пограничный и «открытый» характер. Предметом ПЭ являются императивные и ценностныеморальные составляющие определенных профессиональных или предметных практик. Основная задача ПЭ ‑ этическая рационализация, то есть осмысление и обоснование стратегий, тактик и методов этих практик. Очевидно, что сущность, содержание, предмет и задачи ПЭ демонстрируют прежде всего ее практический характер.
Специфичность ПЭ проявляется в ряде особенностей, отличающих ее от общей этики. 1. ПЭ более специализирована, конкретизирована и ситуативна и поэтому более практична и прагматична. 2. ПЭ носит интегративный характер: аккумулирует в себе взаимодействие этической теории, реальной моральной жизни и процессы нравственного формирования личности. 3. ПЭ основывается не только на теории морали, но и на комплексе внеэтических знаний ‑ социологических, психологических, педагогических, экономических, юридических, естественнонаучных. 4. ПЭ технологична: включает разработку способов и методов внедрения прикладного знания в практику в виде проектов, программ, эталонов, моделей, кодексов. 5. ПЭ не только разрабатывает различные формы и технологии моральных отношений, но и создает специальные институты по организации и управлению ими в разных сферах жизни (биоэтические комитеты в медицине, комитеты по этике в деловой сфере и т.д.). 6. Предметом «заботы» ПЭ являются так называемые «открытые проблемы», не имеющие однозначного ответа и решения. 7. В рамках ПЭ происходит своеобразное «доразвитие» общечеловеческих норм и требований общей этики: их переосмысление, преобразование, меняется место в иерархии ценностей; возникают новые установки и ценности, новые связи их друг с другом, с административными и правовыми требованиями. Структура прикладной этики. ПЭ включает в себя следующие самостоятельные направления. 1. Экологическая этика и биоэтика, регулирующие поведение и отношение человека как части экосистемы к окружающей среде, жизни и живому. В рамках биоэтики можно выделить самостоятельный раздел. Это биомедицинская этика ‑ междисциплинарное научное направление, объединяющее медико-биологическое знание и общечеловеческие ценности. 2. Этика гражданственности, регулирующая поведение человека как гражданина по отношению к обществу. 3. Ситуативная этика, вырабатывающая практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности: публичным, (этика политических действий) и интимным, личностным (этика семейных отношений). Наиболее «ситуативным» элементом ситуативной этики является этикет ‑ правила поведения и общения, выступающие внешним проявлением внутренней культуры человека. 4. Профессиональная этика, представляющая собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. 5. Этика делового общения, вырабатывающая моральные принципы, нормы, правила и технологии, регулирующие деловые отношения в сфере управления, бизнеса, предпринимательства, а также выступающая в качестве элемента этики в других профессиях. Предлагаемое структурирование ПЭ не является жестким и однозначным: оно носит условный характер, а отдельные ее виды (элементы, стороны) взаимопроникают и переплетаются друг с другом. Так, этика гражданственности, будучи по своей сути нормативной, проявляет себя как ситуативная, например, в этике политической борьбы. То же можно сказать и об экологической этике, которая проявляется не только в конкретных ситуациях личного или производственно-экономического отношения человека к природе, но и затрагивает отдельные стороны профессиональной, в частности биомедицинской этики. В этических нормах межличностного общения конкретизируются такие проявления ситуативной этики, как этика дружбы, этические проблемы молодежной субкультуры или виртуальной реальности и др. Разработка и внедрение всех видов ПЭ не должны восприниматься как попытка манипуляции нравственным сознанием личности и покушение на ее моральную автономность. Тем более что практически в каждом направлении ПЭ основное место занимают так называемые «открытые проблемы», не получившие или не имеющие однозначного ответа и решения. «Открытые» проблемы прикладной этики имеют следующие особенности. 1. Отчетливо выраженная актуальность, современность (вне зависимости от времени возникновения). 2. Нынешняя и перспективная значимость. 3. Дискуссионная заостренность (преимущественно в форме альтернативных позиций «за» и «против»). 4. Статус социально важных вопросов, требующих не только этического обсуждения, но и правового закрепления, вызывающих широкий общественный резонанс. 5. Соотнесенность с проблемой ценности человеческой жизни и полномочий общества и личности в вопросах ее протекания (либо прекращения). 6. Наличие противоречия между отсутствием единого варианта решения той или иной проблемы и необходимостью ее разрешения в конкретной жизненной ситуации, не терпящей отлагательства. Так, например, к числу «открытых» вопросов биомедицинской этики относятся: 1) эвтаназия (безболезненный добровольный уход из жизни) ‑ проблема, ставшая актуальной в результате достижений медицины по искусственному продлению жизни человека, а, значит, и его страданий; 2) реанимирование; 3) трансплантация органов; 4) клонирование ‑ технология размножения живых организмов, в результате которой из одной клетки получаются генетически идентичные особи; 5) искусственное прерывание беременности (аборт); 6) искусственное оплодотворение (дети, зачатые в пробирке); 7) суррогатное материнство ‑ вынашивание ребенка, зачатого с целью последующей передачи его другим лицам; Различия между отдельными «открытыми» проблемами могут быть достаточно значительными: одни образуют особые, специфические проблемные поля, изучение которых сосредоточено преимущественно в рамках какой-то разновидности современной прикладной этики (биоэтики, экологической этики); другие рассматриваются в более широком этическом контексте, с использованием идейного потенциала всего этического знания (такой контекст характеризует проблему самоубийства, проблему смертной казни). Кроме того, «открытая» проблема, входящая в предметное поле одной из разновидностей современной прикладной этики, может включать в себя немалое количество других «открытых» проблем. Так, например, проблема эвтаназии (намеренного ускорения смерти безнадежно больного человека с целью прекращения его страданий) входит в предметное поле биоэтики и включает в себя: - проблему страдания и сострадания, - проблему моральной оправданности / неоправданности самоубийства, - проблему возможности / невозможности наделения эвтаназии статусом добра и оправдания ее в качестве меньшего зла во избежание большего, - проблему легализации (правового закрепления); - проблему значения мотивации в конкретных ситуациях решения проблемы эвтаназии. Таким образом, повышение значимости прикладной этики является общемировой тенденцией развития этического знания и его наименее изученных аспектов. Необходимость существования и развития ПЭ может рассматриваться как своеобразный социальный и индивидуальный заказ этике от практики. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какое значение имеет развитие прикладной этики в системе этического знания в целом? 2. Что такое прикладная этика (далее ПЭ)? 3. Какова основная задача ПЭ? 4. В чем проявляется специфичность ПЭ? 5. Какова структура ПЭ? Носит ли выделение именно этих составляющих элементов жесткий характер? 6. Почему «открытые» проблемы ПЭ носят такое название? 7. Приведите примеры «открытых» проблем ПЭ.
|